Вряд ли какой-нибудь автомобилист обрадуется тому факту, что на приборной панели загорится лампочка Check Engine. Зачастую это не сулит ничего хорошего.
Да, иногда возникают ложные срабатывания, и никакой неисправности на деле нет. Но в большинстве случаев неполадки имеются. Их можно определить по характерному поведению автомобиля, а также путём считывания кодов ошибок, записанных и сохранённых в памяти блока управления.
Достаточно подключиться к ЭБУ диагностическим сканером либо воспользоваться смартфоном для соединения с блоком. Универсальная схема кодировок ошибок позволяет понять, о какой именно неисправности идёт речь или хотя бы в какой из многочисленных систем её искать.
Одной из неприятных ошибок считается код Р0300. Автомобилисту следует знать, о чём она говорит, чем вызвана и как исправить.
О чём говорит ошибка Р0300
Рассматриваемый код имеет непосредственное отношение к неисправностям со стороны системы зажигания.
Ошибка Р0300 указывает на наличие в системе зажигания пропусков, то есть нарушен порядок зажигания.
Также подобную неисправность можно описать как случайные множественные пропуски, которые были обнаружены в системе зажигания. Это если брать за основу перевод английского сообщения. При дословном переводе получается подобное объяснение. Выражается такая проблема в виде кода Р0300 при сканировании памяти блока управления.
Если в системе были обнаружены множественные случайные пропуски, система воспламенения топливовоздушной смеси функционировать нормально не сможет. Появляющаяся ошибка Р0300 указывает на это, помогая водителю примерно понять, на что обратить внимание и в какой области искать неисправность.
Ошибка Р0300 на некоторых автомобилях варьируется в пределах от 0300 до 0312.
Это обусловлено тем, что определённые электронные блоки управления самостоятельно могут обнаружить, в каком конкретно цилиндре фиксируются пропуски. В зависимости от конечной цифры в коде ошибки, автомобилист понимает, в какой цилиндр стоит влезать.
К примеру, если двигатель имеет 6 цилиндров, тогда ошибка будет варьироваться от 0300 до 0306. Если вылезает код 0305, то проблема, соответственно, в пятом цилиндре.
Но учитывайте, что не все ЭБУ определяют точное нахождение неисправности, а потому на экране диагностического сканера может отображаться просто код Р0300. Тогда придётся путём дополнительных проверок определять, в каком из цилиндров имеются пропуски.
Как заменить свечу зажигания?
Замена свечи зажигания является простой задачей, и вы можете это сделать в домашних условиях. Прежде чем менять свечи, убедитесь, что температура двигателя невысокая.
Шаг 1: Откройте капот и найдите свечу зажигания
Откройте капот, и вы увидите несколько проводов, идущих в моторном отсеке. Свечи зажигания расположены в двигателе на конце этих проводов.
Шаг 2: Потяните за провод
Потяните провод, и вы увидите установленную свечу зажигания.
Шаг 3: Снимите свечу
Вставьте свечной ключ внутрь и поверните, чтобы ослабить свечу зажигания. Снимите старую свечу зажигания и обратите внимание на её состояние.
Шаг 4. Установите новую свечу
Используя тот же свечной ключ, установите новую свечу зажигания и правильно её затяните. Затем подсоедините провод, как он был раньше. Всё готово.
Условия формирования ошибки
Чтобы ошибка Р0300 в итоге была зафиксирована блоком управления и сохранения в памяти, требуется выполнение некоторых условий.
- Система должна обнаружить наличие пропусков зажигания одновременно в нескольких рабочих цилиндрах двигателя.
- При работе на холостом ходу ошибка записывается в память спустя 210 секунд после запуска двигателя.
- Если обороты составляют 2000 об/мин и выше, тогда ошибка сохранится уже через 60 секунд.
- Для фиксации Р0300 в памяти ЭБУ требуется, чтобы пропуск составил свыше 3,25% от числа вспышек, которые происходят за 1 тысячу оборотов коленвала.
Когда в моторе происходят пропуски, в трубе выпускной системы значительно увеличивается токсичность выхлопа.
Такая проблема может спровоцировать повышение температуры катализатора и его дальнейшее повреждение в виде оплавления сот. А замена катализатора очень дорогая, даже на бюджетных автомобилях.
На некоторых машинах, чтобы снизить догорание топлива в катализаторе и уменьшить токсичность, ЭБУ следит за пропусками, опираясь на данные распределительного и коленчатого вала. Помимо регистрации ошибки и появления индикатора Check Engine на щитке приборов, электроника может отключить некоторые форсунки в цилиндрах, где наблюдаются пропуски.
Другие определения автопроизводителей для P1602
Код неисправности P1602 считается специальным кодом автопроизводителя. Такие марки как Volkswagen и Audi называют его «модулем управления двигателем – причиной низкого напряжения питания от аккумулятора», или как «причиной низкого напряжения клеммы 30 источника питания (B +)». Возникает данная неисправность, когда управления трансмиссией устанавливает, что ток батареи, подаваемый при выключенном зажигании, не достигает минимально допустимого порога.
Различные модули управления двигателем, представляют собой непростой компьютер, в который входит большое количество регуляторов и стабилизаторов напряжения, преобразователей тока, схем драйверов и несколько типов памяти.
Определенные функции, такие как память неисправностей, базовые настройки скорости холостого хода, базовые настройки времени зажигания и некоторые другие, зависят от функций памяти. В случае прерывания подачи питания на эти цепи могут произойти неисправности, связанные с данными функциями. В действительности эти цепи остаются включенными, даже когда зажигание не работает, чтобы гарантировать, что двигатель запускается и работает без сбоев.
Набор функций тих функций также знают как как KAM. PCM снабжается с помощью памяти KAM важнейшими рабочими инструкциями. С их помощью он начинает работу и может использоваться до тех пор, пока PCM не активизирует входные данные или контуры обратной связи от датчиков для того, чтобы поддерживать функционирование двигателя.
Из вышеизложенного должно быть понятно, что, если память KAM была утеряна из-за нехватки или остановленного питания, важнейшие рабочие элементы, которые требуются PCM для «загрузки», будут вне зоны доступа, и в итоге двигатель может быть остановлен. Тем не менее, когда PCM обнаруживает недостаточное питание для Keep Alive Memory, он установит код P1602, а также может загореться сигнальная лампочка.
Характерные симптомы
Даже малоопытные автомобилисты могут заранее предугадать отображение на сканере кода ошибки Р0300, опираясь на изменения в поведении своего транспортного средства.
Есть несколько признаков, характерных для такой ошибки:
- при холостых оборотах двигатель заметно вибрирует;
- аналогичная тряска проявляется и на небольших оборотах;
- набирая скорость, машину может дёргать и бросать в стороны;
- значительно повышается расход топлива;
- не исключаются проблемы в виде затруднённого запуска двигателя;
- падает тяга, ухудшается динамика, машине не удаётся нормально разогнаться.
Всё это сопровождается горящим индикатором Check Engine на приборной панели.
Заметив подобные признаки, практически наверняка можно утверждать о наличии пропусков зажигания. То есть при подключении к ЭБУ диагностическим сканером, в памяти будет отображаться именно код Р0300.
Когда выводится Р0118, очистка от неё памяти контроллера
Ошибка сигнала датчика P0118 (ее код) появляется в памяти контроллера ЭБУ при следующих условиях (обобщено, у некоторых марок могут быть отличия):
- ДВС работает от 120 сек.;
- 0,2 сек. напряжение от обнаружителя как при t° ниже -42 или -38 (может незначительно отличаться у разных ТС);
- если неисправность постоянная через 2 драйв-цикла, то высвечивается CHECK ENGINE.
Обобщенно условия, при которых удаляется код из контроллера ЭБУ (память очищается):
- CHECK ENGINE исчезает (отключается), если система управления не наблюдает неисправности через 4 цикла запуска ДВС;
- история диагностики становится чистой через 40 нагревательных циклов подряд антифриза при отсутствии неполадки.
Причины
Сама по себе ошибка Р0300 не появляется. На то должны быть соответствующие причины.
Пропуски зажигания возможны в ситуациях, когда не удаётся поджечь топливовоздушную смесь либо поджигать попросту нечего.
Отталкиваясь от этого, выделяют несколько основных причин появления ошибки Р0300.
- Неисправная система питания. Речь идёт о том, что в цилиндры подаётся топливо низкого качества либо горючего недостаточно для нормальной работы. Обычно это обусловлено загрязнением фильтра, низким давлением в топливной магистрали, нагаром и загрязнением на форсунках.
- Проблемы со стороны зажигания. Здесь есть множество элементов, потенциально способных выйти из строя. Это все те компоненты, которые принимают участие в процессах поджигания смеси топлива и воздуха. Но чаще всего обнаруживается пробитый высоковольтный провод, загрязнённая или вышедшая из строя свеча зажигания, поломка катушки или же модуля зажигания. Дополнительно можно заподозрить неисправные контакты, нарушение целостности проводки.
- Поломки системы впуска и выпуска. Если ошибка Р0300 появляется именно из-за проблем в этой системе, тогда первым делом проверяйте катализатор на забитость. В подавляющем большинстве случаев виноват он. Но также возможен подсос воздуха, неисправность клапанов, пониженная компрессия либо же неполадки со стороны ГРМ (газораспределительного механизма).
- Выход из строя электронных компонентов. Есть несколько датчиков, при отсутствии сигналов от которых может вылезать ошибка Р0300. Сюда относятся датчики коленвала, детонации, распредвала и температуры всасываемого воздуха. В последнюю очередь можно заподозрить неисправный блок управления. Но ЭБУ выходит из строя крайне редко, а его ремонт выполняется только при условии профессионального вмешательства.
Если сканер показывает ошибки в конкретном цилиндре, то есть отображается код типа Р0301, Р0302 или Р0304, к примеру, тогда причину стоит искать именно в системе зажигания.
Когда ЭБУ не может сообщить о проблемах в конкретном цилиндре и просто выдаёт ошибку с кодом Р0300, тогда потребуется проводить более глубокую диагностику, исключая все потенциальные причины её появления.
На каких автомобилях чаще встречается данная проблема
Проблема с кодом P0300 может встречаться на различных машинах, но всегда есть статистика, на каких марках эта ошибка присутствует чаще. Вот список некоторых из них:
- Alfa Romeo
- Audi (Ауди а4, Ауди а6, Ауди q7)
- BMW (БМВ Х5, E39, E46)
- Cadillac (Кадиллак SRX, Эскалейд)
- Chery (Чери Тигго, QQ6)
- Chevrolet (Шевроле Авео, Каптива, Кобальт, Круз, Ланос, Лачетти, Реззо, Сильверадо, Спарк, Тахо, Трейлблейзер)
- Chrysler (Крайслер Вояджер, Интрепид, Пацифика, Таун Кантри, 300c)
- Citroen (Ситроен С5)
- Daewoo (Дэу Матиз, Нексия)
- Dodge (Додж Интрепид, Калибр, Караван, Неон)
- Fiat (Фиат Альбеа, Добло, Пунто)
- Ford (Форд Мондео, Рейнджер, Фокус, Фьюжн, Эксплорер, C-Max, F-150)
- Geely (Джили МК, MK Cross)
- GMC Safari
- Great Wall Hover
- Honda (Хонда Аккорд, Цивик)
- Hover (Ховер Н3, Ховер Н5)
- Hummer H3
- Hyundai (Хендай Акцент, Гетц, Матрикс, Н1, Санта фе, Солярис, Соната, Туксон, Элантра, i30)
- Infiniti (Инфинити fx35, g35, qx56)
- Isuzu
- Jaguar (Ягуар S-Type)
- Jeep (Джип Гранд Чероки, Коммандер, Либерти)
- Kia (Киа Пиканто, Рио, Сид, Соренто, Спектра, Спортейдж, Церато)
- Lexus (Лексус gs300, gx470, lx470, is250, rx300, rx350)
- Lifan (Лифан Солано)
- Mazda (Мазда 3, Мазда 5, Мазда 6, Мазда cx7, Милления, Протеже, MPV)
- Mercedes (Мерседес s500, w166, w220)
- Mitsubishi (Митсубиси Аутлендер, Галант, Каризма, Лансер, Монтеро, Паджеро, Спейс Стар)
- Nissan (Ниссан Альмера, Кашкай, Максима, Мурано, Ноут, Патрол, Примера, Теана, Тиида, Х-Трейл)
- Opel (Опель Агила, Антара, Астра, Вектра, Зафира, Инсигния, Корса, Мерива, Мокка)
- Peugeot (Пежо 206, 307, 308, 406, 407, 607)
- Pontiac (Понтиак Монтана)
- Porsche (Порше Кайен)
- Renault (Рено Дастер, Кангу, Клио, Логан, Меган, Сандеро, Симбол)
- Saab 9-3
- Skoda (Шкода Йети, Октавия, Суперб)
- Ssangyong (Саньенг Кайрон)
- Subaru
- Suzuki (Сузуки Витара, Гранд Витара)
- Toyota (Тойота Камри, Королла, Матрикс, Приус, Рав4, Селика, Хайлендер)
- Volkswagen (Фольксваген Амарок, Гольф, Джетта, Пассат, Поло Седан, Туарег, Туран, Тигуан)
- Volvo (Вольво s40, s60, s80, xc90)
- Vortex
- ВАЗ 2105, 2107, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115
- Волга Сайбер
- Газель Бизнес, Крайслер
- Лада Веста, Гранта, Калина, Ларгус, Нива, Приора
- ТагАЗ Тагер
- Уаз Буханка, Патриот, Хантер, 409
С кодом неисправности Р0300 иногда можно встретить и другие ошибки. Наиболее часто встречаются следующие: P0021, P0100, P0101, P0102, P0131, P0133, P0135, P0151, P0170, P0171, P0172, P0174, P0201, P0202, P0301, P0302, P0303, P0304, P0305, P0306, P0308, P0340, P0341, P0363, P0404, P0420, P0422, P1297, P1303, P1336, P1396, P1682.
Диагностика и ремонт
Проводя диагностические мероприятия, можно обнаружить неисправности и понять, из-за чего конкретно появился код ошибки Р0300.
Специалисты советуют придерживаться такой последовательности.
- Проверьте состояние высоковольтных проводов. Понадобится мультиметр, переведённый в режим измерения сопротивления. Если изоляция целая, сопротивление будет от 4 до 10 кОм.
- Проверьте модуль или катушки зажигания. Здесь поможет стенд или мультиметр. Проще всего выполнить тестирование, установив катушку на точно работающий цилиндр. После этого запускается мотор, снова считывается код в ЭБУ. Если код не поменялся, тогда катушка исправная. Ищем причину дальше.
- Протестируйте свечи зажигания. Их следует демонтировать, осмотреть на наличие нагара и повреждений. При необходимости выполняется чистка, выставляется зазор. Если свеча вышла из строя, следует заменить.
- Компрессия в цилиндрах. Если она низкая либо компрессии нет, это провоцирует сложности с воспламенением. Если компрессия в норме, двигайтесь дальше.
- Состояние форсунок. Без диагностического стенда здесь не обойтись. Одним из вариантов без привлечения СТО будет заправка высокооктановым бензином. С ним нужно проехать 10-20 км при высоких оборотах, после чего ещё раз проверить ошибку.
- Проверьте топливный фильтр. Это расходник, который периодически меняется. При загрязнении фильтра или использовании плохого горючего забиваются форсунки, появляются пропуски зажигания. Отсюда и Р0300.
- Осмотрите состояние прокладки на впускном коллекторе. Порой из-за её износа образуются пропуски, вылезает рассматриваемая ошибка. Прокладку следует заменить.
- Не лишним будет проверить клапан EGR. Он может заклинивать, что и ведёт к рассматриваемым проблемам. Для этого проверяется долгосрочная коррекция горючего в конкретных подозреваемых цилиндрах. Отличия от оптимальных показателей должны составлять не более 1-3%. Об эталонных значениях легко можно узнать из мануала. При отклонениях, составляющих более 7%, возникает лишний забор воздуха. Клапан следует восстановить или заменить.
Не все проблемы удаётся решить своими силами. Но игнорировать симптомы, проявляющиеся при Р0300, категорически нельзя.
Коды, связанные с P0132
- P0130 — Цепь датчика кислорода (банк 1, датчик 1).
- P0131 — Низкое напряжение цепи датчика O2 (банк 1, датчик 1).
- P0132 — Цепь датчика O2, высокое напряжение (банк 1, датчик 1).
- P0136 — Неисправность цепи датчика O2 (банк 1, датчик 2).
- P0137 — Низкое напряжение цепи датчика O2 (банк 1, датчик 2).
- P0138 — Цепь датчика O2, высокое напряжение (банк 1, датчик 2).
- P0150 — Цепь датчика O2 (банк 2, датчик 1).
- P0151 — Низкое напряжение цепи датчика O2 (банк 2, датчик 1).
- P0152 — Цепь датчика O2, высокое напряжение (банк 2, датчик 1).
- P0156 — Неисправность цепи датчика O2 (банк 2, датчик 2).
- P0157 — Низкое напряжение цепи датчика O2 (банк 2, датчик 2).
- P0158 — Цепь датчика O2, высокое напряжение (банк 2, датчик 2).
Методы проверки
Рекомендуемый алгоритм проверки:
- Отключают разъем, анализируют состояние, осматривают. Иногда от высоких температур, от старости крепежи рассыпаются, что провоцирует плохой контакт. Надо осмотреть особенности крепления. Например, на корпусе датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2114 есть фиксирующее ушко, оно может отломиться, соединение ухудшится, через щель может попадать грязь.
- Мультиметром проверяют, получает ли датчик от системы управления 5 В. Можно без запуска мотора, достаточно включить зажигание.
- Проверить чистоту контактов, почистить их очистителем.
- Демонтаж и визуальный анализ всего прибора. Проверка мультиметром:
- Прозвонка проводков, их можно заменить. Желательно перед отсоединением запомнить распиновку (номера контактов) на ЭБУ, она же указана в мануале. Замерить сопротивление между проводками (режим омметра), что покажет состояние изоляции, то есть, нет ли замыкания. Близкий к нулю показатель означает КЗ. Надо найти место пробоя, заизолировать жилы по всей их длине изолентой, а лучше термоусадкой, идеальный вариант – заменить их полностью.
- В том же режиме как в предыдущем пункте проанализировать сопротивление, но уже между каждым проводком и «массой». Величина близкая к нулю – замыкание на корпус. Решение аналогично вышеуказанному – замена.
Предостережение: есть риск ошибиться и заменить рабочий датчик, если причина кроется в проводке (обрыв или КЗ). По завершению ремонта надо обязательно очистить память ЭБУ об ошибке, иначе данные будут провоцировать код ошибки до окончания полного цикла, заложенного в программу алгоритма ее обновления.