Газораспределительный механизм – это одна из важнейших систем двигателя внутреннего сгорания. ГРМ управляет клапанами двигателя, осуществляя нормальное функционирование впуска и выпуска. Во время впуска топливно-воздушная смесь поступает в камеры сгорания в результате открытия впускного клапана. Следующая фаза открывает клапан выпуска, и механизм газораспределения выводит из камеры сгорания отработанные газы. На ВАЗ 2190 используется стандартный газораспределительный агрегат, отличающийся лишь количеством клапанов двигателя.
Характеристики ГРМ Лады Гранты
Механизм распределения газов Lada Granta имеет привод в виде ремня. Подобное устройство знакомо автолюбителям уже давно. Ведь конструкция ГРМ перекочевала с двигателя ВАЗ 2108, который стал основой для всех последующих модификаций силовых установок ВАЗ. На Гранту устанавливается два типа двигателей: 8-клапанный и мотор на 16 клапанов. Газораспределительная система 16-клапанного силового агрегата имеет сложное устройство и увеличенные размеры по сравнению с 8-клапанным. Соответственно, замена ремня ГРМ Гранты усложняется.
Главная особенность 16-клапанного устройства в наличии двух распредвалов, работающих синхронно, параллельно с коленчатым валом. Конструкция находится в головке блока цилиндров. Все три вала синхронизируются посредством ремня с зубчатыми приводами. Главный недостаток ременной передачи ГРМ в ненадежности самого ремня. Во время его обрыва или при перескакивании клапаны встречаются с поршнями и загибаются. Наглядно строение 16-клапанного ГРМ представлено на фото.
16-клапанный агрегат
- Установочная метка на крышке привода.
- Крышка.
- Шкив распредвала впуска.
- Диск фаз (датчик).
- Метка ВМТ на распредвале.
- Шкив распредвала выпуска.
- Опорный ролик.
- Ролик-натяжитель.
- Ремень привода.
- Шкив помпы (насос ОЖ).
- Установочная метка на масляном насосе.
- Установочная метка коленвала.
- Шкив коленвала.
Комплект ГРМ можно поменять своими руками. Главное – знать про наличие и правильность размещения установочных меток. К слову, большинство иномарок лишены таких меток, так что в данном случае преимущество за автомобилями ВАЗ.
Восьмиклапанный привод ГРМ Лады Гранты, по сравнению с предыдущими модификациями автомобиля, выглядит проще. Схема простая, ведь здесь отсутствует обводной ролик и есть только один распредвал. Наглядно устройство ГРМ на 8 клапанов можно посмотреть на фото.
Система на 8 клапанов
Каков итог?
На приборной панели многих современных авто в случае неправильно выставленных меток в момент запуска двигателя высветится «чек». Это еще один знак того, что работа была проведена неправильно, и дальнейшая эксплуатация автомобиля нежелательна. Проскакивание ремня на один «зуб» может обернуться неприятными последствиями. Выставить правильно метки сможет даже начинающий водитель, но необходимо запастись достаточным количеством свободного времени и терпения.
Привет всем, вот я мучался с вот таким звуком месяцев 5-6
Апосля, купил ролик, готовился к замене долго и нудно и настало утро сегодняшнего дня))))) Начал менять, открутил ролик-ослаб ремень и с»ка на 1 зубец проскочил…падла! Я то собрал всё уже, пробую машину, а она не едет, как будто ручник стоит…разбираю снова, сделал, а она вообще не заводится((((((((((((ппц, совсем зажигание сбилось и метки ушли… Спустя пару минут — (кушать ходил))), всё сделал, выставил метки и зажигание выставилось, всё в шоколаде…3ч потратил на всё)))))
если у вас не карбюратор, то начать стоит со снятия корпуса воздушного фильтра
теперь места для работы значительно больше
снимаем ремень генератора (и кондиционера, если есть)
Ремень ГРМ является относительно простым решением для приведения в действие газораспределительного механизма и другого оборудования по сравнению с цепью ГРМ. При этом служит указанный ремень меньше цепи, то есть нуждается в периодической замене. Большинство водителей знают, что при замене ремня ГРМ выставляют по меткам приводные шкивы, что необходимо для точной синхронизации работы двигателя и механизма газораспределения.
При этом не всем до конца известно, как правильно выставить ремень ГРМ при самостоятельной замене и почему это так важно. Сразу отметим, что если ремень ГРМ стоит не по меткам, тогда происходит сбой фаз газораспределения. В результате двигатель может не запуститься после такой замены, будет работать неустойчиво или даже возникнет поломка ДВС. В этой статье мы поговорим о том, какие бывают симптомы неправильно выставленного ремня ГРМ, а также как выставить ремень ГРМ по меткам или без них.
Неисправности ГРМ на Гранте и методы устранения
Поломки распределяющего устройства в запущенных случаях могут привести к выходу из строя силовой установки. Этого можно избежать, если своевременно осматривать все элементы газораспределения и вовремя устранять дефекты и поломки.
Основные признаки неисправностей и порядок действий
Причина | Вариант устранения |
Двигатель не развивает максимальную мощность, недостаточная динамика. | |
Нарушение зазоров между толкателем и кулачками распределительного вала. | Регулировка зазоров. |
Зазор между седлом и клапанами. | Шлифовка седел, замена клапанов. |
Неустойчивая работа мотора, часто глохнет. | |
Нарушение зазоров толкателей и кулачков. | Регулировка зазоров. |
Прогорели или деформировались клапаны. | Замена изношенных элементов. |
Расход масла вырос. | |
Износ или деформация прокладок клапанов. | Замена прокладок. |
Износ клапанов или направляющих втулок. | Замена клапанов или направляющих. |
Стучат клапаны. | |
Большой зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода. | Выставить правильный зазор. |
Пружина вышла из строя. | Сменить пружину. |
Большой зазор стержня и направляющего. | Замена изношенных элементов, ремонт и шлифовка ГБЦ. |
Износ кулачков распредвала. | Замена распредвала. |
Шумит ремень привода. | |
Ослабло натяжение ремня. | Натянуть ремень. |
Износ ролика-натяжителя. | Замена детали. |
Клинит шток натяжителя. | Устранить заклинивание. |
Шумит распредвал. | |
Изношены кулачки и рычаги распредвала. | Замена. |
Изношены подшипники. | Замена подшипников. |
В цилиндрах снижена компрессия. | |
Прогорели клапаны. | Установить.новые.клапаны. |
Неплотное прилегание клапанов к седлам. | Шлифовка седел и клапанов. |
Диагностика неисправностей ГРМ – сложная процедура. Признаки могут указывать и на иные узлы и агрегаты. Чтобы точно определить причину поломки, необходимо демонтировать головку блока цилиндров. В условиях частного гаража такая процедура достаточно трудоёмкая, к тому же необходимо обладать специальными навыками и оборудованием.
Выбор комплектующих
Каталог ВАЗ содержит элементы:
- 21126-1006040 – ремень привода ГРМ (137 зубьев);
- 21126-1006238-00 – автоматический натяжной ролик;
- 21126-1006135-00 – направляющий ролик.
Фирма Gates выпускает аналоги:
- 5631XS – приводной ремень;
- T43147 – ролик с автоматикой натяжения;
- KO15631XS – ремкомплект: ремень + ролик T43147 + направляющий ролик.
Тем, кто потерял крепёжные элементы крышек, сообщаем каталожные номера:
- 21110-1144026-10 – винт под ключ T30;
- 00001-0011977-73 – пружинная шайба.
Успешной замены!
Необходимость замены ремня ГРМ
Согласно регламенту по проведению ТО, менять ремень газораспределительного прибора нужно не позднее 75 тыс. км пробега. На деле, если учитывать качество расходных материалов на отечественные автомобили, рекомендуется осуществлять замену не реже 45–55 тысяч километров пробега. Невыполнение регламента приводит к необходимости серьезного ремонта двигателя. Обрыв ремня (срезание зубьев, перескакивание) неизбежно сведется к тому, что клапаны будут повреждены в результате сильного удара о поршни. Более того, возможно, понадобится замена не только клапанов, но и всей поршневой группы. Потому важно хотя бы не реже одного раза в 15 тыс. км осматривать ремень на наличие трещин, следов масла и т.д.
Для лучшего понимания важности замены ГРМ необходимо знать, как он функционирует. За счет ремня крутящий момент двигателя через коленвал передается на распредвал (на несколько распредвалов – в случае 16-клапанного мотора). В свою очередь, распределительные валы отвечают за синхронность фаз газораспределения. Если ремень рвется, нарушается правильная работа не только ГРМ, но и всего механизма. Даже при небольшом проскальзывании ремня будет наблюдаться сдвиг фаз, соответственно, работа двигателя будет нарушена.
Ситуация складывается следующая: мощность значительно снижается, двигатель перегревается, расход топлива и масла резко увеличивается. Если же ремень попросту порвётся, это приведет к тому, что клапаны выпуска и впуска откроются перед поршнем. В результате произойдет их повреждение. Такое развитие событий приводит к капитальному ремонту двигателя. Если подобное происходит в дороге, водителю нужно вызывать эвакуатор, а это дополнительные расходы. Чтобы лишний раз не рисковать, необходимо своевременно проводить замену всех неисправных деталей и расходных материалов механизма ГРМ.
К вопросу о моторах
Гранты комплектуются пятью силовыми установками. Две из них оснащены 8 клапанами, 3 – 16. Мы будем рассматривать именно 16-клапанные двигатели, как наиболее технологичные, мощные и востребованные.
Лидером по популярности является модификация ВАЗ 21126, которая представляет собой переработанную и улучшенную версию агрегата под индексом 21124.
Другие 16-клапанные моторы имеют индексы 21127 и 21126-77 (спортивный вариант). Все они заслуживают массы лестных отзывов с позиции надежности и мощности, но общий минус – неминуемая деформация клапанов при обрыве ремня ГРМ, чреватая капитальным восстановлением, требующим огромных расходов.
Именно поэтому владельцу крайне важно вовремя обнаружить признаки скорого обрыва ремня и заменить его новой деталью.
Замена ремня на 8-клапанном и 16-клапанном двигателе Гранты
Процедура на разных типах двигателей отличается друг от друга некоторыми особенностями. Проводить замену ремня самостоятельно не рекомендуется, если нет определенных знаний и навыков. Неправильная установка привода может только навредить. Поэтому при возникновении сомнений лучше обратиться с этим вопросом в специализированные СТО за квалифицированной помощью.
Замена ремня ГРМ на двигателе в 8 клапанов
В первую очередь необходимо снять ремень генератора. В случае наличия кондиционера требуется заодно демонтировать ремень вспомогательного оборудования. С помощью шестигранного ключа на 5 на передней крышке привода ГРМ откручивается 4 крепёжных элемента, после чего кожух снимается. Клемму датчика положения коленвала необходимо отсоединить, чтобы избежать случайного повреждения. Для этого отсоединяется клемма минус от АКБ и отжимается отвёрткой фиксатор колодки проводов, после чего колодка снимается с датчика. Для надёжности лучше снять и датчик. Для этого головкой на 10 нужно открутить крепёжный болт.
Из отверстия, расположенного в крышке насоса, нужно аккуратно извлечь датчик залива масла и убрать его в сторону. Место должно быть чистым и без металлических опилок, которые могут повредить датчик. Перед тем как демонтировать ремень ГРМ, требуется правильно установить фазы газораспределительного механизма. Для этого нужно поршень в первом цилиндре установить в верхней мёртвой точке (ВМТ). Делается это с помощью головки на 17 или ключа. Инструментами нужно провернуть шкив распредвала по часовой стрелке за крепёжный болт до тех пор, пока установочная метка на шкиве распредвала не совпадет с меткой на задней крышке (как на фото).
Далее необходимо убедиться в правильном расположении коленвала. Для этого необходимо снять резиновую заглушку со смотрового отверстия в корпусе сцепления. Риска, нанесенная на маховик, должна точно совпадать с большой прорезью на шкале. Наглядно это видно на фото. Если этого не произошло, нужно снова подкручивать шкив распредвала до тех пор, пока все метки не окажутся в нужном месте.
Перед откручиванием крепёжного болта шкива генератора помощник должен вставить в смотровое окно корпуса сцепления отвёртку между зубьями маховика. Это предотвратит прокручивание коленвала. Теперь головкой на 17 остаётся открутить болт, которым крепится шкив привода генератора. Стоит учесть, что так просто он редко откручивается. Придется запастись удлинителем для большего усилия, если, конечно, нет под рукой специального оборудования. После откручивания болта шайба и шкив снимаются.
Шестигранным ключом на 5 откручиваются три крепежа задней крышки, после чего ее можно извлечь. С помощью ключа на 15 можно ослабить болт ролика-натяжителя. Вместе с поворотом ключа будет ослабляться ролик, а вместе с ним и натяжение ремня. Снимите ремень со шкивов и уберите из подкапотного пространства. Больше он не понадобится. После того как ремень ГРМ снят со шкивов, не крутите ни шкив распредвала, ни шкив коленвала. Иначе поршни поднимутся слишком высоко и встретятся с клапанами.
Ролик-натяжитель относится к расходным материалам, поэтому его тоже требуется менять. Нужно открутить болт его крепления, снять и убрать из моторного отсека. В крайнем случае, допустимо оставить и прежний, если его вращение бесшумное, его не клинит и не заедает. Но подобная экономия нежелательна, поскольку есть вероятность очередной поломки, когда придется снова менять ремень. Рекомендуется сразу проверить наличие дефектов и работоспособность помпы (водяного насоса). Для этого нужно покрутить и покачать в стороны шкив. Если есть люфт и заедание, лучше сменить насос на новую деталь, так как заклинившая помпа довольно часто становится причиной обрыва ремня ГРМ.
Теперь ролик-натяжитель (новый) можно установить на место. До конца его затягивать не надо. Иногда в блоке двигателя бывает два крепёжных отверстия – в таком случае ролик крепится на верхнее.
Завершающий этап
Теперь ремень газораспределительного механизма можно устанавливать на место, выполняя все действия в обратном порядке. Для большей убедительности желательно ещё раз удостовериться в совпадении всех установочных меток. Сначала ремень надевается на шкив коленвала, затем зубчатой стороной – на шкив водяного насоса. Далее нужно завести его за ролик-натяжитель и (в последнюю очередь) натянуть на шкив распредвала. Бывает так, что зубья шкива распредвала немного не совпадают с зубьями на ремне. В таком случае разрешается немного довернуть шкив в сторону меньшего хода до совпадения пазов и зубьев на ремне.
Чтобы натянуть ремень, нужно повернуть ролик-натяжитель с помощью специального ключа. Если такового нет (что в гаражных условиях неудивительно), можно воспользоваться двумя металлическими стержнями диаметром 4 мм (подойдут и гвозди). Стержни устанавливаются в отверстия на ролике, а между ними вставляется отвёртка. Вращением против часовой стрелки ролик начинает натягивать ремень. Для этих целей можно воспользоваться и щипцами для снятия стопорных колец. Обычно признаком правильной натяжки становится совпадение вырезов на наружном диске ролика и выступом на втулке, как показано на фото.
Крепёжный болт лучше затягивать динамометрическим ключом с моментом не менее 34 Нм и не более 41 Нм. Если ремень перетянуть, то это резко снизит срок его службы. К тому же из строя быстро выйдут ролик-натяжитель и подшипник водяного насоса. Слабое натяжение тоже ничего хорошего не обещает. В этом случае привод так же быстро выйдет из строя, к тому же может произойти сдвиг фаз газораспределения. Теперь можно повернуть шкив коленвала на несколько оборотов. Метки на нем и метки на распредвале должны совпадать. Ремень должен быть натянут правильно (то есть с небольшим усилием проворачиваться влево и вправо не более чем на свою ширину). Совпадение меток шкива коленчатого вала и метки на крышке масляного насоса показано на фото.
Если возникают сомнения в собственных силах, не нужно стараться выполнить замену ремня ГРМ своими руками, так как можно навредить еще больше. К тому же в автосервисе такая процедура, выполняемая на 8-клапанном двигателе, стоит недорого. А вот в случае мотора на 16 клапанов ценник обычно гораздо выше.
Замена ремня ГРМ на 16-клапанном двигателе Гранты
Доступ к приводу газораспределительного устройства закрывается пластиковым кожухом. Чтобы снять крышку, нужно открутить пять винтов шестигранным ключом на 5. Обратите особое внимание на расположение этих винтов. На фото цифрой 1 показаны крепёжные винты верхней крышки, а цифрой 2 – винты крепления нижней крышки. После откручивания пяти винтов верхнюю крышку нужно приподнять и снять с двигателя.
Если автомобиль имеет механическую КПП, нужно включить пятую скорость, вывесить правое переднее колесо и крутить его по часовой стрелке. Одновременно с этим требуется осмотреть ремень на наличие трещин, потёртостей, расслоений и т.д. Если автомобиль оборудован автоматической КПП, нужно снять правое переднее колесо и пыльник (защитный щиток) справа. Головкой на 17 вращается болт крепления шкива привода для дополнительного оборудования (кондиционер, генератор) и осматривается ремень. Если будут диагностированы различные дефекты и повреждения ремня, его необходимо срочно заменить. Замена потребуется и в случае обнаружения подтёков масла, неисправности водяного насоса и ролика-натяжителя.
На 16-клапанном моторе обрыв ременной передачи приведет к расхождению углового расположения коленвала и распредвалов. В результате произойдет контакт поршневой группы с клапанами. Как следствие, потребуются ремонтные работы.
Проверка натяжения ремня
Ключом на 17 поворачивается болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке до тех пор, пока установочные метки на шкивах распредвалов не совпадут с метками на задней крышке кожуха. Если ремень натянут правильно, вырез на наружном диске ролика-натяжителя должен совпасть с выступом на внутренней втулке. При незначительном несовпадении выреза и выступа (до 5 мм), требуется провести подтяжку ремня. Для этого болт крепления ролика-натяжителя нужно ослабить ключом на 15. Поворот ролика против часовой стрелки приводит к натяжению ремня. по часовой стрелке — к его ослаблению. Способы регулировки натяжения и инструменты те же, что и в вышеописанном разделе для 8-клапанного мотора.
В идеале нужно выполнить два неполных оборота шкива коленвала – и метки на шкивах распредвалов и на задней крышке должны совпасть. Кроме того, на натяжном ролике должны совпасть вырез на диске и выступ на внутренней втулке. При расхождении результатов необходимо провести регулировку натяжения с самого начала. Если метки не совпадают, а ремень имеет явные дефекты, то следующий этап заключается в замене данного расходника.
Слишком сильное либо недостаточное натяжение ремня ГРМ приведет к сокращению срока службы изделия. Кроме того, перетяжка грозит износом подшипника водяного насоса и ролика-натяжителя. Слабое натяжение приведет к нарушению фаз газораспределения, что повлечет за собой повреждение клапанов и поршней.