Начнем с того, что за последние десять лет дизельный двигатель на легковых автомобилях стал достойной альтернативой бензиновым аналогам по целому ряду причин. При этом среди основных преимуществ выделяется существенная экономия топлива благодаря лучшему КПД и другим положительным качествам моторов данного типа.
Однако этот тип двигателей также не лишен недостатков. Главной проблемой всех без исключения дизелей на современных авто является уязвимость чувствительной топливной системы, а также трудности холодного пуска. Следует отметить, что определенные знания позволяют избежать целого ряда подобных неприятностей в процессе эксплуатации дизельного двигателя.
В этой статье мы поговорим о том, что нужно знать начинающему «дизелисту» об особенностях моторов данного типа, а также как завести дизель в мороз и сделать это правильно с минимальным ущербом для ДВС и других систем силового агрегата.
Почему сложно завести дизельный двигатель зимой
Падение температуры окружающей среды ниже 0°C приводит к тому, что масло густеет, топливо испаряется хуже, а разрядка АКБ происходит быстрее. Кроме того, солярка склонна на морозе парафинизироваться и из-за этого возникают трудности с прокачкой в системе питания.
Особенно часто такая проблема возникает в межсезонье, когда дневные температуры еще достаточно высокие, а ночью столбик термометра опускается до отрицательных отметок. Если владелец машины не сменил топливо на зимнее и продолжает ездить на летней солярке, это может привести к типичной ситуации — в ответ на поворот ключа зажигания двигатель не подает признаков жизни.
Причина может быть не только в невнимательности водителя, но и в недобросовестности владельцев заправки. Ведь зимнее дизтопливо стоит дороже, поэтому нечестные продавцы до того, как ударят стабильные морозы, нередко не торопятся поменять его и реализуют летнюю солярку по завышенной цене. Проблема состоит еще и в том, что на основании только органолептического анализа выявить подлог невозможно — топливо не отличается ни по внешнему виду, ни по запаху.
Ошибки начинающих водителей
Их много, но можно выделить типовые:
- Применение эфира и прочих средств для быстрого запуска. Это очень жёсткий способ оживления моторов, пригодный только к массивным устаревшим дизелям. Явное несоответствие такого топлива требованиям, причём с отклонением важных характеристик не на проценты, а в несколько раз, может привести к поломкам деталей и даже к пожару. Тем более нельзя ничем пропитывать воздушный фильтр.
- Вращение стартером десяток секунд и более. В конце такой затяжной попытки двигатель уже едва проворачивается, не стоит губить аккумуляторную батарею. Надо делать паузы, давая стартеру и аккумулятору восстановиться.
- Неправильная работа со свечами накаливания. Лучше разобраться с алгоритмом их включения на данном автомобиле, понять как они работают и для чего нужны, после чего контролировать процесс сознательно и без ошибок. Зимний запуск в основном определяется именно этими скромными приборами.
- Попытки обмануть судьбу, «доездив» летнюю солярку. Парафинизация начнётся уже при нескольких градусах ниже нуля, а последствия её заставят надолго отказаться от эксплуатации автомобиля. И запоздавшее доливание в бак антигеля уже не поможет, он никак не сможет смешаться с застывшим топливом.
При правильном обращении дизель не создаст проблем, достаточно посмотреть на автопарк северных регионов, весь грузовой транспорт там использует эти экономичные двигатели. А при невнимательном отношении в сильный мороз не заведётся и бензиновый мотор.
Как правильно завести дизельный двигатель зимой
Подстраховать себя от сезонных неприятностей владелец может несколькими способами:
- использованием в холодное время года отапливаемого гаража или стоянки;
- установкой на двигатель и топливные фильтры систем предпускового подогрева;
- применением различных присадок.
Теплый паркинг не позволяет машине за ночь остыть, поэтому произвести запуск удастся без дополнительного подогрева. Другие способы требуют комментариев. Владельцу дизельного авто стоит прочитать подробно ознакомиться с пояснениями с фото и видео, где показаны различные варианты решения проблемы холодного пуска.
Применение антигелей и присадок
Этот способ достаточно распространен, однако опытные автолюбители относятся к нему с предубеждением. Добавка в топливный бак подобных средств может негативно сказаться как на работе системы питания, так и на самом двигателе. Присадки добавляют в бак перед заправкой, чтобы они лучше смешались с топливом. Кроме того, делать это рекомендуют при температуре не ниже 0°C.
Внимание!
В случае, если поломка вызвана использованием сторонних присадок, это может стать причиной потери гарантии. В этом случае ремонт ДВС будет производиться за счет владельца.
Дистанционный прогрев двигателя
Одним из лучших решений проблемы будет установка предпускового подогревателя. Это устройство не только упростит запуск двигателя, но и увеличит срок его службы, уменьшит расход топлива. Немаловажно, что использование таких систем добавляет комфорта, так как прогревает не только мотор, но и салон автомобиля.
Устройства делятся на 2 вида:
- автономные;
- электрические.
Наиболее простые в установке и использовании предпусковые обогреватели с питанием от сети 220 В. Они повышают температуру охлаждающей жидкости, за счет чего нагревается мотор. Включается такая система с пульта дистанционного управления.
Устройство можно установить самостоятельно, автоцентр для этого посещать необязательно. Как правило, для прогрева мотора и салона требуется около 0,5 часа. Стоят такие системы недорого — в среднем от 1 до 5 тысяч руб.
Автономные подогреватели более удобны, так как могут работать без доступа к электросети. Однако их монтаж сложнее, а стоимость значительно выше. Представляют они собой камеру, в стенках которой постоянно циркулирует охладитель. Прогреваясь, он повышает температуру двигателя, салона, а также способствует оттаиванию стекол в машине.
Внимание!
Некоторые современные авто с дизельным двигателем оснащены предустановленной системой предпускового обогрева. Это позволяет запустить двигатель даже без свечей накаливания, которые в конструкции ДВС не предусмотрены.
Прогрев свечей зажигания
Причины трудностей с запуском дизельного двигателя при отрицательных температурах происходит и в силу разницы в конструкции по сравнению с бензиновыми аналогами. Здесь нет привычных для бензиновых двигателей свечей зажигания, при попадании на которое воспламеняется топливо.
В дизельном ДВС свечи накаливания разогреваются и повышают температуру воздуха, подающегося в поршни. Во время впрыска солярки температура уже не имеет значения. Воспламенение топливной смеси происходит самостоятельно — от сжатия и нагрева.
Прогревают свечи следующим образом:
- поворачивают ключ зажигания;
- ждут появления сигнала о завершении прогрева (в некоторых авто индикатор потухает);
- делают паузу до щелчка, сообщающего о прекращении подачи напряжения на свечи;
- повторяют процедуру 2-3 раза;
- в последний раз, не дожидаясь звука отключения, заводят мотор.
Внимание!
Проблема запуска может быть связана с неработающими свечами накаливания. Владельцам нужно помнить, что выход из строя одной, как правило, приводит к тому, что вслед за ней отказывают и другие, поэтому необходимо перед поездкой проверять их состояние.
Метод прикуривания
От воздействия низких температур аккумулятор разряжается быстрее обычного. Самым безопасным способом запустить двигатель в этом случае будет использование пуско-зарядного устройства. Если же его нет, придется прибегнуть к старинному методу, призвав на помощь «донора».
Однако, используя этот способ, следует помнить — он небезопасен. Так что применять его стоит только в самом крайнем случае. И обязательно помнить о том, что нельзя:
- «прикуривать» машину с дизельным топливом от авто с бензиновым;
- делать это при температуре ниже -25°С;
- брать в доноры автомобиль с меньшим объемом двигателя.
Внимание!
Категорически запрещено пробовать запустить машину, если в аккумуляторе промерз электролит
Что делать, если дизель не заводится
Если силовой агрегат нормально работал, но после похолодания не завелся даже после прогрева при помощи свечей, тогда следует проверить сами свечи накаливания, состояние топлива, а также воздушный и топливный фильтры.
В ряде случаев оказывается, что свечи накала требуют замены. Также при загрязнениях воздушного фильтра может быть недостаточно воздуха, а загустение топлива или загрязнение топливного фильтра приводят к нехватке горючего.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему дизель плохо . Из этой статьи вы узнаете о возможных причинах затрудненного запуска дизельного мотора уже после прогрева силового агрегата.
Кстати, на моторах с большим пробегом отказ запускаться может указывать на снижение компрессии по причине общего износа ЦПГ. В этом случае двигатель нужно разбирать, дефектовать и ремонтировать.
Как завести дизельный двигатель зимой после длительного простоя
Если при повороте ключа в зажигания двигатель не заводится даже после 3 попытки, лучше их прекратить, чтобы не усугублять ситуацию — так можно повредить стартер или окончательно разрядить аккумулятор.
Действовать придется почти так же, как при запуске бензинового двигателя, но с некоторыми отличиями и нюансами:
- сцепление выжимают полностью;
- поворачивают ключ, и ждут, когда потухнет индикатор свечей накаливания;
- зажигают фары дальнего света, чтобы подогреть мотор;
- включают зажигание, удерживая ключ 10-15 с.
Если мотор завелся, слегка притапливают педаль газа и некоторое время дают машине поработать. То есть, идет стандартный прогрев, как и в случае с бензиновым авто.
Заправка
Одной из особенностей эксплуатации дизельных двигателей любого типа является придирчивое внимание к качеству топлива. Специалисты советуют проверять самостоятельно даже горючее с брендовых заправок.
Главный враг дизельной установки — это наличие воды в смеси, которая способна спровоцировать коррозию в топливной аппаратуре. Во избежание этого рекомендуется не заправлять горючее сразу в бак, а набрать его в канистры и дать отстояться, чтобы возможный осадок и примеси успели опуститься на дно.
Простым способом проверить смесь на наличие воды является добавление кристаллов марганцовки в пробную порцию, набранную в прозрачную посуду. При наличии воды вокруг них сразу же образуются окрашенные разводы.
Еще одним важным критерием является абсолютная прозрачность смеси. Любое помутнение, особенно — в зимний период, может означать начальную стадию кристаллизации парафина, легко забивающего топливные фильтры.
Почему нельзя заводить дизельный двигатель зимой «с толкача»
Такой метод нежелателен не только в холодное время года, но и летом. Современные дизельные легковые автомобили плохо относятся к рывкам. А в промерзшем состоянии они еще более чувствительны к механическим повреждениям. При использовании способа есть большой риск загнуть клапанные стержни или порвать привод. В результате потребуется дорогостоящий ремонт.
Чтобы избежать сложностей с запуском дизеля в мороз, рекомендуют оставлять машину на ночь на теплой парковке, обязательно следить за состоянием свечей и уровнем зарядки аккумулятора. Внимательное отношение к автомобилю поможет избежать большинства проблем.
Чего нельзя делать категорически
Некоторые водители рассматривают возможность запуска «спящего» двигателя при помощи буксировки. Мы не рекомендуем этого делать, поскольку это очень рискованно. При подобном запуске угол ускорения вращаемого маховика будет больше, нежели при обычном запуске с помощью стартера.
У современных легковых автомобилей ременной привод газораспределительного механизма сделает скачок вперед через несколько зубьев или просто порвется. Если цепь ГРМ выполнена из металла, то она может растянуться. Как бы там ни было, при запуске двигателя буксировкой велика возможность нарушить правильное расположение элементов газораспределительного механизма, поршней и цилиндров. Ремонт поршней и клапанов впоследствии может обойтись вам в круглую сумму.
Совет: если буксировка вариант единственный и неизбежный, то включайте при этом повышенную передачу, третью или четвертую. В таком случае хоть в какой-то мере можно избежать повышенных ударных нагрузок на части ГРМ.
Обслуживание
Специфика эксплуатации дизельных двигателей подразумевает скрупулезное выполнение всех требований производителя, любое нарушение которых в итоге может привести к необходимости дорогостоящего ремонта. К числу рекомендаций, общих для всех силовых установок данного типа, относятся:
- Своевременная замена и контроль качества масла. Специалисты советуют проводить данную процедуру даже чаще прописанного в мануале межсервисного интервала. Эта рекомендация связана с нестабильными характеристиками сернистости российского дизтоплива. В качестве условного интервала можно ориентироваться на пробег в 7000км ?7500 км.
- Своевременная замена ремня ГРМ. В этом случае рекомендуется руководствоваться тем же принципом, что и при замене масла. У многих моторов допустимый пробег ремня достигает 100000 км, однако необходимо учитывать, что речь идет о практически стерильных условиях, принципиально недостижимых на отечественных дорогах. Обрыв износившегося раньше срока ремня всегда означает разрушение головки блока, ремонт или замена которой обходятся в значительную сумму.
- Контроль чистоты топливной системы. Замену фильтра рекомендуется проводить не реже чем в 10 000 км, а из самого фильтра — регулярно сливать накапливающийся в отстойнике осадок. Топливный бак желательно промывать дважды в год, снимая его с автомобиля. Несоблюдение этих требований может привести к выходу из строя форсунок и топливного насоса.
Неисправен ТНВД и форсунки
При поломке насоса создание нужного давления в топливной системе невозможно. При частичной неисправности дизель будет «чихать». Но здесь есть еще один важный момент. Как правило, в большинстве конструкций ТНВД имеется ременный привод. Именно его и нужно проверить изначально. Ремень может слететь, порваться.
Второй момент – предохранители насоса, которые могут перегореть, например, при неудачном (непрофессиональном) ремонте. В таких случаях дизель плохо .
ТНВД