Что такое класс экологической безопасности автомобиля: нормы, требования, ограничения по закону. Как узнать экологический класс авто, как его повысить и отметить в ПТС?

Классы, говорящие об экологичности машины, зависят от того, какие выхлопные газы вырабатываются двигателем автомобиля. Какие классы существуют и их характеристики вы узнаете из статьи.

Россия является страной-подписантом Женевской конвенции, касающейся дорожного движения, поэтому подчиняется стандартам, определяющим состав выхлопов. Принят ряд нормативных документов, которые устанавливают допустимое количество небезопасных веществ и соответствующие этим нормам автомобили.

Сколько экологических классов у автомобилей?

  • Потребляя в течение года порядка 4 т кислорода (это средний показатель), транспортное средство «отдает» в атмосферу свыше тонны угарных газов, углеводородов и оксидов азота.
  • Именно количество вредных выбросов (речь здесь идет об азотных и углеродных оксидах и твердых веществах мелких фракций) в сочетании с видом топлива, использующегося для работы автомобиля, и стало определяющим при классификации.


Экология

  • Присвоение экологического класса происходит во время прохождения таможни, когда в техническом паспорте машины ставят пометку о соответствующем классе.
  • На сегодня в России используется 5 классов экологической безопасности автомобилей.

Влияние экологического класса на автомобильный рынок

Введение экологических стандартов серьезно повлияло на автомобильный рынок. Цена транспортных средств растет с каждым новым классом. Все это объясняется все возрастающей технологичностью автомобилей. Каждое нововведение заставляет производителей придумывать оригинальные инженерные решения, способные снизить количество вредных выбросов.

Более технологичные автомобили, помимо увеличившейся цены, получают более высокую стоимость планового техобслуживания. Например, замена каталитического нейтрализатора, основного помощника в борьбе с вредными выбросами, в среднем стоит 50-90 тысяч рублей у официального дилера.

Серьезно страдают и мощностные характеристики современных моторов. Их душат различными системами, искусственно занижают мощность, делают менее надежными. Например, пыль от катализатора способна серьезно навредить поршневой группе двигателя: оставить там задиры, что неизбежно приведет к капитальному ремонту.

Экологический класс Евро легковых автомобилей в России

Стандарты предусматривают следующие экологические классы для автомобилей:

  1. Евро 1 – с него начиналось введение стандартов, причем, для двигателей, работающих на бензине. Контролировался уровень вредных составляющих выхлопов. Это относительно низкий стандарт, который могут «пройти» абсолютное большинство автомобилей, но по что касается загрязнения воздуха – он, безусловно, не щадящий.
  2. Евро 2 начал работать в России в 2006 году и требовал уже троекратного снижения вредных компонентов в выхлопах.
  3. Евро 3 относится уже не только к двигателям на бензине, но и на дизельном топливе. Кроме того, значительно уменьшено допустимо возможное содержание вредных веществ в выхлопах – до 40%.
  4. Евро 4 пришел в европейские страны в 2005-м г., а в Россию – еще на 5 лет позже, и снова «потребовал» уменьшения опасных для здоровья и окружающей среды составляющих в выхлопных газах, еще на 40%, если сравнивать с Евро 3.
  5. Евро 5 был введен последним, в 2015-м г. (в Европе этот стандарт начал работать в 2009 году). Кроме того класс Евро 5 относится к обязательным условиям для работы машин с мощной грузоподъемностью, реализуемых в странах Евросоюза.


Евро 5

Исключение из правил

Действие данных норм не распространяется на специальную технику, при регистрации которой выдается не ПТС, ПСМ (паспорт самоходного механизма). Обязательным условием является максимальная возможная скорость движения по шоссейной дороге в 40 км/час. Вероятно, чиновники считают, что дизельные бульдозеры и экскаваторы не нанесут вреда экосистеме, работая в пределах, к примеру, строительной площадки. Ну а скорость в 40 км/час делает выхлоп чистым, как утренний ветерок. Это у агрегатов, расход солярки которых равен 100 литрам за час работы.

Экологические классы грузовых автомобилей

  • Грузовые транспортные средства также должны иметь в своем паспорте отметку о том, какому экологическому классу автомобилей они соответствуют. Как привило, грузовым автомобилям присваивается второй, либо же третий класс. Если год выпуска машины давний (не «моложе» 2005 г.), то класс обычно соответствует нулевому.
  • Кстати, повышение класса экологической безопасности – вполне выполнимое дело, для этого необходимо заняться переоборудованием двигателя. Делать это нужно, конечно, не самостоятельно, а в специализированных предприятиях, которые выдают сертификат установленного образца о том, что работы по переоборудованию проведены.


Для грузовых

  • С этим сертификатом и другими документами на машину следует обращаться в ГИБДД, где и будет фиксироваться повышение класса, в т.ч. и в паспорте транспортного средства.
  • А вот последнее поколение среднетоннажного МАЗа, называемого «зубренок», уже пришло в своем развитии к стандартам Евро 5, хотя в самом начале века соответствовало первому классу. Это стало возможным благодаря оснащению современными двигателями, выпускаемыми ярославским заводом, а также последним версиям немецких MAN.

Способы определения ЭК

Если автомобилист столкнулся с необходимостью определить ЭК, следует понять, как именно узнать экологический класс своего транспортного средства по таблице, ПТС или VIN-коду.

Именно эти три способа являются наиболее эффективными и простыми в использовании.

Что конкретно нужно делать и куда смотреть, разберём отдельно для каждого метода проверки установленного экологического класса автомобиля.

ПТС

Для начала узнаем, как можно определить экологический класс своего собственного автомобиля, просто открыв документы на машину. Никуда ехать, звонить или писать не нужно. Достаточно заглянуть в паспорт своего технического средства или ПТС.

Большинство водителей не возят с собой машине паспорт, и делают абсолютно правильно. Потому наверняка он лежит где-то дома в тумбочке или в шкафу. В действительности ПТС нужен только при покупке и продаже авто. Найдите документ.

Если автомобиль был поставлен на учёт относительно недавно, то отметка об экологическом классе должна находиться непосредственно на 13 строке. Его записывают прописью, а потому никаких сложностей с расшифровкой возникать не должно.

Если ПТС у вас лежит более 5 лет, тогда отметка про экокласс возможно будет присутствовать в графе, куда вносится дополнительная информация. Но ранее такие отметки делали очень редко. Потому только в исключительных случаях удастся её отыскать.

Когда этим методом определить класс экологичности не удалось, переходите к следующему.

Росстандарт

Росстандарт является государственной организацией, которая занимается вопросами сертификации транспортных средств. Чтобы сделать жизнь водителей несколько проще, были придуманы и разработаны специальные таблицы. Именно по ним можно понять, как правильно узнать экологический класс своего двигателя. Всё же выхлоп провоцирует именно мотор, а не кузов.

Опираясь на таблицу, не сложно получить необходимые сведения. Но при этом автомобилист должен заранее знать о:

  • стране и регионе, где выпустили автомобиль;
  • дате поступления в продажу;
  • компании-производителе.

Только учтите, что такой метод определения не даёт 100% точный результат, поскольку машина могла попадать в серьёзные аварии, после которых проводился капитальный ремонт. Двигатели часто меняют, из-за чего заявленный производителем экокласс не соответствует реальным значениям для конкретного автомобиля.

Потому многие сходятся во мнении, что лучшим способом определения ЭК станет обращение в специализированные компании. Они занимаются предоставлением услуг по определению экологичности, и имеют соответствующие сертификаты.

VIN-код

Если предыдущие два метода вам по тем или иным причинам не подходят, тогда можно воспользоваться всё Росстандартом, но уже добавить к поиску ваш вин-код.

Для этого заходим на официальный сайт ведомства. Там присутствует специальная графа, куда вписывается VIN. Далее жмёте на поиск и ждёте ответа на запрос. Когда система обработает данные, вы получите результат, в котором будет содержаться следующая информация:

  • тип вашего автомобиля;
  • марка проверяемого транспортного средства;
  • номер одобрения экокласса;
  • дата подписи документа об утверждении класса;
  • срок действия документа;
  • конкретный экологический класс.

В некоторых случаях после введения вин-кода система не выдаёт ничего. Это распространённое явление, потому переживать не стоит. Автомобилю наверняка присвоили экокласс, просто вин-код отсутствует в базе данных ведомства.

Тут следует пойти иным путём. При необходимости лично обратитесь в организацию. Если это простое любопытство, то подобные мероприятия окажутся лишними. Но когда планируете выехать за пределы РФ, пересекая государственные границы, обязательно узнайте ЭК.

Не стоит забывать, что за получение справки от Росстандарта придётся заплатить. Актуальная цена за услугу составляет 300 рублей.

Теперь вы будете знать, как именно определяется экологический класс автомобиля и от чего он зависит. Это важная для некоторых случаев информация, без которой вас могут банально не выпустить из страны.

На новых автомобилях проблем с поиском практически не возникает. Достаточно заглянуть в ПТС на 13 строку, где и указан экологический класс вашего автомобиля. Но бывает и так, что его не указывают в паспорте транспортного средства. Тут следует пойти иными путями.

Что значит нулевой экологический класс автомобиля?

  • Если в паспорте машины указан нулевой экологической класс автомобиля – это означает, что машина достаточно старая, выпущенная еще до того, как Российская Федерация присоединилась к международным нормам и стандартам, т.е. до начала текущего столетия. Как правило, такими транспортными средствами наполнен вторичный рынок.


Старое авто

  • При этом, не исключена и совершенно противоположная ситуация — автомобиль может быть и относительно новым, выпущенным позже, чем в 2005 году (именно тогда был введен обязательный для Европы класс не ниже Евро 4). Но если в документах класс экологической безопасности не прописан вовсе, то когда автомобиль ставят на учет, ему автоматически выставляется в паспорте ТС нулевой экологический класс.
  • Следует отметить, что такие авто, имеющие нулевой класс, имеют все шансы стать наиболее дорогими для своих собственников в отношении уплаты налогов. Чем больше загрязняет машина окружающую среду (чем ниже ее экологический класс), тем больший налог придется платить хозяину – именно такой принцип работы фискальной системы все чаще обсуждают законодатели страны.

Экология и транспортный налог

Налогообложение транспорта является частью экологического законодательства. На размер обязательных платежей влияет только мощность мотора. Стоит отметить, что владельцы автомобилей, функционирующих с помощью электроэнергии, освобождаются от уплаты транспортного налога.

Впоследствии главным критерием, определяющим сумму, обязательную к уплате, скорее всего, станет именно экологический класс автотранспорта. Планируется ввести одноименный сбор. Чем больше будет индекс безопасности автомобиля и чем меньше его работа влияет на окружающую среду, тем лучше удастся сэкономить.

Это правило давно актуально для большинства экономически развитых стран. Поскольку обстановка с экологией остается непростой, вопрос защиты атмосферы, флоры и фауны занимает главные позиции на автомобильном рынке. Об этом важно помнить, планируя покупку экологичной машины в будущем за границей либо на территории РФ.

Что значит 4 экологический класс автомобиля?

  • Евро 4, или 4 экологический класс автомобиля – один из видов экологического стандарта, принятого в странах Евросоюза в 2005 г. В соответствии с нормами такого стандарта, установлен максимум содержания в автомобильных выбросах углекислого газа до 4, углеводородов – до 0.55, углеродов – до 2 (все эти величины измеряются в граммах на километр).
  • Стандарт продержался на российских дорогах как эталонный в течение трех лет. Он был введен с 2013-го года, а начиная с 2016 г. ему на смену пришел новый класс, пятый. Он еще более уменьшил допустимые значения количества вредных примесей, но, безусловно, далеко не все автомобили соответствуют этим более строгим стандартам экологического класса автомобиля, в первую очередь это относится к недорогим машинам, представленным на рынке.


Четвертый класс

Сегодня из машин, соответствующих классу Евро 4, можно назвать две «Лады» — «Грант» и «Калину», бюджетный вариант «Ниссан», Фольксваген «Поло седан».

  • Покупать импортную машину класса Евро 4 сегодня уже не имеет смысла, поскольку получить документы на нее во время того, как проходишь таможню, нельзя. Соответственно, машина не может быть зарегистрирована в автоинспекции, причем, в данной ситуации не имеет значения возраст автомобиля, его пробег и грузоподъемность.
  • Поэтому выручить может только покупка машины отечественного производства.

Как происходило развитие экологической безопасности

В России в свое время получил немалую известность стандарт Евро 2, который начал свое действие с 2006 года. По сравнению с предшественником он стал строже в 3 раза. Оказалось, что на этом требования экологов не ограничились. На смену ему пришел Евро 3‑й, который стал еще жестче на 40%. Его особенностью также стало то, что требования начали распространяться не только на бензиновые, но и дизельные силовые агрегаты, в том числе.

Еще дальше в этом плане продвинулся критерий Евро 4, по которому снова на 40% транспортные средства должны были стать безопаснее. В мире его активно стали продвигать с 2005 года, но на территории Российской Федерации он был утвержден и начал соблюдаться лишь спустя 5 лет. В это время уже был подготовлен норматив Евро‑5, однако у нас он становится обязательным лишь начиная с 2015 года.

Что значит пятый экологический класс автомобиля?

  • Мы уже рассмотрели допустимые нормы вредных веществ, содержащихся в выхлопных парах, для стандарта Евро 4. Для сравнения следует сказать, что экологический класс автомобиля Евро 5 уменьшает значение этих показателей более, чем вдвое.
  • Но не стоит думать, что это какие-то строгие ограничения, это всего лишь плавный переход к следующему этапу – Евро 6, который будет еще более суровым.
  • В Европе Евро 5 действует уже 10 лет, поэтому он является обязательным для каждого автомобиля, выпущенного в 2009-м году, начиная с сентября. В России этим ограничениям должны соответствовать машины, которые были зарегистрированы после 2015 года, когда страна приняла класс Евро 5.
  • Соответствие ему определяется не столько годом, в котором была произведена машина, сколько техническими параметрами, среди которых пробег, отсутствие или наличие специальных систем, снижающих вредные выхлопы. Возможно также переоборудовать двигатель в соответствии с требованиями.


О Евро 5

Отличия бензина стандарта Евро 5

Топливо стандарта ЕВРО-5 отличается от своих предшественников более низким содержанием тяжелых металлов, различных примесей. В общем, бензин стандарта ЕВРО-5 при сгорании высвобождает намного меньше вредных веществ. Благодаря этому снижается токсичность выхлопа. Сейчас практически на всех заправках, соблюдающих закон, продается топливо класса Евро-5. Приобретая его, можно быть уверенным в высоком качестве топлива.

Автомобили низких экологических классов: список, названия

  • Сегодня все строже становятся правила, предписывающие ограничения на въезд в ту или иную зону автомобилям с низким классом экологической безопасности. В частности, в Третье транспортное кольцо Москвы не имеют права въезда грузовые автомобили, чей класс меньше, чем Евро 3, а на МКАД разрешается въезд, начиная со второго класса.
  • В данное время автомобилями с низким экологическим классом считаются произведенные в европейских странах не позже 2004 г., в Америке – 2003 г., в Японии – 2010 г. Российские автомобили относятся к низкоэкологичным, если были произведены не позже, чем в 2009-м году.

С середины 2022 года местные власти получили законодательные права на ограничение движения машин, которые имеют высокий уровень содержания вредных выбросов.

  • С 2022 года подобные запреты коснутся всех, чей двигатель имеет экологический класс авто от 0 до 2. Среди них – все модели автомобиля марки «Жигули», «Лада», «Нива», «Самара», выпущенные до 2008 г.
  • «Форд Фокус», который производился в г. Всеволожск до 2005 г. имеет второй класс токсичности, как и «Киа Рио» и «Хюндай Акцент», собранные в Таганроге.

Где получить информацию о своей машине

Итак, какую практическую пользу может принести нам таблица, определяющая класс экологической безопасности? Другой вопрос — где вообще можно почерпнуть эти сведения?

Оказывается, каждому авто, пересекающему нашу границу, ставят соответствующие данные в паспорт транспортного средства (ПТС) в раздел 13 или в «Дополнительные заметки». То есть, достаточно заглянуть в техпаспорт, чтобы узнать, насколько безопасна ваша машинка?

Совершенно верно, и это не единственный вариант определения экологической безопасности. Существует еще база Росстандарта, правда, пользуются ею еще не все. Более популярен в поисковых запросах так называемый способ: по VIN коду, а другими словами — по индивидуальному номеру кузова или рамы. Найти его можно в разных местах кузова – это может быть подкапотное пространство, дверные пороги, торпедо и прочие участки, в зависимости от модели.

Данный вариант считается наиболее точным и одновременно простым в смысле реализации. Существуют специальные онлайн сервисы, которые, впрочем, все равно подвязаны к базам данных. Указываем ВИН номер и получаем достоверные данные, а именно:

  • марку ТС;
  • год выпуска;
  • категорию (класс) экологической безопасности и т.д.

Что значит, экологический класс автомобиля не установлен?

  • Как правило, экологический класс автомобиля указан в ПТС. Однако подобная графа появилась в этом документе только в 2006 году, когда вступил в действие новый технический регламент относительно выбросов.
  • В связи с этим принято считать, что отсутствие в техпаспорте сведений о присвоении двигателю автомобиля экологического класса означает, что этот класс попросту является неустановленным. И таких машин в России множество.
  • Для того, чтобы занести подобные данные в техпаспорт, необходима соответствующая экспертиза. Ее проводят в испытательном центре НАМИ, который имеет соответствующую аккредитацию.

Автомобили без экологического класса: список, названия

  • В первую очередь, в список автомобилей без экологического класса попадают машины, которые мы называем «ретро»: это относится как к «Мустангам» и «Каддилакам», так и к «Волгам» с «Победами» и «Запорожцами». Выпущенные до 2000 года «Жигули» — от «копейки» до «семерки», «Лады», произведенные ранее 2005-го г., — все они не имеют класса экологической безопасности.
  • В этот список попадают и старые европейские модели «Ауди» и «Рено», «Шкода» и «Фольксваген», а также «Опель» и BMW.
  • Как и автомобили с низким экологическим классом они подпадут под запрет, вводимый с 2021-го года.

Как узнать экокласс автомобиля

Владельцу ТС требуется определить экологический класс авто, чтобы узнать:

  • по каким дорогам ему можно передвигаться;
  • есть ли необходимость переоборудования на более высокий стандарт;
  • возможно ли ввезти выбранный автотранспорт на территорию РФ и растаможить его.

Изучить СТС

Один из способов уточнения – это просмотр лицевой стороны СТС, где в соответствующей строке прописью и будет указана нужная информация (см. картинку). Однако такая графа есть только в новых СТС.

При наличии старого СТС его необходимо обменять. В противном случае с 1-го июля 2021-го года на автовладельца будет распространяться действие знаков 5.35, 5.36 и 8.25 (если документ нового типа, то требования знаков действуют уже с 1-го июля 2018-го года).

Посмотреть в ПТС

Узнать просто – достаточно посмотреть в графу 13 паспорта автомототранспортного средства. В более старых ПТС соответствующие сведения могут быть в другом месте.

Узнать по таблице Росстандарта

Любой автовладелец вправе определить по таблице Росстандарта экологический класс:

Какой экологический класс автомобиля лучше?

  • В России и сегодня свободно передвигаются автомобили с нулевым классом экологической безопасности, поскольку у граждан довольно много транспортных средств, выпущенных еще в прошлом веке и, соответственно, не имеющих никаких указаний об этом в техпаспорте.
  • На данный момент в стране допустимым классом экологической безопасности является четвертый – такие авто не имеют ограничений в передвижении по территории Российской Федерации.
  • Следовательно, все более низкие классы условно можно назвать худшими. А принятый в 2015-м году Евро 5, соответственно, лучшим, поскольку он более экологичен. Официально требованиям стандартов безопасности в настоящее время отвечают импортные автомобили, сошедшие с конвейера после 2014-го г., и отечественные, произведенные не ранее 2016-го.


Самый лучший пока — Евро 5

  • Кроме того, разрабатывается проект закона, по которому величина транспортного сбора будет считаться экологическим налогом и напрямую зависеть от класса безопасности. Налог будет большим для владельцев авто с низким классом и уменьшаться с каждым более высоким классом. Так что с этой позиции для кошельков автолюбителей зависимость аналогичная: чем выше класс – тем лучше.
  • Наиболее высоким классом в мире сегодня является Евро 6, стандарты которого еще не работают на территории Российской Федерации.

Описательная характеристика действующих на сегодня классов

Первые нормативные документы, содержащие правовую регламентацию допустимого уровня выброса вредных и загрязняющих элементов, появились в 1992-м году – в связи со все более ухудшавшимся положением вещей в мировой экологии.

Именно этот год и принято считать началом истории экологических классов авто, планомерно начавших вводиться во всех развитых странах.

Евро-1 – это самый 1-й класс, введенный в Евросоюзе в 1992-м году в целях классификации ТС, оснащенных бензиновыми ДВС, по уровню их «вредности» для экологии.

Данный стандарт предъявлял минимальные требования к уровню выбросов, поэтому уже в 1995-м году был заменен на более современный. В Российской Федерации применялся вплоть до осени 2005 года.

Сейчас ТС, относящихся к данной категории, практически не осталось – они либо выведены из эксплуатации, либо переоборудованы на обновленный стандарт.

В полной мере начал применяться в России спустя год после его принятия – в 2006-м году. Прекращение использования в качестве основного экологического класса в странах Евросоюза произошло на 7 лет раньше, чем в РФ – в 1999-м году.

Этот стандарт предъявляет более жесткие требования к уровню загрязняющих веществ – чтобы машине он был присвоен, выброс вредных элементов должен быть втрое меньше, чем для присвоения первого стандарта.

Многие отечественные автомобили, оснащенные бензиновыми ДВС и выпущенные в период с 2006 по 2008 годы, имеют данный экокласс.

Этот стандарт – первый, которому должны соответствовать не только бензиновые ДВС, но и дизельные. В качестве основного действовал в странах Евросоюза вплоть до 2005-го года – до момента принятия более современного – 4-го.

Ключевая особенность стандарта – это ужесточение требований по выбросу на 40% по сравнению с предыдущим.

Все ТС, которые были произведены на территории России или ввезены в нее, начиная с 1-го января 2008-го года, должны в обязательном порядке иметь 3-й Евро.

Представленный экологический класс был утвержден в нашем государстве в качестве основного лишь в 2010-м году. Стандартом были ужесточены требования по выбросу загрязняющих элементов на 40% по сравнению с 3-м.

А с 1-го января 2013-го запрещен ввоз транспортных средств из-за границы и производство автотранспорта на территории РФ с классом, менее чем четвертый.

Этого стандарта должны придерживаться заводы-изготовители, выпускающие машины в ЕС:

  • грузовые – с октября 2008-го года;
  • легковые – с сентября 2009-го года.

В РФ представленный стандарт был принят в 2015-м году. Ввоз автотранспортных средств в нашу страну с экологической категорией ниже Евро-5 запрещен, начиная с 1-го января 2016-го года.

Экологический класс автомобиля для въезда в Москву

  • В столице всерьез взялись за улучшение экологической обстановки. Согласно исследованиям, если ввести ограничения на проезд автомобилей с большим количеством грязи в выхлопах, то концентрация вредных примесей может снизиться до 30%.
  • Поэтому уже с 2018-го в правилах дорожного движения работают поправки, ограничивающие машинам с классом экологической безопасности ниже, чем Евро 3, въезд на территорию отдельных зон города. А со второй половины 2022 г. начнет действовать и конкретный запрет на проезд под «экологические» знаки, если экологический класс автомобиля низкий. Сумма штрафа за такое нарушение предусмотрена в размере 500 руб.


С каким классом можно?

  • Правила уже предусматривают знаки, обозначающие подобные ограничения. При этом, как утверждает статистика, около трети всех автомобилей в России имеют двигатели с экологическим показателем даже меньше, чем Евро 2.
  • Сейчас решается еще одна проблема, связанная с тем, что данные о степени экологической безопасности двигателя присутствуют в документах, выданных после 2011-го года. Отсутствие такой отметки автоматически делает авто попадающим под запрет, хотя в действительности двигатель может соответствовать классу Евро 3 или даже Евро 4.

Тонкости повышения или понижения класса экологичности авто

Эксплуатация автомобиля никогда не обходится без замены деталей. Запчасти (а именно катализаторы) на машины классов Евро-3, 4, 5 недешевы, поэтому нередко автовладельцы от них отказываются. В результате такой перестройки автомобиль получает первый или второй класс экологичности. В нашей стране нет нормативов регулирования такого рода преобразований.

В случае если проводится повышение экологического класса машины, то производят переоборудование, после которого выдается соответствующий документ. При наличии старого ПТС и затертых номерных знаков лучше заменить весь комплект: новые паспорта будут содержать уже отметки о повышенном экологическом классе.

Экологический класс автомобиля для въезда в Европу

В Европе широко распространены экологические зоны, которые ограничены для въезда в них машинам с низкоэкологичными двигателями. Как правило, под такие запреты чаще всего подпадают большегрузы и автобусы, работающие на дизеле, а вот на всей остальной территории никаких дополнительных требований или запретов нет.

  • Не заезжая в такую экологическую зону, по европейским странам, можно передвигаться на автомобиле любого возраста, индекса экологичности, на любом виде горючего.
  • Подобные «чистые» зоны уже давно определены в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия, Дания, Испания и Франция. В ближайшие годы к ним присоединится также Чехия.
  • Немцы определили допустимый въезд в экологическую зону машинам, начиная с класса Евро 4. Во Франции практически везде ограничены авто с Евро 1, реже – Евро 3. Бельгийцы более лояльны и при наличии у автомобиля бензинового двигателя класса, ниже, чем Евро 1, и дизеля меньше Евро 3, могут пропустить машину в «чистую» зону при условии дополнительной оплаты.
  • В Австрии, Дании и Испании существует несколько вариантов экологических зон внутри страны, в которые имеются свои ограничения — где-то допускаются все легковушки, а въезд закрыт грузовикам с экологическим классом автомобиля ниже Евро 4.

Нормы, требования и ограничения класса экологической безопасности автомобиля по закону

  • Сегодня в Российской Федерации действующим является экологический стандарт, соответствующий требования Евро 4, который был принят на территории РФ в 2010 г. Он касается как легковых автомобилей, так и грузовиков, и специальной техники. В то же время в Европе принятым стандартом на сегодняшний день является уже шестой класс Евро.
  • Чтобы ориентироваться в требованиях, предъявляемых к экологическому классу автомобиля, ниже приведены данные европейских нормативов, установленных по каждому из стандартов относительно легковушек.
  • Для большего удобства рассмотрим отдельно дизели и двигатели, работающие на бензине. Напомним, величины измеряются в граммах на километр.

Для дизелей:

  • Углекислый газ – от 2,72 в классе Евро 1 до 0,5 в классе Евро 6. Соответственно содержание оксидов азота от неучтенного вначале ограничено 0,08 в стандарте Евро 6.
  • Кроме того, существенно уменьшено допустимое количество летучих органических веществ и взвешенных частиц: от 0,97 до 0,170 и с 0,14 до 0,005 соответственно.


Требования
Для двигателей на бензине:

  • Углекислый газ – от 2,72 в классе Евро 1 до 1,0 в классе Евро 6. Содержание оксидов азота в Евро 1- не учитывалось вовсе, в стандарте Евро 6 – 0,060.
  • Углеводород также «регламентирован» барьером 0,1 в стандарте Евро 6, в то время, как вначале его содержание вообще не было учтено. Летучие органические вещества составляют 0,068, содержание взвешенных частиц – 0,005.

Напомним, сегодняшний стандарт в России – Евро 4. Его предельные показатели составляют: СО — 0,5 и NO – 0,25 – для дизелей и соответственно 1,0 и 0,08 – для бензиновых двигателей (показатель содержания углеводорода – 0,1). Автомобили классом ниже могут ввозиться в РФ, но вот зарегистрировать их новым владельцам вряд ли удастся.

  • Отечественные машиностроители АвтоВАЗа переформатировали производство «Лады» на четвертый стандарт в 2011-м году, а для экспортного варианта сделали это еще на 6 лет ранее.

С чего все началось

Поскольку в конце 20 века экологическая обстановка была ужасной, в 1992 г. странами Евросоюза был принят перечень нормативных актов, которые регламентировали концентрацию токсичных веществ в автомобильных выхлопах.

Первый стандарт носил название Евро 1. Через несколько лет была утверждена новая декларация (Евро 2), которая включала в себя ужесточенные правила. Впоследствии благодаря деятельности природоохранных организаций приняли другие европейские стандарты под номерами 3, 4 и 5.

В Российской Федерации впервые экостандарт Евро 2 был введен в 2006 г. Через 2 года появился Евро 3, в 2010 г. — Евро 4. В настоящее время все ввозимые в РФ автомобили должны отвечать самому высокому стандарту Евро 5.

Казалось бы, эти документы приняты на уровне стран-участниц, поэтому не касаются обычных граждан. На самом деле это не так.

Обратите внимание! Ни одно физическое или юридическое лицо не может ввезти в Россию иномарку, которая не будет соответствовать общепринятым нормам.

Допустим, россиянин приобрел в Италии Опель 2004 года и желает перевезти его на Родину. Оформить техпаспорт и выполнить регистрацию автотранспорта в России не получится, потому что в том году на европейской территории существовал стандарт Евро 3, а в РФ в это время используется более высокий. Таким образом, следует обратить внимание на транспорт поновее, на дату выпуска которого был введен последний класс.

Как узнать экологический класс двигателя по марке автомобиля: список

Существуют способы, позволяющие определить, к какому экологическому классу принадлежит автомобиль:

  1. По свидетельству, подтверждающему регистрацию машины. В тех документах, которые выданы в последние годы, проставлена специальная графа, в которой указана принадлежность машины к тому или иному экологическому классу.
  • Эти сведения могут быть также указаны в техпаспорте транспортного средства. Правда, без занесения в свидетельство фактически экологический индекс машины по-прежнему не будет действительным.
  • Чтобы исправить положение, необходимо сделать соответствующее обращение в госавтоинспекцию и оформить новое свидетельство, куда будут занесены все необходимые данные.
  1. По паспорту машины. Опять же, в паспортах нового образца для этого предусмотрена специальная графа, в более давних – возможно (но не обязательно), данные о принадлежности транспорта к определенному экологическому классу могут находиться в строке, где указаны дополнительные сведения.
  1. Воспользоваться специальной таблицей, которую предлагает Росстандарт. В ней представлены два главных показателя: год выпуска автомобиля и страна-производитель.
  • Российские авто в ней отсутствуют, поскольку из-за разницы во времени введения нормативов экологичности двигателя время выпуска иномарок и отечественных авто несравнимо.
  • Следуя данным таблицы, можно определить, что американские авто, выпущенные до 1996 г., имеют класс не больше Евро 1, а следовательно не подпадают под стандарт, более новые машины, до 2001 г. включительно, соответствуют классу Евро 2, до 2003 г. – Евро 3, и с 2004-го – Евро 4, действующему в Российской Федерации.
  • Японские автомобили не соответствуют стандарту, если год их выпуска ранее, чем 1997-й (Евро 1), и далее постепенно: Евро 2 – до 2004-го включительно, Евро 3 – до 2010-го и Евро 4 – начиная с 2011-го.
  • Корейский транспорт имеет низкий экологический класс, если он произведен не позже 2000-го года, Евро 2 – до 2002-го, Евро 3 – до 2005-го, и после 2006-го – Евро 4.
  • Также в таблице представлены ранние модели авто из Канады, Индии, Малайзии, Украины.


Таблица

Что такое экокласс

Из-за возможных ограничений по экологическому классу автомобилисту рекомендуется узнать, к какой категории относится его машина. Это позволит беспрепятственно проходить таможенные посты при пересечении государственных границ либо же вы сразу будете понимать, что на авто с присвоенным ЭК делать заграницей нечего.

Для начала следует разобраться в том, что означает экологический класс вашего автомобиля и какую информацию даёт отметка вроде Евро 4.

Вопросами экологичности транспортных средств занимаются специалисты. Экологи собирают информацию и статистику, с помощью которой наглядно демонстрируется уровень опасности и вреда от выхлопных автомобильных газов. По оценкам экспертов, за год один автомобиль выделяет 4 килограмма выхлопа.

Европейские страны, а точнее их руководство, не оставили эту проблему без внимания, а потому разработали понятие или определение экологического класса для транспортного средства. То есть для каждого транспорта определяется собственный класс безопасности в зависимости от того, насколько сильно он загрязняет окружающую среду. При этом действует запрет и определённые ограничения по действующему экологическому классу, если автомобиль уже не соответствует обновлённым установленным текущим нормам.

В рамках принятой Женевской конвенции был разработан специальный экологический регламент. И подобные нормы внедрены практически во всех странах мира. Чтобы получить разрешение на импорт автомобилей, транспортное средство обязано соответствовать определённому классу экологичности. Это уже определяет каждая страна индивидуально.

В 2022 году были установлены новые нормы, которые действуют в настоящий момент. Они предусматривают:

  • не более 0,05 г/км CH;
  • до 0,8 г/км CO;
  • не больше 0,06 г/км NOy.

Всё это соответствует стандартам, которые обозначаются как Евро 5. При этом автомобильные компании продолжают производства моделей, экокласс которых соответствует требованиям Евро 4 и Евро 3. Всё, что ниже этого значения, с производства сняли.

Задачей ЭК является ужесточение текущих требований к уровню экологической безопасности эксплуатируемых транспортных средств. Направлены такие меры на сохранение окружающей среды. Ведь выхлоп является одним из самых опасных и вредных загрязнителей в мире. Чтобы бороться с этой проблемой, и были разработаны экологические нормы, разделённые на классы.

Росстандарт: как узнать экологический класс легкового и грузового автомобиля по vin онлайн?

  • VIN-код обычно указывается на какой-либо из частей машины: то ли на двигателе, то ли на кузовной стойке, а может быть и на обшивке нижней части, либо же на дверном пороге. В любом случае, эта информация указана в ПТС.
  • Чтобы выяснить, к какому классу экологической безопасности принадлежит ваш автомобиль, следует воспользоваться информацией, предоставленной на официальном сайте Росстандарта, в разделе соответствующих запросов.
  • Вам необходимо будет ввести цифры вашего VIN-кода, и вы сможете узнать не только, к какому экологическому классу принадлежит автомобиль, но и множество других данных, например, какого типа ваше авто, его марку, когда выпущен документ и сколько он действителен.
  • Если же и этот метод вам не помог, выход один – обращаться в ГИБДД и проводить экспертизу.


Код

Итоги

Одним из показателей, влияющих на величину применяемой ставки по транспортному налогу, может оказаться экологический класс, к которому принадлежит конкретное транспортное средство. Вопрос о его использовании зависит от решения, принятого при установлении ставок в регионе.

Номер класса указывается в ПТС транспортного средства современного образца в специально отведенной для этого строке. Если ПТС оформлен на старом бланке, то сведения о номере экологического класса могут отражаться в графе «Особые отметки».

Источники:

  • Налоговый кодекс РФ
  • Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как изменить в ПТС экологический класс автомобиля?

  • Если вы не знаете экологический класс автомобиля, следует обратиться к официальному дилеру и выяснить этот вопрос. При соответствии класса требованиям вы получите документ в виде сертификата, подтверждающего одобрение данного типа авто. А далее – следуете в ГИБДД и проставляете соответствующую отметку в ПТС.
  • Если класс экологической безопасности не соответствует норме, то возможно произвести переоборудование машины таким образом, чтобы концентрация запрещенных веществ была уменьшена. Это можно делать в сертифицированных фирмах, поскольку выданный документ о переоборудовании вам необходимо будет предоставлять в ГИБДД.
  • Экологический класс мог понизиться в результате того, что при эксплуатации те или иные детали двигателя могли быть изношены или заменены. В таком случае вам необходимо привести в соответствие все узлы и детали.
  • Ну и, наконец, можно ссылаться на то, что законодательство в данный момент не требует отметки в ПТС о принадлежности машины к определенному экологическому классу. Правда, совсем скоро такой вариант уже станет проблематичным.


Изменить класс

Что делать и куда идти?

Итак, вы открыли ПТС и не нашли графы 13 и никаких особых отметок или увидели, что «экологический класс не установлен». В этом случае необходимо внести сведения об экологическом классе в «Особые отметки» в ПТС. Таким правом обладают только регистрационные подразделения ГИБДД, но для этого необходимо предоставить документ, подтверждающий, что ваш автомобиль действительно соответствует данному экологическому классу. И здесь бремя доказательства полностью ложится на владельца. А как доказывать? Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день ни один нормативный документ на этот вопрос не дает чёткого (читай, никакого) ответа. Так, действующий в настоящее время Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», который и определяет технические требования к автомобильной технике и процедуры подтверждения соответствия этим требованиям, никоим образом не регулирует способы подтверждения экологической безопасности для автомобилей, уже выпущенных в обращение на территории стран Евразийского союза (в т. ч. и России), за исключением процедуры техосмотра. А раз автомобиль имеет ПТС, значит, он уже выпущен в обращение, поскольку датой выпуска ТС в обращение является дата первичной выдачи российского ПТС.

Но и техосмотр тут не спасает, потому что согласно приложению № 8 (пп. 9.1, 9.2) к ТР ТС 018-2011, для оценки работоспособности двигателя и его систем выпуска в части норм выбросов требуется указать экологический класс автомобиля, проверка которого проводится, чтобы сравнить фактические показатели выбросов с допустимыми. То есть нельзя установить в процессе техосмотра то, что ты должен знать заранее. Курьёзность этой ситуации ещё и в том, что получается все автомобили, у которых в документах экологический класс не указан, техосмотр проходят в нарушение требований ТР ТС 018-2011, т. е. незаконно. А поскольку таких машин в нашей стране пруд пруди, то очевидно, что хотя бы раз почти каждый оператор ТО выдал на такой автомобиль диагностическую карту. Однако все закрывают на это глаза…

Но вернёмся к процессу доказательства. Очевидно, что отсутствие чётких требований к установлению экологического класса создаёт тем самым неимоверную коррупционную составляющую, в том числе развязывает руки органам ГИБДД, которые начинают требовать от владельцев разного рода доказательственные материалы. Интересно, что перечень документов, которые могут быть приняты к рассмотрению для внесения сведений о ТС есть, он присутствует в п. 39 «Положения о паспортах транспортных средств». Там написано, что эти сведения заполняются «…на основании ОТТС, СБКТС, а при их отсутствии … на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов». Разберемся по порядку. Итак, где простому владельцу автомобиля можно взять ОТТС? Оригинал этого документа хранится либо у изготовителя (для ТС российского производства), либо у его официального российского представительства (для ТС, изготовленных за пределами РФ). Проблема лишь в том, что изготовители и их представители крайне редко выдают заверенные копии своих одобрений владельцам автомобилей. Это и понятно: по их мнению, ОТТС является документом внутренним, и его содержание составляет коммерческую тайну, а потому оно может быть официально затребовано только по запросу надзорных органов. К сожалению, в ГИБДД себя этими запросами утруждать не спешат, а заинтересованные собственники ТС практически лишены такой возможности.

Между тем, есть одна проблема, которая всплывает уже после того, как вам всё-таки удалось (если удалось!) заполучить копию ОТТС, распространяющегося на ваш автомобиль. Если у вас, к примеру, 15–20-летний «европеец», то в его одобрении, выданном Госстандартом России в те же годы, сведения об экологическом классе будут указаны косвенно – в таблице Приложения № 1 (Сводный лист) в виде «экологических» Правил ЕЭК ООН с той или иной поправкой, подтверждение выполнения требований которых и будет обозначать соответствующее «Euro». Но эту идентификацию может провести только специалист по сертификации. «Гаишник» же, не обнаружив на титульном листе ОТТС графу «Экологически класс» (напомню, она появилась только в ОТТС, выданных с 21 апреля 2006 года), в 99% случаев скажет, что такое одобрение типа не годится. Значит, придётся обращаться за экспертизой, которая подтвердит наличие сведений о конкретном экологическом классе в конкретном ОТТС (об этом чуть далее).

Второй документ – СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции ТС). Это относительно свежий сертификационный документ, появившийся в связи со вступлением в силу в сентябре 2010 года первого (ещё российского) технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств (утверждён постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.). СБКТ выдаётся на единичные ТС, в том числе б / у, которые завозятся из заграницы. Для нашей темы это мало актуальный документ в силу молодости этой процедуры и в силу того, что если на автомобиль было выдано СБКТС, значит, ПТС также выдавался на основании этого свидетельства. А раз так, то и экологический класс в паспорте должен быть прописан. Совершенной глупостью выглядят порой требования со стороны отдельных сотрудников ГИБДД для подтверждения экологического класса предоставить СБКТС на автомобиль, скажем, 1998 года выпуска, российский ПТС на который выдан, например, в 2003 году (т. е. ввезён бывший в употреблении иностранный автомобиль), поскольку свидетельство выдаётся на автомобиль для получения разрешения на выпуск в обращение, а выпуск в обращение и есть выдача ПТС. Следовательно, нельзя получить разрешение на выпуск в обращение после того, как этот выпуск уже был официально произведён.

Теперь обратимся к официальным справочникам, характеристикам и таблицам. Это весьма расплывчатое определение в целом понятно всем отраслевым специалистам. Если переводить на простой язык, то владелец ТС может обратиться с официальным запросом к изготовителю и его представителю, который в письменной форме ответит, что такой-то конкретный автомобиль с таким-то VIN-кодом, согласно данным изготовителя, имеет такой-то экологический класс. Подобные официальные письма пишутся пачками, причём чаще всего изготовители / представительства за это не берут никаких денег (правда, не все – некоторые всё же пытаются на этом спекулировать и имеют утверждённые прейскуранты на такую услугу). На самом деле, это самый простой способ для владельца, если бы не одно «но». Когда только появились в Москве первые ограничения по экологии, многие собственники, чтобы их обойти, предъявляли в ГИБДД такие справки с «немного завышенным» экологическим классом. Непонятно, как такое получалось: то ли фирменные бланки и печати подделывали, то ли за неофициальное «вознаграждение» изготовители шли навстречу и приписывали лишнего. Но такие факты были выявлены, причём, как рассказывают, в немалых количествах. С тех пор сотрудники в погонах с этими справками дел не имеют и отправляют собственников за ОТТС или на экспертизу.

Экспертное заключение – это тот самый вариант, который скрывается за «иными документами». Сейчас сеть Интернет пестрит подобными предложениями. Чаще всего мелкие коммерческие конторы предлагают «установить» за деньги нужный экологический класс (сейчас максимально требуемый «третий», но кому-то достаточно и «второго»), выдавая красивые бумажки с громкими названиями типа «Экологический сертификат», «Свидетельство экологической безопасности» и т.д. – кто во что горазд. В технадзоре ГИБДД про это тоже знают, поэтому обычно отправляют за подобным заключением в более-менее солидные организации, например, НАМИ. Такое заключение может быть очень актуально, если нет возможности самостоятельно найти ОТТС или если в этом ОТТС на титуле не прописан экологический класс.

Вся проблема заключается в том, что, к сожалению, одновременное наличие ОТТС, экспертного заключения и даже письма от изготовителя вовсе не гарантируют того, что в ГИБДД вам поставят в ПТС отметку об экологическом классе. В кулуарах поговаривают, что они сейчас просто боятся это делать, поскольку есть негласное указание сверху очистить рынок от старых «рыдванов». Безусловно, это, мягко говоря, не совсем законно. Поэтому если вы столкнулись с отказом со стороны ГИБДД при наличии подтверждающих экологический класс документов, то единственный способ решения конфликта – это подавать в суд. Шансы на успех здесь действительно велики, потому что любой отказ надо будет аргументировать в юридическом поле, а крыть здесь «гаишникам», как правило, нечем.
Правила ЕЭК ООН в отношении экологической безопасности ТС и их применяемость

Правила ЕЭК ООН №Категория ТСТип двигателяОбъект нормирования
24M, NДизелиВидимые загрязняющие вещества (твёрдые частицы, сажа – PT)
49M1, M2, N1 N2 (контрольной массой более 2160 кг) и M3 N3Дизели и газовые двигатели (СПГ и КПГ)Газообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO)
83M1, M2, N1 N2 (контрольной массой не более 2160 кг)Дизели, бензиновые и газовыеГазообразные загрязняющие вещества (СО, СН, NO)
96Тракторы и внедорожная мобильная техникаДизелиГазообразные (СО, СН, NO) и видимые (сажа) загрязняющие вещества

Изменение, повышение экологического класса автомобиля в ГИБДД пошагово

Для внесения изменений в ПТС, касающихся класса экологической безопасности, необходимо обращаться в ГИБДД, а именно – в МРЭО. Это нужно делать, если автомобиль выпущен ранее 2008-го года.

Чтобы изменить данные об экологическом классе авто, необходим сертификат соответствия. Его можно получить, обратившись к официальному дилеру или же проведя экспертизу.

Чтобы изменить экологический класс авто в ГИБДД пошагово:

  • Шаг 1. Для изменений в ПТС купленного в Российской Федерации автомобиля необходимо обратиться на выпустивший его завод или же в ближайшее представительство, чтобы получить номер одобрения.
  • Шаг 2. В случае, если не удается получить документ у дилера, следует обратиться в сертифицированную фирму для проведения экспертизы, которая установит, к какому классу относится машина.
  • Шаг 3. Если экологическая безопасность оказалась низкой, необходимо переоборудовать авто: настроить топливную систему, установить фильтры и т.д. После этого – вновь обратиться за экспертным заключением.
  • Шаг 4. Взяв с собой паспорт и все документы, относящиеся к автомобилю, экспертное заключение или сертификат одобрения, предоставить все это в МРЭО, где и вносятся изменения в ПТС.
  • Шаг 5. Заплатить 350 рублей в виде госпошлины.

Истоки алармизма

Инициаторами борьбы за экологическую безопасность были московские власти, которые, стараясь идти в ногу со временем и догоняя в этом отношении передовые страны, активно озаботились проблемами экологии.

Одним из главных факторов, негативно влияющих на окружающую среду, являются выбросы вредных веществ автотранспортом (это прежде всего отработавшие газы и содержащиеся в них твёрдые частицы). В столичном регионе ежедневная концентрация автомобилей, приходящихся на 1000 жителей, самая плотная в России. Причём речь идёт не только о машинах, зарегистрированных в Москве (по состоянию на 1 января 2017 г. она заняла лишь III место после Самары и Санкт-Петербурга – 307 шт. / 1000 чел.), но и об имеющих областную регистрацию и транзитном транспорте.

Естественно, что именно Москва стала пионером в области введения ограничительных мер для въезда на свою территорию «нечистых автомобилей». На сегодняшний день эти ограничения таковы: чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в столице (внутри МКАД), необходимым условием является его соответствие как минимум третьему экологическому классу (Euro 3), а для работы на МКАД – второму (Euro 2).

И пока все транспортники, логистика которых завязана на московском регионе, проклинали столичных чинуш за драконовские меры, поспело свежее постановление Правительства РФ № 832 от 12 июля 2022 г., которым вносятся изменения уже в ПДД.

В частности, этим постановлением предусматривается введение с 1 июля 2022 г. специальных дорожных знаков (5.35–5.38 и 8.25), ограничивающих движение транспортных средств ниже определённого экологического класса. А это означает, что уже в середине 2018-го экологические ограничения могут быть введены во многих городах России, поскольку установкой дорожных знаков занимаются местные власти. А они могут устанавливать их по своему усмотрению. При этом действие знаков может распространяться не только на коммерческий транспорт (проще говоря, грузовики и фуры), но и на обычные легковые автомобили личного пользования.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]