Звук в автомобиле: как заставить штатную систему звучать лучше?


Когда обладатель прилично звучащей домашней аудиосистемы проводит много времени за рулем, то рано или поздно обращает внимание и на штатное аудио в своей машине. И приходит к выводу, что автопроизводитель слукавил, пообещав ему хороший звук, да иногда еще и приправив обещание каким-нибудь известным шильдиком. Стандартный вопрос, который при этом возникает, — «А что можно сделать, чтобы штатка нормально зазвучала?»

Под понятием «нормально звучит» каждый обычно понимает что-то свое. Для кого-то достаточно просто увеличить запас неискаженной громкости, а кто-то старается приблизиться к домашнему High End (варианты «dolbit normalno», уж простите, рассматривать не хочется). Впрочем, домашние принципы в автомобиле все равно не работают. Как минимум потому, что акустические свойства у автомобильного салона совсем другие, нежели у комнаты. И колонок как таковых тут нет, а динамики раскиданы по принципу «где место есть, там и поставили». Про акустическое оформление для них и вовсе говорить нечего — его роль играют элементы конструкции автомобиля. В общем, с «домашкой» ничего общего.

Часто маркетологи почему-то ассоциируют качество аудиосистемы с количеством динамиков в ней

Отсюда, кстати, и бытующее среди злых языков утверждение, что автомобильный High End — это абсурд, и построить в автомобиле аудиосистему высокого класса невозможно в принципе. Лично мне такой подход не очень нравится, ну не люблю я проводить в машине два-три часа в день, стоя в городских пробках, слушая одно лишь только радио. И, думаю, я не один такой. А значит, будем искать другие решения, не домашние. И, как показывает практика, такие решения существуют.

Наверное, было бы неправильно сваливать всё в одну статью. Объяснить за один раз все нюансы построения звука в автомобиле — это что-то из области «Квантовая физика в двух словах». Но выбрать правильное направление, чтобы сделать правильный первый шаг к хорошему звуку – это, пожалуй, уже половина успеха. С этого и начнем.


Я бы не стал утверждать, что все штатные системы звучат скверно. Есть много интересных и действительно прекрасно звучащих. Но, к сожалению, с одним большим недостатком — чудовищной стоимостью

Первым делом нужно определиться, а что, собственно, нам нужно. Если есть желание сделать систему действительно высокого класса, то в любом случае простыми средствами не обойтись, придется подходить к вопросу комплексно и готовиться к приличным финансовым вливаниям. Если же задачи сравняться по звучанию с многокилобаксовыми домашними системами не стоит, то можно подходить поэтапно. А вот на каком этапе остановиться — это уже дело каждого. Начнем с простого.

Уровень первый. Шумоизоляция

Да-да, это самый первый пункт при любом апгрейде штатной аудиосистемы. Хочешь слушать музыку — первым делом избавься от лишних звуков. Кстати, речь не столько о стороннем шуме, сколько о кузовном. Посмотрите на домашнюю колонку. Прочный корпус, лишенный призвуков. Звук излучает лишь то, что должно излучать звук, а что не должно — держится монолитно. А теперь взгляните где и как установлен любой автомобильный динамик и что является для него корпусом. Чаще всего он закреплен на какой-нибудь металлической панели, а в худшем случае и вовсе на пластиковой обивке. А корпус такой «колонки» — это дверь или какая-нибудь кузовная ниша. Жесть, да и только. Кстати, в прямом смысле этого слова.

Самый простой способ улучшить акустические условия работы динамиков и избавиться от ненужных резонансов и прочих призвуков металла — использовать вибродемпфирующие материалы. Они обычно делаются на основе битума или каучука, часто с какими-нибудь добавками. Их главная особенность — высокая внутренняя вязкость. В основном это просто листовые материалы, которые раскраиваются прямо по месту и тщательно прикатываются к металлу. Но иногда такие материалы бывают и в виде мастик.


Обработка вибродемпфирующими материалами устраняет призвуки металла и улучшает условия работы установленных динамиков

Вибродемпфирующие материалы потяжелее и пожестче эффективнее, но с ними и работать тяжелее, так что не все мастера их любят. С теми, что потоньше и полегче, работать проще, но от них и эффект не настолько высок. Оптимум, как правило, где-то посередине.

Разного рода легкие вспененные и волокнистые материалы можно рассматривать лишь факультативно, они работают несколько иначе, и на поглощение вибраций металла особого влияния не оказывают.

Порядок установки

Прежде всего необходимо проложить силовые провода питания от аккумулятора в салон. Выбрав и купив проводники, протяните отрицательный и положительный провода. Для этого во многих автомобилях имеется специальное отверстие в щите, разделяющем двигатель от салона.

При прокладке проводов через металлическое отверстие, нужно защитить их от перетирания куском резиновой или пластмассовой трубки. В противном случае возможно короткое замыкание.

Плюсовой проводник должен подключаться через предохранитель, сила тока которого должна быть такой же, как на предохранителе усилителя. Эта плавкая вставка должна находиться недалеко от аккумулятора (около 30 см).

Установка ВЧ динамиков


Высокочастотные динамики «пищалки» устанавливают на стойках ветрового стекла

Перед тем, как установить «пищалки» в машину (так их называют в народе), снимите облицовку стоек лобового стекла. Высокочастотные динамики – основа звучания. Их нужно расположить на уровне глаз пассажира и водителя, повернув на середину ветрового стекла. В таком положении они будут излучать звук на стекло, от которого он будет отражаться в салон.

Левая «пищалка» будет отражать звук на правого пассажира, а правая – на водителя.

Прокладка и подключение проводов

Следующим этапом нужно аккуратно проложить остальную проводку, в которую входят провода между блоками, силовые провода и акустические. Разные виды проводки не рекомендуется укладывать рядом друг с другом, а также вместе с проводами автомобиля.

Пересечение проводов разных групп допускается только под 90 градусов.

Перед тем, как подключить акустику в машине, зачистите концы проводов от изоляции. Далее подключите провода к сабвуферу и усилителю мощности. Если «саб» куплен в корпусе, то для кузова «седан» его рекомендуется повернуть по направлению к спинке задних сидений. Для «универсалов» и «хэтчбеков» – по направлению к двери багажника. Корпус сабвуфера можно изготовить своими руками, но об этом будет отдельная статья.

Уровень второй. Замена штатных динамиков

Вот тут нужно быть очень осторожным. Это то еще поле с граблями, с закрытыми глазами не побегаешь. Такой вариант апгрейда применим далеко не всегда. Если заменить одни лишь динамики и оставить все остальное, то далеко не факт, что система «запоет». Больше того, в каких-то случаях результат может оказаться и вовсе отрицательным. Штатная аудиосистема хоть сама по себе и невысокого класса, но в ней все подобрано друг к другу и сбалансировано.


Понятно, что аудиосистема — далеко не приоритетный элемент при проектировании автомобиля, но иногда способы установки штатных динамиков просто удивляют. На фото — штатный динамик BMW, который был закреплен просто с внутренней стороны обивки и прикрыт легким кожухом

Одна из хитростей, к которой прибегают автопроизводители — уменьшенный импеданс акустики. Вообще, в автомобильном аудио самая распространенная акустика — 4-омная, а вот в «штатках» нередко используют 2-омную. Все для того, чтобы форсировать дохлый штатный усилитель и чуть поднять запас по громкости. Замените такие динамики более привычными 4-омными, и получите тихую систему, и все попытки увеличить громкость будут сопровождаться ростом искажений.

Но это еще ладно, среди aftermarket акустики полно 2-омной. Не наступить бы на другие грабли — скорректированный сигнал. Это, кстати, одна из «фишек» многих брендовых штатных систем — там не компоненты лучше, а именно коррекцией компенсируют особенности дешевых динамиков и недостатков их акустического оформления. Замените в такой системе динамики, и такая коррекция будет уже неуместна.

Но не нужно пугаться и совсем отбрасывать этот вариант. Сегодня можно найти множество комплектов акустики, которые ориентированы специально под определенные марки и модели автомобилей. В основном, на европейские, в этой части света такой апгрейд наиболее востребован.

Видеоролик демонстрирует легкость апгрейда штатной аудиосистемы простой заменой ОЕМ-динамиков на комплект, специально разработанный для конкретной марки автомобиля:

Каков итог?

Представленные варианты подойдут клиентам, которые не готовы погружаться в дебри автозвука или участвовать в автомобильных аудиофестивалях. Это некие готовые решения, отвечающие запросам чуть более требовательных клиентов, которые примерно представляют, что хотят получить от звучания. Представитель Илья Смирнов сравнивает создание музыкальной автосистемы с индивидуальным пошивом пиджака: клиент всегда сам должен определить, что ему ближе. Именно поэтому специалисты студии после окончания работ предлагают поездить пару недель, привыкнуть к музыке, послушать любимые треки и потом при необходимости вернуться на доработку и донастройку системы.

Уровень третий. Апгрейд без замены штатного головного устройства

Если все эти «цветочки» с динамиками кажутся вам несерьезными, пора переходить к «ягодкам» — затрагивать усилительную часть системы. Главная задача, которую приходится решать в этом случае — где взять исходный нескорректированный линейный сигнал, от которого начать строить новую аудиосистему.

На самом деле, просто так вы его нигде не найдете. И единого рецепта для всех автомобилей тут просто нет, в любом случае придется обращаться к профессионалам, которые специализируются на «постановке голоса» автомобилям. По большому счету, все сводится к четырем вариантам.

Первый вариант – это «вытащить» линейный сигнал из электронных недр головного устройства. Для многих моделей этот процесс, кстати, хорошо отработан, и за относительно небольшую сумму ваше штатное головное устройство обзаводится хвостом с RCA-разъемами с тыльной стороны.


Во многих головных устройствах достать линейный сигнал несложно. Иногда, правда, его уровень невысок, и чтобы не нахватать помех на пути к усилителю, приходится добавлять небольшой выходной буфер. Но для опытного мастера это не вызывает особых сложностей

Второй вариант приходится использовать, когда нет возможности вывести «линейники». В этом случае мы оставляем в системе штатный усилитель, решительно отключаем от него штатные динамики и заводим его выходы на входы нового усилителя. Единственное требование к последнему — это наличие в нем так называемых высокоуровневых входов.

Высокоуровневые входы — это фишка исключительно автомобильной аудиотехники, дома подключать один усилитель вслед за другим вряд ли кому-то придет в голову. В машине это вынужденная мера, и пусть технически она не слишком изящна, но смысл в ней все же есть. Ведь к штатному усилителю будут подключены уже не низкоомные динамики. Его выходные каскады будут работать в совершенно другом режиме, с меньшими токами, так что и качество сигнала будет уже несколько иным. В любом случае вы получите звук лучше, чем было в штате.

Но этот вариант тоже применим не всегда. Чуть выше я уже говорил о том, что во многих системах вводится намеренная коррекция сигнала. В этом случае просто пускать «кривой» сигнал со штатного усилителя на новый смысла нет. А если штатная система и вовсе с поканальным усилением, то тут даже и кривого сигнала не найти — одни лишь частотные «обрезки».

Для таких случаев — третий вариант, с применением цифрового процессора вроде Audison bit One, Audison bit Ten, Helix DSP и т. п. Фишка этих девайсов в том, что они могут сложить из этих отдельных частотных кусков исходный аудиосигнал, убрать коррекцию (а вернее, скорректировать сигнал «в обратную сторону») и вот такой восстановленный сигнал уже отправить на новый усилитель. В умелых руках, кстати, довольно действенная штука.


Как правило, автомобильные процессоры настраиваются с ноутбука или планшета

Ну и четвертый вариант применим в машинах, в которых штатная система построена с применением MOST-шины (Media Oriented Systems Transport). Таких, кстати, нынче немало. Особенность структуры MOST в том, что все устройства (источник, усилители, мониторы, чейнджеры и т.д.) объединены единой цифровой шиной, по которой данные циркулируют по кольцу. Взять и что-нибудь убрать из такой системы нельзя, передача данных прерывается и все просто перестает работать.

При кажущейся на первый взгляд сложности на самом деле этот вариант один из самых удобных для инсталляции новой системы. Все, что понадобится — это MOST-адаптер. Он включается в MOST-кольцо как еще одно устройство, вытаскивает из шины цифровой аудиосигнал и выдает его нам «на блюдечке с голубой каёмочкой» — в виде привычного SPDIF.


Если штатная аудиосистема использует MOST-шину, то использование адаптера позволяет получить SPDIF без хирургического вмешательства в головное устройство или проводку

А дальше мы можем делать с ним всё, что душе угодно — от экономного решения «процессор + усилитель в одном корпусе» (MD.Lab AM-60.6DSP, Audison Prima AP8.9 bit, Helix P SIX DSP и т.п.) и до экстравагантных систем с внешним ЦАП и прочими аудиофильскими заморочками.

Какая должна быть автомагнитола?

Качественного автозвука без хорошей магнитолы просто не добиться, поэтому это первое, о чем необходимо побеспокоиться. Как и остальные составляющие, головное устройство влияет на качество звука и даже если у вас будет хороший саб и усилитель, а сама магнитола окажется полным шлаком, то о хорошем звуке можете забыть .

Качество сборки

При выборе ГУ (головного устройства) я рекомендую опираться в первую очередь на бренд и качество сборки. Pioneer и Alpine — бренды которые хорошо себя зарекомендовали на современном рынке. В среднем за 4000-12000 вы купите довольно неплохую магнитолу. Такие монстры как McIntosh, Denon и Nakamichi больше рассчитаны профессионалов.

Ну, а если ваш бюджет слишком ограничен и вы все равно не хотите прислушиваться к советам, то обратите внимание на Mystery, Prology, Challenger и тд.

Здесь можно дать один совет: помните — лучше купить не навороченную, а качественную магнитолу для прямого назначения. Большинство производителей второго эшелона предлагают устройство напичканное бестолковыми функциями, которые мало того что почти не работают, так и пользоваться в принципе ими вам не придется.

Узконаправленное устройство справится со своей задачей намного лучше мультимедийного комбайна — это было проверено уже много раз.

Количество линейных выходов

Далее, мы смотрим на количество линейных выходов. Один линейный выход позволяет подключить один двух канальный усилитель. Два выхода позволит подключить четырех канальный усилитель и тд. Более подробно про усилители написано в другой статье.

Ниже представлена простая схема, которая должна помочь понять суть линейных выходов.

Помните, если в магнитоле отсутствуют линейные выходы то нам это неинтересно и следует присмотреться к другому устройству.

Управление, дизайн

Да, именно на управление. При выборе магнитолы тыкаем на все кнопки, проверяем джойстик, смотрим где спрятаны настройки эквалайзера, как быстро перключается трек и тд. Если есть лишние деньги то лучше вложить их в проводку то можно купить магнитолу с навороченным дизайном. Хотя лично я предпочитаю поражать людей качественным звуком, а не понтами.

Стоит отметить, что в условиях частой фальсификации продукции, конкретно указать, какая лучше магнитола практически невозможно, поэтому приобретение автомобильной системы даже в фирменных магазинах обязательно должно сопровождаться «живой» проверкой параметров.

Более подробно о выборе магнитолы написано здесь — Как выбрать автомагнитолу

Уровень четвертый. Полная замена штатной системы

Бывают ситуации, когда не устраивает не только звучание штатной системы, но и функциональность самого головного устройства. В этом случае мысли о его замене становятся особенно назойливыми. Но это не всегда можно сделать малыми силами.


Изначально в этой Honda было установлено штатное головное устройство, интегрированное в торпедо. С помощью нештатной панели удалось установить новое головное устройство стандартных DIN-размеров

Первым делом внимательно посмотрите, что представляет собой штатное головное устройство. Если оно имеет собственный дисплей, а все органы управления аудиосистемой не связаны с остальными системами автомобиля (климат-контроль, бортовой компьютер и т.п.), то его, скорее всего, можно спокойно снять, при этом все остальные системы останутся незатронутыми.

Пусть оригинальные форма и размеры штатного ГУ вас не смущают. Во-первых, сейчас немало альтернативных головных устройств, которые выпускаются под конкретные марки автомобилей и встают в панель по принципу pin-to-pin — посадочные места и разъемы полностью совпадают. Либо можно использовать переходную рамку для установки стандартного аппарата размера 1DIN или 2DIN и адаптер со штатного разъема на стандартный ISO. Их выпускают многие производители, так что подобрать подходящий комплект обычно нетрудно. В крайнем случае, в custom-решения тоже никто не отменял.


Если на штатное головное устройство возложено много штатных функций, то его замена — очень непростая задача, простые решения есть далеко не на каждый автомобиль. На фото —комплект Alpine, разработанный специально под Mercedes

А вот если штатная «голова» объединена с другими системами автомобиля, тут уже сложнее. Далеко не факт, что на ваш автомобиль существует альтернативное головное устройство. В таком случае подход будет индивидуальным, и с большой вероятностью затратным.


Этот McIntosh стал во главе новой аудиосистемы, специально для него изготовлена установочная рамка. От штатное системы осталось только головное устройство, оно теперь выполняет роль второго по значимости источника

Но есть и еще один вариант. Он выглядит достаточно экстравагантно, но иногда это единственный способ организовать в автомобиле действительно высококачественный аудиоисточник — это оставить штатное головное устройство без изменений и установить второе. Оно в таком случае становится в системе главным, и аудиосистема строится именно от него. Штатное смещается с роли главного в системе и становится дополнительным – его выходы подключаются к AUX-входам нового головного устройства.

Истории наших читателей

К плюсам динамиков относят лёгкость в установке — правильно подключить пищалки может каждый автовладелец. В двери и кузове делают отверстия под резиновую гофру, которая исключит перетирание и переламывание проводов Протягивают акустический провод в гофру при помощи стальной проволоки.

Расположение усилителя, эквалайзера на дополнительной полке под перчаточным ящиком позволяет максимально сократить длину питающего кабеля.

Инструменты Чтобы подключить пищалки к магнитоле или к кроссоверу потребуются: кабель;. Сабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус closed Сабвуферы фазоинверторного типа vented , характеризуются наличием фазоинвертора — щели или трубы, служащей для настройки частотной характеристики в области низких частот Сабвуферы полосового типа bandpass — отличаются от вышеперечисленных тем, что сам динамик убран внутрь корпуса сабвуфера, а звук излучается через фазоинвертор Сабвуферы с пассивным излучателем passive radiator имеют дополнительный диффузор или динамик без магнитной системы, служащий для понижения общей резонансной частоты громкоговорителя.

Выбираем место Изначально потребуется определиться с местом для расположения будущей акустической системы. Возможен ещё один вариант — развести провода с помощью кроссовера фильтра частот. Настоятельно советуем поступить именно таким образом, чтобы ваши пассажиры не раздражались от дребезжащего пластика, который будет реагировать так на громкую музыку, исходящую из колонок.

Статья по теме: Как востановить электрику на

В помощь автолюбителям

Достаточно использовать правильные соединительные кабели и не ошибиться в полярности при подключении. Для того чтобы звук с обеих сторон воспринимался ним с одинаковой громкостью можно с помощью балансировки увеличить громкость звучания правых динамиков. Водитель автомобиля сидит слева, и находится ближе к левым динамикам.

Мостовое включение каналов усилителя — подключение при котором 2 канала усилителя работают на 1динамик. По сравнению с прошлым классом эффективность этого выше почти в 2 раза, но высокие искажения в выходном сигнале делают его редко используемым. На фотографии представлен классический низкочастотный электромагнитный громкоговоритель в разрезе.

Есть ещё одна проблема. Сабвуфер — это крупногабаритный элемент, весьма трудоемкий в изготовлении и установке. Для начала рассмотрим характеристики, которые указываются в паспорте.

Это могут быть следующие узлы: Усилитель Акустические системы Сабвуфер Такой набор технических средств позволяет не только повысить громкость звучания, но намного повысить качество воспроизведения музыки. Номинальная электрическая мощность — мощность, которую сможет воспроизводить динамик длительное время без искажений. Как подключить нечётное количество динамиков

Настройка музыки в автомобиле легко своими руками

Вы справитесь с настройками своими силами, даже если впервые работаете с аудиосистемами в машине. Для начала следует разобраться со своими потребностями. Если вы слушаете музыку в машине исключительно для себя и не любите греметь басами на метры в сторону от машины.


аудиосистема в машину

То и дорогой Автозвук ни к чему, хватит основных составляющих:

  1. Непосредственно магнитола — встроена в авто. От вас требуется только соединить её с остальными элементами и проверить максимальную мощность.
  2. Фронтальная акустика — звук спереди.
  3. Тыловая акустика — звук сзади.
  4. Фронтальная акустика — периферический звук.

Все эти устройства должны совпадать по мощностям, иначе «отстающая» техника просто сгорит. В том, как подключить колонки в машине правильно, нет ничего сложного. Не более часа работы дадут вам удовольствие от музыки на годы вперёд.

Подготовительные работы: как снимать обшивку

Перед выполнением работ выключите зажигание и отсоедините от аккумулятора минусовый провод. Затем действуйте так:

  1. Часто панель динамиков отсутствует, и колонки укрыты за несъёмной сеткой (решёткой) обшивки двери. В этом случае снимите мешающие демонтажу дверные ручки. Если есть крепления саморезами, вытащите защитные пробки и выкрутите шурупы. Затем снимите обшивку.

    Потихоньку раскачивая, снимите панель, освобождая последовательно одно крепление за другим

  2. Если штатные динамики закрыты отдельной декоративной панелью, аккуратно в наименее заметном месте подцепите её и потяните, ориентировочно определив точки крепления. Потихоньку раскачивая, снимите панель, освобождая последовательно одно крепление за другим.

    Снимите мешающие демонтажу дверные ручки и другие элементы обвеса

  3. В случае крепления пластиковыми защёлками подцепите обшивку в менее заметном месте, стараясь не оставлять на поверхности царапин. Снимите её, освобождая защёлки последовательно по периметру двери.

Как подсоединить колонки двухкомпонентных систем

Примерно 80% автолюбителей, которые устанавливают компонентные звуковые системы, ограничиваются установкой дополнительных пищалок. Некоторым этого мало, так как достичь наивысшего качества звучания невозможно без «прорисовки» нижних частот звукового спектра на грани пределов человеческого слуха.

Препятствия на пути распространения колебаний самых низких частот ухудшают качество незначительно. Поэтому работающие в нижней звуковой полосе огромные сабвуферы размещают в багажнике либо на задней полке салона.

Компонентная система автомобильного звука может содержать от 2 (включая твиттер) колонок на канал до 4, 6 и более

Таким образом, компонентная система автомобильного звука может содержать от 2 (включая твитер) колонок на канал до 4, 6 и более. Практическая реализация зависит от эстетических требований владельца автомобиля, его желания тратить деньги и время на их достижение.

Разновидности колонок для авто

Любые предназначенные для эксплуатации в салоне автомобиля колонки принадлежат к одному из перечисленных ниже типов:

  • широкополосные — такими АС производители обычно оснащают свои автомобили на заводе;
  • коаксиальные (соосные);
  • компонентные.

Единственный динамик широкополосной колонки воспроизводит весь спектр звуковых частот. Это самое дешёвое решение, обычно используемое в штатных аудиосистемах.

Единственный динамик широкополосной колонки способен воспроизвести широкий спектр звуковых частот

Качество звучания повысится, если разделить звуковой спектр на несколько полос и доверить воспроизведение каждой из них отдельному излучателю.

В коаксиальной колонке в едином корпусе установлены несколько звуковых излучателей, что заметно улучшает качество звука

В коаксиальной колонке в едином корпусе, обычно на одной оси, установлены несколько (2–5, чаще 3) излучателей вместе с фильтрами, выделяющими оптимальные для каждой головки звуковые частоты.

Колонки компонентной системы разнесены в пространстве автомобиля

Компонентные акустические системы обладают наиболее широкими возможностями качественного воспроизведения. В них, как и в коаксиальных колонках, звуковой сигнал воспроизводится несколькими излучателями, но каждый выполнен в виде отдельного динамика.

Двухкомпонентные системы: пищалки и кроссоверы

Пищалками или твитерами называют высокочастотные динамики, задача которых воспроизведение частот верхней полосы звукового спектра. Обычные пищалки плоские или немного выпуклые. Рупорные твитеры чуть больше обычных, так как оснащены формирующим чёткую диаграмму направленности элементом — рупором.

Пищалками или твитерами называют высокочастотные динамики

Для выделения полос в компонентных системах используются кроссоверы, изготовленные в виде отдельных блоков разделительные фильтры звуковых частот.

Кроссоверы могут иметь от одной до четырёх ступеней: чем их больше, тем лучше качество звука

Компонентные звуковые системы наиболее сложны для монтажа. Однако разнесение динамиков в пространстве обеспечивает наивысшее качество и объёмность звучания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]