Роботизированная коробка передач, которую называют также автоматизированной механической трансмиссией (АМТ), сочетает в себе комфортабельность «автомата» с надежностью и топливной экономичностью «механики».
Однако опыт эксплуатации АМТ показывает, что в ее работе тоже случаются сбои. Самая частая проблема – возникновение скрипа при переключении передач. Причина этого явления – постепенная выработка смазки в актуаторе сцепления.
Этот механизм представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для сжатия пружины выжимного диска.
При недостатке смазки в редукторе актуатора возникают не только посторонние шумы, но и толчки, увеличивается временной промежуток между переключениями скоростей.
Решить эту распространенную проблему помогает разборка механизма сцепления и смазка актуатора. Это намного дешевле, чем замена узла в сборе.
Рассмотрим, как провести эту процедуру самостоятельно на примере автомобиля Лада Веста, оснащенного АМТ.
Как смазать актуатор сцепления АМТ и избавиться от скрипа на LADA
Владельцы автомобилей Lada Vesta, XRAY, Granta, Priora и Kalina с автоматизированной трансмиссией (АМТ или «робот») могут столкнуться со скрипом актуатора (особенно в жаркую погоду), который выжимает вилку сцепления. Решить проблему можно при помощи его смазки. Расскажем, как выполнить эту процедуру своими руками.
Как выявить скрип актуатора АМТ
:
- включите зажигание;
- включите передачу;
- нажимайте и отпускайте педаль тормоза;
- если скрип есть, значит это актуатор.
Процесс также показан на видео:
Порядок действий
:
- Снять актуатор сцепления (см. эту инструкцию).
- Снять крышку актуатора, вывернув болты крепления.
- Смазываем все нагрузочные места и шарниры специальной смазкой (например, Liqui Moly 3352 или LIQUI MOLY Thermoflex Spezialfett)
Процесс также показан на видео:
Для смазки актуатора нет необходимости разбирать сам механизм, поэтому после обратной установки актуатора его адаптация (обучение) не требуется. Весь процесс займет не более 3-х часов. Кстати, смазку актуатора делают на СТО, цена услуги около 2 000 рублей.
Еще одной причиной скрипа сцепления может быть ржавый упор выжимного рычага. Смазываем его Bechem High-lub L2 MO (автор фото premoy).
Напомним, ранее мы рассказывали, как выполнить проверку технического состояния коробки АМТ в случае проблем.
Категории товаров, которые вам могут быть интересны на основании статьи «Как смазать актуатор сцепления АМТ и избавиться от скрипа на LADA»:
Третий вариант
Он заключается в том, чтобы открутить сам кронштейн от коробки передач. Для этого нужно открутить 4 болта – 2 внизу, 2 вверху.
Остается снять разъем проводов актуатора. Желтую блокировку нужно потянуть на себя, нажать на бока и вытащить.
Теперь устройство у нас в руках и доступно для работы. Я отсоединил его от кронштейна. Винты удобны для выкручивания. Это крышка с прокладкой.
Внутри корпуса виден износ шарнира, либо потемнение смазки.
Также виден некоторый износ деталей, металлическая стружка на пружине. Хотя смазка тоже видна.
Лада Икс Рей Кросс автомат — новая комплектация
Книги по ремонту Лада Веста
Товары, из ассортимента Дастершоп77 по теме статьи:
Наименование | Производитель | Цена | Наличие | В корзину |
DC2465-65605 | Книга Правила дорожного движения Российской Федерации 2022 | 200 / 99 р. Дисконт: 50 р. | >10 | |
DC952-7703062062 | Прокладка сливной пробки КПП, раздатки Рено Дастер / Террано / Каптур оригинал 7703062062 | Оригинал | 300 / 150 р. Дисконт: 100 р. | >10 |
DC2467-11003 | Книга Учебник по вождению автомобиля с цв. илл. большой | 500 / 250 р. Дисконт: 200 р. | 0 | |
DC2469-75360 | Тематические Экзаменационные задачи с комментариями категории А,В,М | 500 / 250 р. Дисконт: 200 р. | 3 | |
DC2374-35025 | Книга по ремонту ВАЗ LADA Vesta | 1700 / 1400 р. Дисконт: 1300 р. | 9 | |
DC2470-75361 | Книга Экзаменационные Билеты категорий A,B,М | 300 / 250 р. Дисконт: 200 р. | >10 | |
DC2464-11001 | Книга Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком | 500 / 250 р. Дисконт: 200 р. | 7 | |
DC1630-7703075180 | Заливная пробка КПП / Раздатки оригинал 7703075180 | Оригинал | 200 / 150 р. Дисконт: 100 р. | 6 |
DC2460-14004 | Книга Азбука спасения при ДТП | 300 / 250 р. Дисконт: 200 р. | 9 | |
DC2463-11006 | Книга Мастерство вождения. Учебник | 500 / 250 р. Дисконт: 200 р. | >10 | |
DC2373-35026 | Книга по ремонту ВАЗ LADA Xray | 1900 / 1700 р. Дисконт: 1400 р. | 1 | |
DC2461-11005 | Книга безопасность дорожного движения (учебник) | 300 / 200 р. Дисконт: 150 р. | 9 | |
DC1560-8200884113 | Сальник привода оригинал Рено 8200884113 левый | Оригинал | 1600 / 1100 р. Дисконт: 900 р. | 1 |
DC2471-13002 | Книга Экзамены в ГИБДД кат. ABCD Пособие | 300 / 200 р. Дисконт: 100 р. | >10 | |
DC524-302054100R | Комплект сцепления для 1.6 (H4M) 4×2 КПП JR5 (5-ступ.) оригинал арт. 302054100R | Оригинал | 15200 / 13600 р. Дисконт: 13100 р. | 1 |
DC2466-11002 | Книга Пособие для подготовки к экзаменам в ГИБДД | 200 / 160 р. Дисконт: 150 р. | 4 | |
DC422-510009710 | Подшипник выжимной H4M 4×2 JR5/JH3 5-ступ. LUK 510009710 306200650R 7701478631 8200046103 8200764613 8200990502 306205482R 306205482R 306206219R 306201586R | Аналог | 7300 / 6900 р. Дисконт: 6700 р. | 2 |
DC1631-8200201381 | Прокладки заливной пробки КПП / Раздатки оригинал 8200201381 | Оригинал | 500 / 450 р. Дисконт: 350 р. | 1 |
DC383-ASAM-30799 | Втулка рычага переключения передач ASAM-SA 30799 оригинал арт.7700732903 | Аналог | 400 / 250 р. Дисконт: 200 р. | 2 |
DC440-8200410813 | Стопорное кольцо приводного вала оригинал арт. 8200410813 | Оригинал | 900 / 600 р. Дисконт: 450 р. | 3 |
DC950-321031MG0B | Пробка заднего редуктора Рено Дастер / Каптур / Ниссан Террано 4х4 заливная 321031MG0B | Оригинал | 1500 / 1200 р. Дисконт: 1100 р. | 4 |
DC956-7700102458 | Фильтр АКПП DP2 оригинал 7700102458 | Оригинал | 1100 / 900 р. Дисконт: 700 р. | 1 |
DC1964-21102301034 | Сальник привода правый Веста, Ларгус, Икс-Рей артикул 21102301034 (черный 35х57х9) | Оригинал | 600 / 400 р. Дисконт: 300 р. | 4 |
DC2472-65520 | Книга Экстренная помощь при ДТП цв. фото | 500 / 250 р. Дисконт: 200 р. | 2 | |
DC1316-8201630012 | Направляющая (инструмент) для центровки сцепления и выжимного (H4M-JR5/JH3) оригинал 8201630012 | Оригинал | 2900 / 2400 р. Дисконт: 2100 р. | 1 |
DC1818-7701209239 | Пыльник наружного ШРУСа Дастер, Террано, Каптур 1.6 /1.5 4×4 МКПП 7701209239 оригинал | Оригинал | 5200 / 4900 р. Дисконт: 4600 р. | 1 |
DC2046-8200544206 | Сальник первичного вала КПП TL4/TL8/JR5 8200544206 | Оригинал | 1600 / 1300 р. Дисконт: 1100 р. | 2 |
DC2245-7703065290 | Кольцо уплотнительное сальник масляного насоса АКПП оригинал 7703065290 | Оригинал | 800 / 700 р. Дисконт: 500 р. | 2 |
DC2462-24002 | Книга Инспектор, ГОСТ на моей стороне! | 200 / 150 р. Дисконт: 100 р. | 2 | |
DC2473-23001 | Книга Я буду автоледи (цветные иллюстрации) | 250 / 150 р. Дисконт: 130 р. | 3 | |
DC1956-21820160121100 | Пыльник вилки сцепления Гранта, Веста, Икс-Рей 21820160121100 | Оригинал | 150 / 100 р. Дисконт: 70 р. | 1 |
DC2163 | Корзина сцепления Веста, Икс-Рей 1.8 21179 JR5 оригинал 21179-1601085-10 | Оригинал | 8300 / 7900 р. Дисконт: 7600 р. | 1 |
DC2164 | Диск сцепления Веста, Икс-Рей 1.8 21179 JR5 оригинал 21179-1601130-11 | Оригинал | 8400 / 7200 р. Дисконт: 6700 р. | 1 |
DC2468-11004 | Книга Учебник по устройству легкового автомобиля цв илл большой | 500 / 250 р. Дисконт: 200 р. | 0 | |
DC1667 | Комплект сцепления Веста (1.6л 21129 + МКПП ВАЗ / АМТ) LUK | Аналог | 5500 / 4600 р. Дисконт: 4400 р. | 0 |
DC1963-21102301035 | Сальник привода левый Веста, Ларгус, Икс-Рей артикул 21102301035 (красный 35х57х9) | Оригинал | 200 / 120 р. Дисконт: 90 р. | 0 |
DC2159-6001548446 | Главный цилиндр сцепления Дастер и др. оригинал 6001548446 | Оригинал | 4600 / 4200 р. Дисконт: 3900 р. | 0 |
Конструкция автоматизированной трансмиссии
Основное отличие от МКПП – замена педали сцепления и рукоятки переключения передач на соответствующие переключатели электромеханического типа. Для управления ими дополнительно внедрены:
- Блок управления.
- Датчик частоты вращения вала.
- Сенсор положения вилки.
- Фиксатор положения салонного селектора передач.
У АМТ есть один существенный минус эксплуатационного плана: электромеханический привод отрабатывает команды с задержкой. Гидравлическая альтернатива, к сожалению, недоступна ввиду дороговизны.
Когда нужно делать адаптацию?
Адаптацию АМТ нужно делать в следующих ситуациях:
У вас предсерийный авто, и нужно обновить настройки на более свежие и корректные.
Факто остается фактом, что первые автомобили получились немного сыроватыми и без этого никуда, но благо АвтоВАЗ быстро решает проблему как это было уже сделано со втулками и стойками стабилизатора, с сцеплением.
При замене сцепления
Выяснился тот факт что турецкое сцепление Valeo (Валео), которое устанавливалось на первые автомобили, не подходит по массе автомобиля. В итоге владельцы первых Вест, чувствовали пробуксовки сцепления, чувствовали что автомобиль плохо трогается и нужно добавить оборотов. При замене сцепления на новое — проводится адаптация. Если же Вы по каким то причинам поменяли сцепление не у официального дилера а самостоятельно, не бойтесь передвигаться на новом сцеплении без адаптации по мере необходимости. Но ее нужно будет сделать.
Через каждые 15000км
АвтоВАЗ рекомендует делать адаптацию сцепления робота по мере его износа, т.е. через каждые 15 т.км для корректной и ресурсной работы.
Последствия сброса настроек ЭБУ
Нестабильно работает сцепление: во-первых, электронный блок управления установит новую отчетную точку, вследствие чего могут возникать разногласия в работе сцепного диска. Велика опасность сильно износить сцепление – блок ЭБУ обновит показания датчиков, которые перестанут отображать реальную степень изношенности диска сцепления. Ну а если сцепление сильно изношено, то могут возникать ошибки и поломки, связанные с роботизированной КПП. Также уменьшится скорость перемещения диска, а это приводит к появлению ошибки Р0810.
Результатом возникновения всех вышеперечисленных неисправностей является невозможность передвигаться на таком автомобиле.
Устройство сцепления
На Ладе Весте, а также на всех ее модификациях, включая кроссовер X-RAY и версии Кросс, устанавливается стандартный узел с одним диском. Соприкосновение фрикционного и ведущего диска происходит под действием пружины. Главное отличие сцепления Весты от других моделей АвтоВАЗа заключается в приводе.
Конструктивно сцепление Весты устроено по стандартному типу и представляет собой нажимной и ведомый диски, взаимодействующие между собой. В корзину устанавливается нажимной диск, сама корзина – это стальной корпус. Нажимной диск в корзине прижимается при помощи специального устройства в виде пружины. Корзина сцепления устанавливается непосредственно на маховик силового агрегата, крепится жёстко на болтовые соединения.
Диск с фрикционными накладками ставится между маховиком и ведущим диском. Ведомый диск сцепления также называют фрикционным из-за специальных накладок, закреплённых по обе стороны. По центру в отверстие устанавливается демпфер с пружинами, предназначенный для устранения колебаний во время включения сцепления. Фрикционный диск насажен через ступицу на первичный вал двигателя.
Особенности гидропривода сцепления Весты
Гидравлический привод состоит из трубопроводов и двух цилиндров (рабочий и главный). От главного цилиндра давление от штока передается на рабочий. Тот, в свою очередь, посредством трубопроводов оказывает воздействие на прижимное устройство. Рабочий цилиндр представляет собой модуль, где также расположен выжимной подшипник. Всё это смонтировано в картере сцепления.
Тормозная жидкость выполняет функции рабочей. Для обеспечения надёжности и работоспособности гидропривода необходимо своевременно менять рабочую жидкость согласно регламенту. К неполадкам в работе гидравлического привода чаще всего приводит воздух в системе. В запущенных случаях на автомобиле просто невозможно будет переключать скорости.
Особенности электропривода сцепления на Весте
Электрический привод, в отличие от гидравлического, устроен несколько иначе, он оказывает действие непосредственно на вилку сцепления. При повороте вилки усилие давит на выжимной подшипник, а тот, в свою очередь, – на лепестки пружины нажимного диска. Выжимной подшипник усиленный и находится в работе постоянно, а пружина всегда прижата к муфте из-за отсутствия каких-либо зазоров.
Выжимной подшипник не нуждается в периодическом обслуживании, т. е. смазка не нужна, производитель позаботился и об этом. Подшипник служит долго и при сбоях попросту меняется. Узнать об этом можно по характерному шуму. Выжимной необходимо заменить и при замене ведомого или нажимного дисков, вне зависимости от того, исправен подшипник или нет.
Сбои в работе гидропривода легко устранить своими руками, зачастую достаточно прокачать систему и избавиться от воздуха. А с электромеханическим приводом устранение неисправностей дела обстоят куда сложнее. Подобная процедура на автоматических и роботизированных КПП называется адаптация, и выполнять ее без знаний, навыков и оборудования невозможно. В таких случаях единственно правильное решение это обращение к официальному дилеру.
На сегодня завод АвтоВАЗ активно внедряет в свои автомобили современные технологии, это касается и сцепления. Сейчас для этого используют конструктивные элементы, отвечающие мировым стандартам качества. Фрикционные накладки и пружины значительно надёжнее и долговечнее.