04.02.2022 8 871 Двигатель
Автор:Иван Баранов
Со временем эксплуатации транспортного средства любой его узел или агрегат будет нуждаться в ремонте. Многие автомобилисты сталкиваются с таким вопросом, как шлифовка коленвала, в результате износа рабочих поверхностей всевозможных подшипников. Именно технологическому процессу восстановления коленчатых валов и посвящен этот материал.
[ Скрыть]
Основные причины для шлифовки
Первым и главным условием для начала шлифовки это неровная установка прокладки для ГБЦ и последующее её прогорание. Причинами такого появления может быть перегрев двигателя, попадание небольших механических частей или вода, которая при детонации может повредить прокладку.
Сама же прокладка не так уж и проста, она состоит из нескольких слоев и каркаса, делают её с перфорируемой тонколистовой стали. Основным назначением является герметизация стыков двух частей. Закипание двигателя, пузыри в системе охлаждения, смена цвета масла это первые показатели, что прокладка ГБЦ пришла в негодность.
Часто еще второй причиной шлифовки считается тюнинг двигателя. Признаком для этого является снижение мощности двигателя, при нажатии на педаль акселератора, или попросту двигатель перестает тянуть. Сразу хочется сказать, что процесс не с простых и потребует затрат как времени, так и денег.
Растачивать коленчатый вал или нет
Теперь надо определить надо растачивать коленчатый вал или нет, обратите внимание на шейки коленчатого вала, видны на шейках риски и волнообразные канавки, проведите пальцем по шейке, если видны на шейке риски, канавки и проведя пальцем почувствуете малейшую волнистость даже не задумывайтесь, везите на расточку коленчатый вал. Но не покупайте сразу вкладыши на коленвал, после расточки расточник скажет какие надо покупать вкладыши, так как бывает из за большого износа шеек коленчатого вала растачивают на два размера больше
Фото. Сильно выработанная шейка коленчатого вала Волги
Редко бывает и так шейки коленчатого вала на вид хорошие, обратите внимание на коренные вкладыши и если на вкладышах увидите блестящею потертость это говорит о том что коленвал прослабленный и имеет большой зазор, и болтаясь во вкладышах набивает блестящие полоски
Фото. Вкладышы с признаками большого износа коленвала
Но не спутайте, также блестящие полоски на вкладышах могут и появиться при установке коленвала при закручивании подушки с вкладышем, когда коленвал получается зажатым, и еле прокручивается или клинит. В этом случае, первое шлифовщик допустил ошибку при шлифовке коленвала, второе под вкладыш попал мусор, поэтому при установки вкладышей тщательно протирайте постели (то место куда устанавливается вкладыш называется постель).
Если просто заменить вкладыши не шлифуя изношенный коленвал, то это все равно что выкинуть деньги на ветер, эффект будет нулевой. Также если в двигателе до ремонта было очень слабое давление масла (на холостых горит лампочка давления), это уже говорит о том, что надо растачивать коленвал под ремонтные вкладыши.
Лучше не полениться и отвезти коленвал на расточку, и переплатить немного денег, чем просто заменить вкладыши.
Железо не обманешь!
Используя эти советы сможете легко определить без микрометра надо шлифовать коленчатый вал или нет.
Общие виды шлифовки
На сегодняшний день выделяется три основных вида шлифования валов — это тонкое, предварительное, чистовое. При применении предварительного типа шлифовки удается достичь точности 8-9 по квалитету
Что касается второго важного фактора — шероховатости, то она составляет от 0,4 до 6,3 мкм. Проводить шлифовку валов чистового типа можно только после того, как заготовка пройдет термическую обработку
Такая процедура позволяет увеличить точность до 6-7 по квалитету и уменьшить шероховатость до 0,2-3,2 мкм. Наиболее точный метод — это тонкое шлифование, которое позволяет достичь шероховатости в 0,025-0,1 мкм. Процесс также делится на два вида — это круглое и бесцентровое.
Шлифовка круглого типа
Станок для шлифовки шеек коленчатого вала или для любых других изделий круглого и цилиндрического типа выполняется на круглошлифовальных станках. При этом заготовка будет монтироваться в центре, в патроне или цанге устройства. На сегодняшний день различают два основных вида выполнения круглого шлифования — это продольная подача и метод врезания.
Что касается первого типа, то это процедура, которая проходит при помощи возвратно-поступательных перемещений. В данном случае перемещается деталь относительно шлифовального круга.
Шлифовка методом врезания осуществляется кругом, ширина которого должна быть больше, чем длина участка, который необходимо обработать. В таком случае круг будет иметь подачу лишь поперечного типа. Если использовать фасонный круг, то можно обрабатывать несколько деталей одновременно. Так как данный метод является более производительным, чем с продольной подачей, то его применяют гораздо чаще на крупносерийных и массовых производствах.
В каких случаях необходимо производить шлифовку коленвала?
Коленчатый шкив представляет собой довольно сложный по конструкции и функционированию элемент двигателя. Его предназначение заключается в преобразовании возвратно-поступательных движений поршней в крутящий момент. Если объяснить в двух словах, то коленвал позволяет транспортному средству двигаться, без него невозможна работа ни одного двигателя.
Коленчатый вал двигателя
Перед тем, как рассказать, что такое расточка коленвала, разберемся, что же влияет на его износ:
- В блоке двигателя коленчатый монтируется в нижней части как минимум на пяти подшипниках (коренных). Кроме того, здесь находится и некоторое количество шатунных подшипников (в зависимости от числа цилиндров). Необходимость расточки компонента возникает в результате износа шатунных или коренных элементов.
- Также на это влияют и шатуны, которые связаны с поршнями. Они монтируются к эксцентрическим кольцам при помощи подшипников скольжения.
- Если автомобиль долгое время эксплуатируется без обслуживания колец и так называемых вкладышей, в системе значительно снижается уровень давление смазывающей жидкости. От этого из строя может выйти даже двигатель.
Именно в таких случаях, если вы не хотите приобретать вышедшие из строя компоненты, осуществляется расточка коленвала, то есть процесс восстановления его работоспособности. Профессионалы в этой отрасли давно знают, что конструкция коренных и шатунных элементов скольжения коленчатого шкива осуществляется с использованием сменных вкладышей. В том случае, когда их износ достигает критических пределов, приходится разбирать двигатель и монтировать новые компоненты.
Причины, по которым возникает необходимость расточки
На самом деле причины, по которым осуществляется процесс восстановления и шлифовка коленвала, очень банальны. И связаны они исключительно с эксплуатацией транспортного средства.
Причины необходимости восстановления следующие:
- Если вы регулярно используете низкокачественную смазывающую жидкость. Смазка низкого качества напрямую влияет на износ всех компонентов.
- Если вы меняете моторную жидкость гораздо реже, не соблюдая срок замены. В том числе речь идет и о фильтрующих элементах. В добавок к этому, если масло низкокачественное, то необходимость расточки наступит гораздо раньше.
- Еще один недостаток в эксплуатации — это недостаточный прогрев мотора перед началом езды. Особенно это касается эксплуатации транспортного средства в зимнее время года. В этом случае машину нужно как следует прогревать.
- Если транспортное средство регулярно используется в режиме повышенных нагрузок.
- Если в двигатель внутреннего сгорания каким-то образом попадает влага.
- В том случае, если произошел повышенный износ посадочных мест, поскольку сопрягаемые элементы ДВС изначально были низкокачественными. Либо же при эксплуатации авто был нарушен режим их термической обработки.
Симптомы необходимости ремонта шеек коленчатого вала
Итак, при каких симптомах возникает необходимость восстановления узла и ремонта шеек.
Это обычно происходит при проявлении следующих дефектов:
- Если при демонтаже узла вы заметили, что на трущихся поверхностях образовались царапины в результате механического воздействия.
- Если значительно увеличились допустимые размеры зазоров, это также является недостатком.
- Если на поверхности шеек образовались кольцевые риски.
- Если произошел перегрев двигателя, при это заклинили или расплавились вкладыши.
Шлифовка коленвала – причины и технология ремонта
Как бы не боролись инженеры и конструкторы с силой трения, она пока является единственным фактором, приводящим к износу деталей. Именно из-за износа рабочей поверхности многочисленных подшипников скольжения многие автолюбители начинают изучать, как происходит шлифовка коленвала.
Учитывая, что процедура эта чрезвычайно сложна и ответственна, проводить её могут специально подготовленные работники при наличии соответствующего токарного оборудования. Водителю остаётся лишь усвоить причины, по которым приходится проводить обработку коленчатого вала, принимать меры к тому, чтобы за ремонтом двигателя приходилось обращаться как можно реже.
Для чего производится шлифовка коленвала
Коленчатый вал – это сложная по конфигурации деталь, которая преобразует возвратно-поступательные движения поршней в крутящий момент. Проще говоря, благодаря коленвалу автомобиль получает возможность ехать. Без этой детали не может работать ни один мотор.
Вот для того, чтобы вернуть двигатель к жизни, но при этом не покупать новые детали, используется шлифовка коленвала.
Конструкция коренных и шатунных подшипников скольжения коленвала предполагает использование сменных вкладышей из специального сплава. Если износ достигает определенных пределов, следует разобрать мотор и установить новые вкладыши, которые будут чуть толще, чем, те, которые были установлены первоначально. Диаметр шеек, хотя и уменьшен из-за износа, но всё же, не позволяет установить сразу коленвал на новые вкладыши.
Следует сточить наружную поверхность шейки до такого диаметра, который позволит установить его с новыми ремонтными вкладышами. Процесс подгонки диаметра коренных и шатунных шеек под новые вкладыши и называется – шлифовкой коленвала. Изменение диаметра происходит на сотые и десятые доли миллиметра, а количество шлифовок ограничено количеством ремонтных размеров вкладышей.
Как шлифуют коленвал?
Хотя отечественные автомобили предоставляют владельцам неограниченные возможности при проведении самостоятельного ремонта, есть процедуры, которые физически невозможно выполнить в условиях даже хорошо оборудованного гаража. Так и шлифовка коленвала своими руками в условиях гаража невозможна, так как для этого необходимо сложное высокоточное токарное оборудование.
Кроме этого работник, выполняющий шлифовку должен пройти соответствующее обучение, а для качественного выполнения задания обладать достаточным опытом. Автовладелец в данном случае без дела не останется, так как ему следует выполнить следующие процедуры:
Для шлифовки используют специальный станок, который позволяет изменять ось вращения. Шлифовку начинают либо с шатунных шеек, либо с самых изношенных коренных. Измеряя максимально изношенную шейку можно определить размер, до которого придётся производить расточку. После балансировки и выстраивания шеек строго по оси вращения, наружная поверхность шеек протачивается до необходимого размера. После обработки коленвал обязательно вымывают, особенно смазочные каналы. Это участок работы, который вполне можно назвать шлифовкой коленвала своими руками.
Как можно продлить жизнь коленвалу?
Автовладельцы, которым приходилось на собственном опыте познать, как шлифуют коленвал, знают, насколько дорогостоящей может быть эта операция. Кроме того, приходится полностью разбирать мотор, что влечёт за собой дополнительные финансовые затраты. Даже при условии срочности ремонта, машина несколько дней ездить не будет, а в последующий обкаточный период должна эксплуатироваться очень осторожно. Для того, чтобы не вовлекаться в столь сложные ремонтные работы можно выбрать два пути: каждый раз покупать новый автомобиль, когда износ коленвала подходит к граничным пределам либо бережно эксплуатировать машину.
Во многом срок эксплуатации мотора зависит от самого водителя. Для того, чтобы как можно дольше не обращаться за помощью специалистов, следует выполнять простые правила:
Контролировать состояние коленвала можно по известным признакам, к которым относят давление в системе смазки и состояние моторного масла. Заботливый автовладелец за время эксплуатации авто может и не столкнуться с подобным видом ремонта двигателя.
савелич прокладками пользуетесь?
Если серьезно, то таки когда-то пришлось попользоваться. Когда шлифовал коренные шейки в центрах. Еще то было пользование, иногда быстрее вал отшлифовать, чем выставить теми прокладками вал в нужные две сотки биения.
Коленвал прослабленный
Расточник коленвалов может допустить ошибку и прослабить коленвал, тогда в двигателе не будет хорошего давления масла, также из-за этого двигатель может быстро застучать.
Фото. Так ключом можно проворачивать коленвал на двигателе ВАЗ.
Проверить на прослабленность коленвал можно так. Затяните подушку и прокрутите коленвал, если он очень легко прокрутился, то не мешает проверить прослаблен коленвал или нет.
Обычно коленвал после хорошей расточки не зажимается и прокручивается легко. Снимите подушку вытащите вкладыш и подложите под вкладыш фольгу от шоколадки, закрутите вкладыш, если коленвал зажмется или начнет заметно трудней крутиться, значит, эта шейка коленвала расточена отлично, вытаскивайте фольгу из под вкладыша и проверяйте следующею подушку.
Фото. Показано как подложить фольгу под вкладыш, и обязательно кончиком ножа срежьте лишнюю фольгу, здесь показано что с одной стороны фольга срезана а с другой нет.
Если после подложенной фольги под вкладыш коленвал не стал крутиться трудней, значит, эта шейка коленвала прослаблена, подкладывайте под эту подушку между вкладышем еще фольгу, пока коленвал не начнет крутиться трудней. После того как все подушки проверены и найдены прослабленные, и если под вкладыш пришлось подложить больше чем одну фольгу, то придется полностью снять коленвал и под те шейки что пришлось подложить больше чем одну фольгу надо будет разделить полоски фольги на два и подложить половину фольги под вкладыш в блоке. Ставьте коленвал затягивайте, все, Вы идеально подогнали вкладыши, и коленвал будет отлично работать в двигателе.
Обязательно в подложенной фольге под вкладышем, через отверстия во вкладыше сделайте отверстие гвоздиком для прохода масла.
Технология шлифовки
Как было отмечено ранее, процесс достаточно сложный и ответственный. Начинать шлифовку нужно со самого слабого места. В большинстве случаев это коренные или шатунные шейки. Особенно это касается шеек малого диаметра, не имеющих полноценного противовеса. Они изнашиваются в самую первую очередь. Если же восстановление раньше уже имело место, то начинать нужно с некондиционных точек. К примеру, с хвостовика коленчатого вала. Обусловлено это тем, что можно потерять параллельность шеек и все нужно будет переделывать.
Некоторые компании ведут сбор информации о моторах, шлифовка коленвалов которых не дала должного результата и ДВС быстро вышел из строя. Чаще всего причиной служит трещина, которая начинается от галтели в месте обработки и переходит в нетронутую шлифовкой область. Причина — некачественная работа специалиста
Особенное внимание стоит уделять современным форсированным двигателям
Шлифовка шейки коленвала
Шлифовка шеек коленчатого вала – одна из самых трудоёмких ремонтных процедур. Её выполнение в условиях домашней мастерской практически невыполнимо, так как требует применения высокоточного инструмента. Также от ремонтников потребуется определённый опыт работы. Довериться частным мастерам скорее всего не получится – оборудование для шлифовки шейки вала найдётся только в крупных мастерских. Попробуем разобраться, зачем шлифовать этот узел, как предотвратить его преждевременный выход из строя и где лучше всего выполнить ремонтные работы.
КАК ОТШЛИФОВАТЬ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ СВОИМИ РУКАМИ
Конструкторы и инженеры со всего мира борются с силой трения, это главная причина порчи деталей. Рабочая поверхность подшипников скольжения постоянно изнашиваются и автолюбители приходиться задумываться о шлифовке коленвала. Процесс обработки деталей достаточно сложен и подходить к нему надо со всей ответственностью. проводить ее нужно специально подготовленным работникам на токарном оборудовании соответствующего назначения. Хозяину автомобиля нужно лишь понять из-за каких причин проводится обработка коленчатого вала и вовремя осуществлять действия, помогающие предотвратить частый ремонт двигателя, для этого проводится проверка коленвала в Минске и других городах, во избежание серьезных поломок ДВС.
ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ ДЕЛАЕТСЯ ШЛИФОВКА КОЛЕНВАЛА
Коленчатый вал — деталь непростая. Простым языком, благодаря ему автомобиль едет. И без него двигатель отказывается работать.
- коленвал крепится в нижней части блока двигателя на пяти (иногда больше) подшипниках, число шатунных подшипников равно числу цилиндров
- к экцентрическим шейкам при помощи подшипников крепятся шатуны, связанные с поршнями
- область особого внимания владельца автомобиля — это шатунные и коренные подшипники. Масло поступает по скрываемым масляным каналам
- во время эксплуатации вкладыши и шейки изнашиваются, давление понижается и двигатель может выйти из строя
В коренных и шатунных подшипниках скольжения применяются сменяемые вкладыши, сделанные из особых сталей. Когда износ доходит до окончательных пределов, нужно разобрать двигатель и поставить новые вкладыши, они немного потолще старых. Диаметр шеек, хоть и уменьшается при износе, всё же не дает поставить коленвал на новые вкладыши сразу.
Наружную поверхность шейки придется сточить до диаметра, позволяющего поставить новый ремкомплект вкладышей. Работа по подгонке диаметра шеек под новые вкладыши и зовется — шлифовкой коленвала. Диаметр изменяется на 0,01 мм, а то и 0,01 мм, а число шлифовок ограничено числом ремонтных размеров вкладышей.
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ — КАК ЕГО ШЛИФУЮТ?
Некоторым автовладельцам нравится самостоятельно заниматься ремонтом своего транспорта. Особенно к этому располагают автомобили российского производства. Но есть некоторые виды работ, которые естественно нереально выполнить в обычном среднестатистическом гараже. Одна из таких процедур — шлифовка коленчатого вала собственными усилиями. Для этого должен использоваться токарный станок высокой точности.
Кроме этого, токарь выполняющий работу обязан пройти обучение, а для качественного проведения работ должен иметь еще и опыт. Токарю желательно отдавать коленвал снятый и очищенный.
Полировка коленвала своими руками – Полировка коленвала своими силами
Когда-то, на заре предпринимательской деятельности, когда решил заняться авторемонтом, то обнаружил, что прежнее коммунистическое руководство страны совсем плохо заботилось о выпуске достаточного количества запчастей, в частности вкладышей коленвала, к имеющимся у населения автомобилям. А ремонтировать надо, несмотря на то, что вкладышей не купить! Это сейчас, двигатель разбирают и снятые вкладыши не глядя в мусорку. В любом магазине какие хочешь. А тогда несчастную коробочку с восемью вкладышами можно было пол-месяца искать и не найти.
Так вот, тогда ничего из снятого с двигателя просто так не выбрасывали, все проверялось, обмерялось, сортировалось. на предмет возможного дальшенйшего (не от хорошей жизни) использования.
Вот тогда-то и был обнаружен тот феномен со вкладышами, о котором упомянул. При износе шейки коленвала на одну десятую миллиметра, износ вкладыша обычно укладывается в сотку, а то и меньше для верхнего, менее нагруженного вкладыша и не более пары сотых для нижнего, более нагруженного. Вот и собирали в отдельный ящичек те малоизношенные вкладыши на тот случай, если в ближайшие месяцы в торговой сети не предвиделось появление такого типа и размера.
И так не только со вкладышами, но и кольцами, поршнями. все тщательно проверялось, измерялось, сортировалось. А когда иномарки Б\Ушные пошли, то вообще романы писать можно. На те поначалу вообще ни одной запчасти не было. Вот где был простор для технического творчества!
Сейчас не то! Магазины ломятся от запчастей, вкладышей каких хочешь новых, кто старые мерить будет? Никто. Вот и затерялся такой интересный факт о малом их износе.