Принцип работы
Для того чтобы выполнить такую процедуру, как очистка детали, необходимо разобраться, как же она работает. Во внутренней камере сгорания газы расширяются, а энергия передается к поршню. После этого шатуны приводят коленчатый вал в действие. На этот блок непрерывно воздействуют температурные, механические и другие посторонние нагрузки. Испытывая силу давления газа, поршень сильно разогревается из-за контакта с веществами, которые образуются от сгорания топлива.
Из-за того, что в процессе работы происходит повышенная нагрузка на поршень, постепенно на нем образуется черный нагар. Это также происходит из-за какой-либо поломки мотора. Часто такие неисправности могут стать фактором, влияющим на нарушение процесса сгорания топливной смеси внутри цилиндров.
Удаляем с двигателя нагар без его разбора
С течением времени в автодвигателе начинают скапливаться отложения, препятствующие правильной его работе. Справиться с нагаром несложно, для этого требуется.
Как часто автолюбители ни меняют масло в двигателе и насколько качественное топливо они ни подбирают, все равно нагар со временем так или иначе появляется. При этом он образуется практически повсюду: на поршнях, клапанах. Наличие его на кольцах значительно снижает их подвижность.
Причины большого количества нагара в первую очередь в низкокачественном топливе, которое не сгорает до конца. Они также могут заключаться в неправильно подобранном масле или масле невысокого качества.
Весьма вредно сразу нагружать холодный ДВС. Его важно прогревать.
Как можно узнать, что ДВС сильно загрязнен?
Автомобиль в этом случае начинает постоянно перегреваться непонятно из-за чего. То есть течи нет, антифриз в норме, но авто перегревается, вентилятор охлаждения все время срабатывает. Причина этого в ухудшении теплообмена.
При запуске ДВС после долгой стоянки (примерно 5 — 6 часов в летний период и больше 3 часов в зимний) из выхлопной трубы примерно полминуты или меньше выходит дым черного цвета. ДВС после его запуска работает не совсем ровно. После прогрева работа двигателя сразу становится лучше. В салоне может чувствоваться подгорелость. Становится хуже «тяга» — авто дольше по времени набирает скорость. Топлива расходуется больше обычного примерно на 1/5. При выключении зажигания может наблюдаться детонация. В результате чувствуется заметная вибрация. Это объясняется сгоранием оставшегося топлива. Оно воспламеняется от прогретого нагара.
Можно ли, не проводя разбор двигателя, убрать нагар?
Итак, нужно купить сжатый воздух (он продается в баллончиках), шприц с наличием трубки и жидкость, предназначенную для проведения раскоксовки. Поршни потребуется выставить на один уровень. Ключом следует прокручивать шкив коленвала, или поднять колесо спереди, затем включить пятую передачу, затем начать прокрутку колеса. Трубка и шприц пригодятся для заливки жидкости. На раскоксовку потребуется время, примерно 2 часа, но лучше больше. Затем следует удалить жидкость из колодцев. После этого нужно продуть сжатым воздухом свечные колодцы. Затем следует сесть в авто, включить зажигание, нажать на газ и крутить стартер в течение 5 секунд. После этого поставьте свечи обратно и произведите запуск двигателя машины. Он должен поработать порядка десяти минут. Вначале будет наблюдаться черный дым, означающий, что прогорает средство, которое осталось в двигателе.
Для очистки остальной части ДВС требуется промывочное масло. На нем требуется проехать примерно 100 километров. Во время поездок не нужно давать нагрузки на двигатель. Затем масло следует смыть, залить обычное масло и спокойно ездить на машине, промывка завершена.
Понравилось? Поставьте класс! Подпишись на канал, если любите автомобили
!
Источник
Что такое нагар на поршнях
Заглянув внутрь силовой установки, мы обязательно увидим, что многие детали покрывают отложения различного вида. Опытные водители подразделяют их на шлам, нагар и лаковые образования. Одна из причин образования отложений – расщепление моторного масла в двигателе. Оно со временем окисляется и разлагается, поэтому продукты распада могут оседать на элементах, образуя отложение. Поэтому каждый водитель должен знать, как очистить поршень от нагара.
Причины появления нагара
Самой распространенной причиной появления нагара является неполное сгорание топлива или высокий процент содержания в горючем различных примесей и добавок. После того, как происходит контакт топлива с разогретым поршнем, клапанами или стенками цилиндров, вредные добавки начинают накапливаться, и со временем образуется целый слой отложений.
Одна из распространенных причин – редкая замена масла. Когда водитель не заботится о регулярном осмотре этой системы, то постепенно двигатель начинает коксоваться. Поэтому опытные автомастера рекомендуют менять масло после пробега 15-20 тыс. км. К другим факторам, которые влияют на загрязнение поршней, относятся:
На боковых поверхностях поршней и стенках цилиндров шлам образуются чаще всего. Эксперты считают, что нагар, появляющийся в верхней части поршня, будет способствовать повышенному износу стенок цилиндров. Отложения могут забиваться в зазор между канавкой и кольцом на поршне. Это приводит к значительному износу двигателя. Поэтому лучше устранить проблему как можно быстрее.
Причины образования в двигателе отложений и нагара
Использование качественных масел не устраняет проблему закоксованности, поскольку налёт и нагар могут образовываться в моторе по причинам, не связанным с качеством горюче-смазочных материалов:
- Перегрев двигателя. В результате регулярного перегрева масло стареет быстрее, теряет вязкость и образует полимерные отложения в канавках под поршневыми кольцами, на стенках камеры сгорания, системы смазки и других деталей.
- Эксплуатация в условиях низких температур. Образующийся при сгорании горючего водяной пар вступает в реакцию с холодным маслом, что приводит к образованию шламов в картере.
- Городской режим эксплуатации. Короткие поездки и стояние в пробках. При такой эксплуатации двигатель не выходит на нормальный режим работы, и, как следствие, начинается карбонизация цилиндро-поршневой группы.
- Несвоевременная замена масла приводит к резкому увеличению отложений, возникающих вследствие процессов его старения.
- Износ турбокомпрессора, в результате которого в масло начинают попадать горячие выхлопные газы, и свойства масла изменяются.
- Попадание антифриза в картер при разгерметизации системы охлаждения, что изменяет свойства масла и инициирует процессы его полимеризации.
- Некачественное топливо. При неполном сгорании топлива, часть его попадает через кольца в картер двигателя и ускоряет процесс старения масла.
- Образование избыточного количества сажи из-за слабой компрессии или позднего впрыска горючего в дизельных моторах.
Очистка поршней без разборки мотора
По утверждению опытных специалистов, имеющих многолетнюю практику, обязательно нужно воспользоваться ручной механической чисткой, чтобы качественно и быстро удалить нагар с поршней и других деталей ДВС. Получается, что для начала нужно практически полностью разобрать силовую установку. Этот способ является наиболее трудоемким и затратным, поэтому многие автовладельцы стараются обойтись способом очистки поршней от нагара без разборки.
В этом случае делают раскоксовку двигателя и поршневых колец. В этом методе очистки поршней от нагара детали не снимаются с машины. Средства, которые предназначены для этой цели, являются активными растворителями. Их заливают в двигатель через свечные отверстия или через систему смазки. Благодаря этому происходит очистка поршней без дополнительных временных и финансовых затрат по разборке.
Подобное средство можно приобрести в любом магазине, который продает автохимию. Выпуском этих продуктов занимаются известные бренды – Liqui Moly, Xado, Gzox. Для раскоксовки лучше всего использовать средства этих компаний. Автохимия обладает своими достоинствами и недостатками. К плюсам относятся быстрота выполнениия процедуры и щадящее воздействие на двигатель. Недостатки способа в том, что во время этих манипуляций не получится удалить нагар из камеры сгорания клапанов и поверхности поршня. Кроме того, по заверению многих автомобилистов, Gzox для раскоксовки способен отмыть только маслосъемные поршневые кольца.
Поэтому это решение относят к разряду профилактических. Если мотор сильно загрязнен, то эти процедуры не помогут избавиться от такой проблемы, как нагар.
Химические средства и оборудование, применяемые по технологии BG
- Раскоксовка поршневых колец и очистка всех элементов системы маслоподачи (мягкий способ). Для этого в масляную систему добавляются специальные очищающие препараты, например BG 109. Целью такой очистки является раскоксовка маслосъёмных колец и освобождение от нагара нижних компрессионных колец.
- Подача очищающего средства через топливную систему. Цель этого метода является очистка форсунок, впускных клапанов, раскоксовка верхних компрессионных колец и снятие нагара со стенок камеры сгорания и выпускных клапанов.
- Раскоксовка при помощи аппарата BG 9408 Squid (жесткий способ). Очищающая жидкость подаётся из данного аппарата через специальные адаптеры, установленные на месте свечей или форсунок непосредственно в камеры сгорания. В комплекте с аппаратом BG 9408 идет блок управления стартером двигателя, который «прокручивает» двигатель через заданные промежутки времени, заставляя поршни и кольца «двигаться», что улучшает процесс раскоксовки. Данный метод позволяет выполнить полную и качественную раскоксовку мотора методом жёсткой очистки.
- Метод доставки очищающего сольвента через систему подачи воздуха в рамках индукционного сервиса для дизельных или бензиновых двигателей. Целью данного сервиса является промывка системы впуска (дроссельная заслонка, ДМРВ, раскоксовка впускных клапанов со стороны впуска), и в том числе полная очистка двигателя от нагара без разборки, с раскоксовкой колец.
Удаление налета с камеры сгорания и поршня
Этот метод рассчитан на то, что очиститель-растворитель заливают непосредственно в камеру сгорания. Благодаря этому происходит разрыхление нагара. А после возобновления работы двигателя все отложения просто выгорают. Нужно учитывать, что для такого вида раскоксовки понадобятся более агрессивные средства. Самым действенным из них считается очиститель Lavr или его аналоги.
Для того чтобы быстро сделать раскоксовку без снятия силового агрегата и не потратить слишком много времени, необходимо соблюдать последовательность работ:
- Прогреть мотор до рабочей температуры, не допуская охлаждения, и выкрутить свечи.
- Установить поршни на среднее положение, подняв автомобиль домкратом (у машин с задним приводом нужно поднять колесо сзади, а с передним – впереди).
- Включить четвертую или пятую передачу и прокрутить двигатель с помощью приподнятого колеса.
- После этого определяется расположение поршней с помощью отвертки, вставленной через свечное отверстие в камеру сгорания. После этого можно залить в каждый цилиндр средство для раскоксовки и оставить машину на 30-40 минут.
- По прошествии времени подойти к понятому колесу и покрутить его вверх или вниз. Это нужно сделать, чтобы очиститель протек к кольцам. Такие действия следует выполнять не меньше 5-10 минут.
- Теперь следует прокрутить мотор с помощью стартера с выкрученными свечами. Понадобится всего 15-20 секунд. Во время этой процедуры остатки жидкостей из цилиндров удаляются через свечные колодцы.
Как проверить герметичность клапанов
Если было выявлено большое количество нагара на клапанах, то среди прочего имеет смысл проверить их герметичность. В том числе это имеет смысл делать после выполнения капитального ремонта двигателя, а также после притирания клапанов. Для этого необходимо демонтировать всю головку блока цилиндров с тем, чтобы обеспечить нормальный доступ к клапанам. Кроме этого, необходимо демонтировать распределительный вал и оси коромысел также должны быть сняты. Это обеспечит положение, когда все клапана будут в закрытом состоянии. Также необходимо демонтировать впускные и выпускные коллектора, чтобы обеспечить доступ к их колодцам. Существует два способа проверки — один не совсем корректный, а второй — более полный и правильный.
Проверка клапанов на герметичность метод первый
Следует положить головку на бок таким образом, чтобы отверстия колодцев, куда подсоединяются упомянутые коллектора, были направлены вверх. Соответственно, клапана будут находиться в горизонтальной плоскости. Далее нужно поочередно в эти отверстия необходимо заливать бензин (а лучше всего керосин, он лучше протекает), и смотреть за тем, чтобы из-под клапанов он не просачивался. Это является залогом герметичности клапана. Если же бензин сочиться — значит, клапан необходимо ремонтировать (притирать). При этом необходимо с помощью компрессора (пистолета) осушить выходы клапанов с тем, чтобы обеспечить наглядность появления бензина на выходе клапана. Однако этот метод не способен выявить просачивание газов под нагрузкой. Кроме этого, такой метод проверки сложен для двигателей, оснащенных системой EGR. Обычно на одном или нескольких цилиндрах имеется специальный клапан, через который бензин попросту выльется из колодца.
Диагностика плотного прилегания клапана метод второй
Головку блока цилиндров необходимо расположить «вверх ногами», то есть, таким образом, чтобы выходы клапанов были сверху, а отверстия колодцев коллекторов были сбоку. Далее нужно налить небольшое количество бензина в полость выхода клапанов. Далее с помощью компрессора подать в боковой колодец струю сжатого воздуха. Причем подавать в отверстия как впускного, так и выпускного коллектора. Если клапана герметичны, то под такой нагрузкой воздух из-под них не будет просачиваться. И соответственно, если герметичность нарушена, то из-под клапана в бензин будет просачиваться некоторое количество воздуха, что будет визуально видно по пузырькам, которые направлены в бензине вверх. Данный метод является очень эффективным и позволяет легко диагностировать соответствующую поломку.
Снятие поршневой группы
Эту процедуру нужно выполнять аккуратно, чтобы не повредить посторонние детали. Автовладелец, желающий сделать все в домашних условиях, должен заранее позаботиться о наборе инструментов и подготовить место для разборки в гараже.
Предварительно сливается масло с силового агрегата. Затем можно удалить с прокладки головки все кусочки, прилипшие к этой запчасти. Следует внимательно следить, чтобы они не попали в крепежное отверстие. Затем специальным треугольным напильником снимается нагар с верхней части блока цилиндров. Если этого не сделать, то не получится вытащить сам поршень. После того как сделаны необходимые замеры изношенности цилиндров, можно извлекать поршневую группу. Если понадобилось также вытащить шатуны, то придется снимать поддон двигателя.
Способы внешней очистки поршня
Снятые запчасти готовы к проведению дальнейших действий. Теперь можно не только осмотреть их со всех сторон, но и выполнить очистку поршней от нагара с разборкой любым из известных методов. Народные автомастера, занимающиеся ремонтом автомобилей в домашних условиях, предлагают вместо традиционных средств воспользоваться альтернативными способами.
По их мнению, самыми эффективными являются средства для чистки:
Предлагают даже использоваться использовать всем известную Coca-cola, утверждая, что она прекрасно справляется даже самым сильным нагаром. Однако, несмотря на то, что напиток славится своими очищающими свойствами, эффект получается минимальным.
Поэтому опытные специалисты не советуют экспериментировать с пищевыми продуктами. Хорошо показал себя аптечный препарат «Димексид» для раскоксовки колец, но использовать его нужно уже в последнюю очередь, когда основной шлам удален.
Средство для мытья духовок
Эта бытовая химия тоже предназначена для борьбы с загрязнениями, правда, другого рода. Данное средство для очистки поршней от нагара предназначено для удаления жира с духовок, сковородок, барбекю. Согласно отзывам многих водителей, гель очень даже эффективен в борьбе с нагаром на поршнях. Особенно хорошо себя проявил гель Queen Cleaner от компании Amway.
Средство нужно использовать осторожно, потому что оно агрессивной действует на любые алюминиевые поверхности. Поэтому надо наносить состав только на поверхность нагара. Достаточно подождать 15-25 минут, а потом смыть влажной тряпкой. Большая часть темного налета исчезнет.
Средство для чистки салона
Самым действенным способом выполнить такую процедуру, как очистить поршень от нагара, считается универсальный концентрат, предназначенный для мытья сильно загрязненных поверхностей автомобильного салона. Из предложенных на рынке средств наиболее эффективен итальянский продукт Atas Vinet. Для проведения процедуры необходимо разбавить его в пропорции 1/10 с водой. Однако даже эта жидкость для раскоксовки с трудом справляется с жестким нагаром. После него для окончательного удаления мелких остатков нагара применяют особое средство. Им является «Димексид». Для раскоксовки колец этот препарат используется достаточно часто. Правда, еще чаще этот раствор применяют в медицинских целях.
Специалисты рекомендуют заранее узнать, как очистить поршень от нагара, и выполнять эти действия в профилактических целях, не дожидаясь поломки двигателя.
Источник
Как очистить поршни от нагара
Виды налета или отложений на поверхности поршня:
Так как двигатель внутреннего сгорания подвергается большим температурным нагрузкам, моторное масло разлагается и окисляется, образуя налет. Отделившиеся и прогоревшие частицы масла оседают и прикипают к деталям цилиндро-поршневой группы. Если не очищать поршни, кольца и рабочую камеру, слои отложений будут увеличиваться, что приведет к поломке ДВС.
Методы очистки от нагара и кокса
* через горловину заливки масла.
Чтобы качественно очистить от нагара поршни — надо использовать метод ручной механической чистки. Выбрав такой метод, придется разобрать двигатель и демонтировать поршни. Этот процесс трудоемок, потому что нужен гараж, знания и навыке по разборке двигателя, инструменты. После разборки очистить поверхность поршней скребком, потом наждачной бумагой.
- Плюс ручной механической очистки — качественное удаление нагара, кокса, лака.
- Минус — время, труд.
Очистка поршней от нагара без разборки
Многие выбирают второй метод очистки поршней от нагара — без разборки. При раскоксовке и залегании поршневых колец используют метод без демонтажа деталей двигателя.
Принцип такой очистки — использование специальных средств, которые способны растворить образовавшийся кокс и налет.
Заливают такие растворители коксов напрямую через отверстия для свеч зажигания (через отверстия для свеч накаливания — для дизельных агрегатов) или через систему смазки (горловина для заливки моторного масла). Залитая жидкость должна растворить образовавшийся черный нагар.
Плюсы раскоксовки и удалению нагара спец жидкостью:
Минусы:
- не удаляется нагар с поверхностей рабочей камеры сгорания, поршней и клапанов;
- с сильно закоксованным двигателем не справится.
Очистка и раскоксовка бывают двух видов:
- Мягкая. Если заливать растворитель через свечные отверстия — этот способ называется «твердая» очистка.
- Твердая. Если через отверстие для заливки масла — это «мягкая» очистка.
Мягкая раскоксовка
Суть данного способа заключается в том, что перед тем, как заменить моторное масло, в двигатель заливают промывочную жидкость с эффектом раскоксовки поршневых колец (например, Ликвид Моли, XADO / Ксадо).
При использовании такого способа, надо изучить особенности эксплуатации двигателя после добавки этой жидкости в моторное масло. Как правило, нельзя давать большие нагрузки мотору (использование прицепа, большого багажа, пробуксовок, превышать средние обороты). Это связано с тем, что масло стало разбавленным, физико-химические характеристики масла изменились.
Данный способ очистки, то есть не разбирая двигатель, а используя специальную жидкость для раскоксовки и удаления нагара с деталей ЦПГ через маслозаливочное отверстие надо использовать для профилактики. Тогда будет эффект.
Твердая очистка от нагара
Если налеты на деталях цилиндро-поршневой группы и клапанах большие, тогда можно использовать неразборный метод с заливкой в цилиндры через отверстия для свечей. Залив специальный растворитель нагара напрямую в камеру сгорания, происходит размягчение и отклеивание нагара и кокса от детали. Далее, во время работы двигателя размягченные частицы налета сгорают.
Для заливки через свечные отверстия используют агрессивные растворяющие жидкости для получения максимального эффекта. Это, например, фирма Lavr / Лавр.
Правила использования специального чистящего средства через свечные отверстия:
- Измерить компрессии всех цилиндров. Это необязательно, но полезно узнать потом, получилась ли разница в значениях давления до и после очистки.
- Нагреть мотор до рабочей температуры.
- Выкрутить свечи зажигания или калильные свечи.
- Выставить все поршни в среднее положение. Для это крутить за шкив генератора на нейтралке или приподнятом домкрате на 4 или 5 скорости крутить ведущее колесо. Рулеткой или отверткой проверить расположение поршней.
- Через отверстия для свечей залить во все цилиндры жидкость для раскоксовки и удаления нагара.
- Подождать 30 минут.
- Покрутить туда-сюда за шкив генератора в нейтральном положении коробки передач или на 4 или 5 скорости за колесо, чтобы жидкость попала в гнезда для колец, чтобы их раскоксовать, если они залегли. Смещать поршни через каждые несколько минут.
- Повернуть ключ зажигания и заводить с выкрученными свечами для того, чтобы поршни выбросили остатки жидкости через отверстия. Делать это секунд 20. Если останется много жидкости, может произойти гидроудар двигателя.
- Закрутить свечи.
- Завести двигатель автомобиля. После очистки от нагара и кокса поршней, колец, стенок цилиндра, клапанов методом жидкостной очистки двигатель автомобиля может сразу не завестись.
- После пуска мотора дать поработать на холостом ходу около 15 минут. Сразу после запуска двигателя из глушителя будет выходить черный выхлопной газ и едким запахом.
- Проехать пару километров пока цвет выхлопных газов не станет нормальным.
- Проверить масло, если не чистое, заменить масло и масляный фильтр.
Типы впрыска топлива в двигателях
Первый тип впрыска называется распределенный (обозначается английской аббревиатурой MPI). Алгоритм его действия заключается в том, что сначала топливо подается во впускной коллектор двигателя, где смешивается с воздухом. Далее полученная топливовоздушная смесь подается в цилиндры двигателя, где впоследствии и сжигается. При этом происходит так называемое ополаскивание клапанов упомянутой топливовоздушной смесью. Именно поэтому на клапанах нагар не образуется, так как его просто «сносит» в процессе прохождения смеси.
Со временем, конечно, и на таких клапанах может образоваться нагар, однако для зависит от других факторов. Во-первых, от времени. То есть, чем старше двигатель (или он давно не проходил капитальный ремонт и/или чистку клапанов) — тем вероятность образования нагара будет выше. Во-вторых, нагар в данном случае может быть спровоцирован неисправностью системы ГРМ, в частности, нагар образуется в случае, если через сальники клапанов протекает масло. Тогда оно будет закоксовываться, что и приводит к образованию нагара на клапанах.
Устройство двигателя с непосредственным впрыском GDI
Однако большому нагару на впускных клапанах больше подвержены двигатели с так называемым непосредственным впрыском (обозначается английской аббревиатурой GDI). Эти моторы являются более современными и совершенными по сравнению с MPI, однако одним из их недостатков является именно образование нагара на их рабочих клапанах ГРМ. Почему это происходит? Конструкция двигателя GDI подразумевает подачу топлива в цилиндры напрямую. Это реализуется тем, что форсунка находится непосредственно в блоке цилиндров. А через впускной коллектор подается только чистый воздух. Таким образом, смешивание топлива и воздуха происходит непосредственно в самом цилиндре двигателя.
Получается, что бензин подается в цилиндры, минуя клапана, а через них проходит только воздушный поток, который не в состоянии удалить (сжечь) топливный налет, который со временем образуется на корпусе клапанов. Это и является основополагающей причиной того, что на двигателях с непосредственным впрыском нагар на впускных клапанах образуется гораздо чаще. Современные автопроизводители знают об этой проблеме, и пытаются решить ее конструктивными схемами. Так, на многих двигателях топливная форсунка расположена ближе к головке блока, а иногда даже непосредственно в головке. Это позволяет увеличить вероятность постепенно сжигания налета, который впоследствии превращается в нагар. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что такие решения помогают не очень хорошо.
Чем опасен черный нагар на поршне
Присутствие черного нагара на поршне может к серьезным поломкам ДВС:
- детонация (резкий взрыв топливно-воздушной смеси в камере сгорания);
- калильное зажигание (горюче-воздушная смесь возгорается сама по себе из-за перегретых деталей, без подачи искры);
- дизелинг (самовозгорание топливно-воздушной смеси без подачи искры, за счет высокой компрессии).
Появление детонации, калильного зажигания и дизелинга значительно уменьшают межремонтный ресурс двигателя. Признаком калильного зажигания и дизелинга является то, что мотор автомобиля не глохнет после отключения.
Советы бывалых водителей
В результате проб и ошибок, полученных автолюбителями при очистке мотора автомобиля, выявились дешёвые и действенные технологии. Водители стараются промыть камеру сгорания жидкостью без снятия головки цилиндров. Состав жидкости, которая растворяет грязь, получена экспериментально. Её состав состоит из углеводородов способных размягчать обуглившиеся масляные примеси:
Компоненты брать в равном количестве, как правило, по 0,5 литра. Смесь залить в цилиндры на ночь. После промывки сменить масло.
Очистка поршневых колец
Трущиеся поверхности поршней и цилиндров, а также канавки для поршневых колец подвергаются образованию на них лаков. Так как отложения нагара и лака могут закупорить пазы для поршневых колец. Из-за того, что паз будет забит, поршневое кольцо будет расширено, что приведет к порче цилиндров (появятся задиры, царапины). Поэтому, если есть нагар и лаки на верхних боковых частях поршней, то эксплуатация автомобиля при таком раскладе дел приведет к преждевременному износу цилиндров, ремонт которых обойдется намного дороже. Такие причины приводят к капитальному ремонту двигателя автомобиля.
При эксплуатации, если поршневые кольца расширены, с поверхности цилиндров будет сдираться защитный слой — хон, гильза цилиндра подвергнется быстрому износу и сами поршневые кольца износятся.
Забивка зазора или паза для колец, из-за чего само кольцо расширяется, может также привести к поломке кольца. Соответственно, если поршневое кольцо сломалось, то цилиндр и другие детали цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) подвергнутся огромному износу.
Также, может быть и такое, что наличие нагара и лака в пазу для поршневого кольца может закоксовать кольца (они станут неподвижными). Это явление называют закоксовкой или залеганием колец ДВС.
Если поршневое кольцо стало залегло, стало неподвижным, то компрессия будет меньше, чем при исправно-работающем кольце. А, как мы уже знаем, низкая компрессия цилиндра ДВС повышает расход топлива, образует большие слои нагара и кокса, повышает вероятность отказа мотора при пуске и создаст перебои в работе двигателя. Из-за того, что герметичность нарушена по причине залегания поршневого кольца, в цилиндр попадает масла в большем количестве, отсюда и увеличенный расход моторного масла (жрет масло). Превышенное количество масла на поршне и стенках цилиндра не сгорает и делает слой нагара все больше и больше. Каждая последующая эксплуатация такого двигателя без ремонта приведет к закоксовке всего двигателя.
Двигатели с турбокомпрессором обеспечивают более качественное сгорание топлива, повышают мощность и уменьшают расход. Устройство и принцип работы турбокомпрессоров не так сложно изучить.
Появившийся нагар на клапанах способствуют их заклиниванию в направляющих втулках, уменьшаются отверстия подачи и выпуска клапанов.
Процесс очистки поршневых колец также может производиться с разборкой и без. Не разбирая двигатель для очистки поршневых колец применяются такие жидкости, как LAVR, XADO. Порядок выполнения работ тот же, который рассмотрели выше.
Функции клапанов
Перед тем как перейти к вопросу о том, почему образовывается нагар на клапанах и как от него избавиться, необходимо вкратце остановиться на функциях, которые выполняют непосредственно клапана газораспределительного механизма (ГРМ). Это поможет в понимании процесса в дальнейшем. Итак, основная функция клапанов — в определенный момент времени закрыть камеру сгорания для того, чтобы из нее не вышла воспламененная топливовоздушная смесь. Именно она давит на поршень, который, в свою очередь, раскручивает коленчатый вал, что и обеспечивает нормальную работу двигателя.
Клапаны ГРМ бывают двух видов — впускные и выпускные. Через впускные клапана в двигатель попадает воздух или топливовоздушная смесь (это зависит от того, какой тип впрыска используется в двигателе, об этом немного позже). Выпускные же клапана необходимы для отвода выхлопных газов, которые образуются в результате горения в камере цилиндра.
Как избежать образование нагара
Во избежание образования налета, нагара, закоксовывания подвижных и неподвижных деталей двигателя внутреннего сгорания следует проводить профилактику:
- Заливать качественное моторное масло.
- Должно быть правильно отрегулировано и зажигание, и клапана, и все, что нужно для корректной работы ДВС. Чем полностью будет сгорать подаваемое топливо, тем меньше будет нагара на поршнях, клапанах и камерах сгорания. Не должно быть пересоса и перелива. Поэтому состояние поршней, цилиндров, шатунов, форсунок, свечей зажигания, клапанов, сальников клапанов увеличит срок образования нагара и кокса.
- Своевременно менять масло и фильтры. Если заливать самое дешевое масло, то, хотя бы надо менять почаще (например, через 7 тысяч км пробега). Чем чище масло в двигателе, тем, соответственно, будут чище детали (нет нагара и кокса). При использовании качественных дорогих моторных масел график замены 15 тысяч километров пробега.
- Своевременно проходить ТО.
- Заправлять качественным топливом. В топливной жидкости содержатся смолы, содержание их должно соответствовать нормам. Поэтому, лучше заправлять автомобили в крупных заправках.
Также, по желанию, можно перед обновлением моторного масла по графику, делать «мягкую» очистку для предупреждения возникновения слоев нагара и кокса.
Рейтинг очистителей клапанов
Список наиболее популярных и эффективных очистителей клапанов на данный момент состоит из 5 средств, созданный он на основе найденных в интернете отзывах и обзорах. Большинство из них используются не только для того чтобы убрать нагар на клапанах, но также очистить поршневые кольца и систему питания ведь отложения оседают на всех деталях камеры сгорания.
Liqui Moly Ventil Sauber
Присадка для очистки клапанов Liqui Moly Ventil Sauber является одной из наиболее популярных подобных средств. Это обусловлено ее чрезвычайной эффективностью. Представляет собой жидкость, которую добавляют в топливо. Она удаляет не только нагар на клапанах, но и удаляет отложения в системе питания, на форсунках, карбюраторе и элементах впускного тракта. Кроме этого, предотвращает образование коррозии на металлических поверхностях, причем как жидкостной, так и электролитической. Очиститель клапанов «Ликви Моли» может использоваться на любых типах двигателей, в том числе оборудованных катализаторами и турбонаддувом.
Отзывы об очистителе клапанов Liqui Moly Ventil Sauber 1989, в основном, положительные. Большинство автолюбителей, использовавших для очистки клапанов средство “Ликви Моли” отмечают его высокую эффективность. В частности, многие пишут, что с поверхности клапанов удаляется даже достаточно глубокий нагар, в том числе образовавшийся при использовании некачественного топлива. Соответственно, мощность двигателя повышается, уходят издаваемые клапанами щелкающие звуки. Таким образом, очиститель однозначно заслуживает лидирующей позиции в рейтинге.
Единственным недостатком является немного завышенная по сравнению с конкурентами цена. Купить присадку можно в баллончике объемом 250 мл, которой хватает для растворения в 75 литрах топлива. Если объем бака машины меньше, то нужно средство заливается по пропорции. Цена одной упаковки по состоянию на лето 2020 года составляет порядка 500 рублей.
1
HI-GEAR FUEL SYSTEM & VALVES CLEANER
Очиститель клапанов HI-GEAR FUEL SYSTEM & VALVES CLEANER предназначен для использования с любым типом бензинового двигателя объемом до 2,5 литров. В том числе с моторами, оснащенными катализаторами и турбинами. Производитель прямо указывает, что данное средство рекомендуется использовать в профилактических целях через каждые три тысячи километров пробега. Присадка заливается в топливный бак, поэтому также оказывает позитивное влияние на систему питания. Оригинальный моющий элемент, входящий в состав средства — TFS23. Останавливает ржавление, а также снижает расход топлива на 5…7%.
Отмечается высокая эффективность работы очистителя клапанов HI-GEAR. Он качественно и быстро удаляет не только нагар с клапанов, но и чистит поршня, а также элементы топливной системы. Соответственно, о нем, в основном, положительные. В редких случаях, когда нагар уже значительный, то он может и не справиться, но поскольку средство позиционируется как профилактическое, то и соответствующих претензий к нему быть не может. Из недостатков — большой расход присадки на малый объем бензина.
В продаже очиститель клапанов «Хай Гир» реализуется в металлических флаконах двух разных объемов — 295 мл и 325 мл (артикулы HG3235 и HG3236). Объема большей баночки хватает, чтобы растворить ее в 40 литрах бензина. Цена меньшей банки по состоянию на указанный выше период — порядка 550 рублей, а большей — порядка 600 рублей.
2
Очиститель клапанов Lavr
Очиститель клапанов и камеры сгорания «Лавр» Ln2134 является третьим по популярности жидким очистителем среди автолюбителей. Отзывы автовладельцев указывают, что он очень быстро и качественно отмывает не только нагар на клапанах, но и грязь на других элементах, в частности, на кольцах.
Может быть использован на любых бензиновых двигателях, в том числе, с катализаторами и турбинами. Его применение стандартно, то есть, его нужно непосредственно перед заправкой залить в топливный бак, куда потом добавить бензин и ездить до его опустошения. В составе имеется: базовый алифатический сольвент, пакет фирменных моющих присадок, алифатический спирт и функциональные активные вещества.
Очиститель клапанов «Лавр» повышает мощностные характеристики мотора, снижает расход топлива, понижает токсичность выхлопных газов. Отзывы о средстве, в основном, положительные. Отмечается положительные изменения в чистоте поршней и клапанов. Так, в продаже имеет баночка объемом 310 мл, цена которой составляет около 250 рублей. Одной баночки хватает на 40…60 литров бензина.
3
Пенная раскоксовка “Валера”
Высокой популярностью для очистки клапанов пользуется и отечественная разработка — пенная раскоксовка “Валера” от “ВМПАвто” 8507. Средство позиционируется производителем как универсальное, предназначенное для очистки деталей двигателя при разборке, в том числе клапанов и колец. Оно эффективно удаляет отложения и загрязнения.
Пену нужно наносить на обрабатываемую поверхность. После этого оставить пену на 5…7 минут для выполнения химической реакции с тем, чтобы нагар растворился. Указанный цикл рекомендуется выполнять до 3…5 раз в зависимости от сложности. Пену нужно удалить при помощи шприца, после чего продуть поверхность сжатым воздухом. Поэтому средство придется использовать при частичном демонтаже некоторых элементов либо при разборке двигателя.
Раскоксовка “Валера” популярна как в мастеров автосервиса так и простых автолюбителей, что подтверждает его эффективность. Для чистки нагара с клапанов либо колец обычно проводят до 5 циклов. Этого достаточно для удаления даже самого въевшегося нагара. Его можно использовать для чистки впускного и выпускного коллекторов, колец и прочих демонтированных с мотора деталей. Из недостатков можно отметить лишь достаточно высокую цену при большом расходе средства.
Раскоксовка “Валера” продается в упаковках двух объемов. Первая — объемом 400 мл (хватает для для обработки деталей 12-ти цилиндрового двигателя), ее цена составляет порядка 750 рублей. Второй объем упаковки — 210 мл, стоимостью 580 рублей.
4
Пенный очиститель клапанов Wurth
Очиститель клапанов «Верт» 0893033 является пенным, то есть, его нужно наносить вовнутрь впускного коллектора. По инструкции его подают во впускной коллектор на прогретом работающем на 2 тыс. оборотах двигателе, причем двумя заходами с интервалом 30 минут.
Пенный очиститель «Вюрт» применяется для удаления нагара и отложений во впускном коллекторе, клапанах и камере сгорания. Благодаря такому комплексному действию производитель обещает уменьшение расхода топлива, восстановления мощности мотора, выравнивания компрессии и улучшения работы впускных клапанов. Отзывы о средстве в большинстве своем положительные. С его помощью можно чистить практически любых бензиновые моторы. Из недостатков — не со всеми двигателями его удобно применять. Кроме этого, достаточно большой расход средства.
Реализуется в продаже в баллончике объемом 300 мл. Такого баллона хватает для обработки четырехцилиндрового двигателя, а для шести- и более цилиндровых двигателей рекомендуется использовать два баллона. Цена одного составляет порядка 450 рублей.
5