Как известно, чтобы запустить двигатель в автомобиле, необходимо воспламенить смесь топлива и воздуха в камерах сгорания цилиндров. Для этого должны синхронно сработать несколько условий, одно из которых вращение коленвала. Чтобы его раскрутить хотя бы на минимальных оборотах, используется преобразователь электрической энергии в механическую. Это устройство получило название «стартер».
Устройство стартера ВАЗ 2106 и принцип его работы
На оснащались стартером с индексом 35.3708, а самые первые модели СТ-221 редукторного типа. Экспортные модели оснащались устройствами немецкого производства. Схема этого, по сути, силового электродвигателя показана на фото.
- Приводной вал.
- Втулка крышки.
- Кольцо-ограничитель.
- Шестерёнка с кольцом муфты обгона.
- Ролик муфты обгона.
- Опора с вкладышем.
- Ось шестерни.
- Прокладка.
- Кронштейн приводного рычага.
- Рычаг.
- Крышка спереди.
- Ротор тягового реле.
- Статор.
- Статор втягивающего.
- Реле тяги.
- Шток реле.
- Сердечник реле.
- Пластина контактов.
- Крышка.
- Болты для контактов.
- Вывод щеточного узла.
- Скоба.
- Держатель щёток.
- Плюсовая щётка.
- Вал ротора.
- Шпилька для стяжки.
- Задняя крышка.
- Коллектор.
- Алюминиевый корпус.
- Магнит с постоянным полем.
- Сердечник ротора.
- Опора вала ротора.
- Шестерня планетарного типа.
- Ведущая шестерня.
- Водило.
- Шестерня с зубьями внутри.
- Кольцо отвода.
- Ступица.
Номинальная мощность составляет 1,3 кВт, сила тока 500 Ампер и 550 А для СТ-221 и 35.3708 соответственно.
Стартер – это алюминиевый корпус, в котором находится статорная медная обмотка, ротор, две крышки (спереди и сзади) и реле электромагнитного типа сверху. Корпус соединяется с крышками с помощью шпилек. Статор имеет три сериесных полюса обмотки (включаются последовательно с обмоткой ротора) и одну обмотку шунтового типа, которая включается параллельно.
Якорь – это сердечник на валу, медная обмотка и площадка для графитовых щеток, называемая коллектором. Муфта предназначена передавать крутящий момент от бендикса к маховику, затем начинает вращаться коленчатый вал и происходит пуск двигателя. После пуска она же служит для разрыва связи маховика и бендикса. Тяговое реле – это две обмотки и сердечник.
Старетр автомобиля: основное предназначение
Рано или поздно каждому владельцу автомобиля, независимо от его марки и модели, приходится столкнуться с той проблемой, что его транспортное средство отказывается заводиться. Первым делом, естественно, проверяется уровень топлива, заряд аккумулятора, электроника. Если все это не вызывает никаких нареканий и сомнений в исправности, то скорее всего дело именно в стартере. Ведь именно от него зависит успешный пуск двигателя.
В настоящее время на автомобили данной модели устанавливаются, как правило, реле 35.3708 с торцовым коллектором.
Однако на некоторых экземплярах ВАЗ 2106 могут оказаться установленными стартеры, произведенные в Германии или Белоруссии, т. к. их можно взаимозаменить со стартером 35.3708.
В более раннее время, приблизительно в 70-80 годах, также устанавливали стартер СТ-221.
Принцип работы стартера
Когда ключ в замке зажигания поворачивается в положение «пуск» на тяговое реле поступает питание, после чего внутрь втягивается сердечник. При втягивании посредством вилки он передвигает шестеренчатый привод до зубьев маховика двигателя, в результате чего происходит зацепление стартера с силовой установкой. Параллельно с этим сердечником замыкаются контакты тягового реле, которые в свою очередь передают силовое напряжение на статорные обмотки.
Автомобильный стартер – это электродвигатель, рассчитанный на непродолжительную работу. При запуске силового агрегата ключ в замке зажигания в положении «пуск» не рекомендуется держать более 15 секунд. Между попытками завести двигатель работа стартера должна прерываться на 30–40 секунд (в зимний период не менее минуты). Работа устройства длительное время приведет перегреву ротора и статора, в результате чего лак обмоток начнёт плавиться и, как следствие, произойдет межвитковое замыкание или обмотки перегорят.
Если двигатель не запускается с трёх и более попыток, то, возможно, есть неисправности систем (зажигания, питания и т. д.), задействованных в пуске мотора. Не стоит повторять раз за разом попытки запуска и работу стартера, так как это сокращает срок его службы. После того, как двигатель запустится, ключ зажигания нужно сразу отпустить, для его возвращения из положения «пуск».
Передвигаться на автомобиле с помощью крутящего момента от стартера недопустимо, устройство быстро придет в негодность.
Книги по теме двигателей
Назначение, регулировка, ремонт и замена клапанов двигателя ваз 2101 своими руками
• В.Л.Лихачев. Асинхронные электродвигатели. 2002 г. / Книга представляет собой справочник, в котором подробно описано устройство, принцип работы и характеристики асинхронных электродвигателей. Приводятся справочные данные на двигатели прошлых лет выпуска и современные. Описываются электронные пусковые устройства (инверторы), электроприводы., djvu, 3.73 MB, скачан: 3816 раз./ • Беспалов, Котеленец — Электрические машины / Рассмотрены трансформаторы и электрические машины, используемые в современной технике. Показана их решающая роль в генерации, распределении, преобразовании и утилизации электрической энергии. Даны основы теории, характеристики, режимы работы, примеры конструкций и применения электрических генераторов, трансформаторов и двигателей., pdf, 16.82 MB, скачан: 515 раз./ • М.М. Кацман — Электрические машины / Некоторые говорят, что это лучший учебник по электротехнике. В книге рассматриваются теория, принцип действия, устройство и анализ режимов работы электрических машин и трансформаторов как общего, так и специального назначения, получивших распространение в различных отраслях техники., pdf, 22.12 MB, скачан: 44 раз./ • Каталог двигателей Электромаш / Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором — каталог производителя, pdf, 3.13 MB, скачан: 207 раз./ • Каталог двигателей ВЭМЗ / Параметры и каталог двигателей, pdf, 3.53 MB, скачан: 172 раз./ • Дьяков В.И. Типовые расчеты по электрооборудованию / Практические расчеты по электрооборудованию, теоретические сведения, методики расчета, примеры и справочные данные., zip, 1.53 MB, скачан: 491 раз./ • Карпов Ф.Ф. Как проверить возможность подключения нескольких двигателей к электрической сети / В брошюре приведен расчет электрической сети на колебание напряжения при пуске и самозапуске асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей с асинхронным пуском. Рассмотрены условия, при которых допустим пуск и самозапуск двигателей. Изложение методов расчета иллюстрируется числовыми примерами. Брошюра предназначена для квалифицированных электромонтеров в качестве пособия при выборе типа электродвигателей, присоединяемых к коммунальной или промышленной электросети., zip, 1.9 MB, скачан: 166 раз./ • Руководство по эксплуатации асинхронных двигателей / Настоящее руководство содержит наиболее важные указания по транспортировке, приемке, хранению, монтажу, пусконаладке, эксплуатации, техническому обслуживанию, поиску неисправностей и их устранению для электродвигателей производства «Электромашина». Руководство по эксплуатации предназначено для трехфазных асинхронных электродвигателей низкого и высокого напряжений серий А, АИР, МТН, МТКН, 4МТМ, 4МТКМ, ДА304, А4., pdf, 7.54 MB, скачан: 710 раз./ • Каталог двигателей АИР / Каталог двигателей АИР — мощность от 0,12 до 315 кВт; частота вращения 3000, 1500, 1000, 750 об/мин; напряжение сети 220/380 В, 380/660 В;, pdf, 1.07 MB, скачан: 116 раз./
Неисправности стартера и их возможные причины
Неполадки с функционированием всегда связаны с усложнением или невозможностью запустить мотор. Данное устройство работает только вместе с другими системами пуска и заряда. Поэтому причинами сбоев могут быть электро- и механические поломки, каждые из которых имеют свои особенности.
Электрические неполадки
Зачастую сбои в работе вызваны неисправностями электроцепи, которая начинается с АКБ. Основной признак в медленном вращении коленчатого вала в момент запуска двигателя или его отсутствие. Сначала необходимо проверить следующее:
https://youtu.be/Y87CeE8GfSE
- заряд аккумулятора;
- надёжность «массы» и контактов;
- силовой провод к тяговому реле на предмет повреждений;
- исправность замка зажигания и его контактов.
Если в положении «пуск» не срабатывает реле и ротор не продает признаков жизни, то, возможно, произошло межвитковое замыкание, короткое замыкание на «массу» или обрыв соединения на «массу». Если маховик медленно раскручивается, это также косвенно указывает на электрические неисправности (исключением является зимний период, когда в сильные морозы стартеру трудно крутить промерзший двигатель с загустевшим маслом). Когда стартер начинает характерно щелкать, это может свидетельствовать о неисправности реле, либо разряжен аккумулятор. Если визуально проблемы не выявлены, то устройство необходимо демонтировать для разборки и выявления причин поломки.
Нередко проблема возникает из-за замкнутых пластин контактов, пригорания коллектора, но чаще всего изнашиваются щётки. Поэтому нужно обращать внимание на щёточный узел, выход из строя втягивающего реле и изношенный коллектор ротора.
Механические неполадки
Неисправности могут возникать и по причинам, связанным с механикой. В большинстве случаев о таком характере поломок можно судить по особым признакам: двигатель не запускается и не вращается коленвал, а стартер работает. Причиной этому может быть поломка обгонной муфты (также ее называют бендикс), венца маховика или износ шестерни привода.
Основные признаки неполадок
Неисправность | Причины |
Стартер работает, коленвал двигателя не вращается. | Муфта пробуксовывает; рычаг отключения сломан или соскакивает; буферная пружина сломана; кольцо муфта сильно изношено. |
Скрежет при попытке запустить двигатель и другие посторонние звуки при работе стартера. | Повреждения зубьев шестерен; ослабли крепёжные болты; изношены подшипники или их посадочные места на роторе; ослабло крепление внутри стартера в результате чего статор и ротор касаются друг друга; изношены зубья маховика или шестерни стартера. |
Двигатель запустился, стартер продолжает работать. | Изношена пружина муфты, из-за чего шестерня привода не возвращается на место; закисли контакты реле; вышло из строя реле; привод заклинил. |
Аккумулятор заряжен, но стартер раскручивает двигатель с большим трудом. | Изношены щётки или подшипник. |
Механизм выходит из зацепления с маховиком не сразу. | На бендиксе изношены зубья шестерни. |
На последние два пункта следует обратить внимание, если вышеуказанные причины не подходят, а стартер всё равно работает не так, как должен. Все эти признаки помогут быстро выявить и устранить неисправность этого устройства. В большинстве случаев детали подлежат замене, а при серьезных сбоях, таких как межвитковое замыкание или повреждения обмотки, рекомендуется приобрести новый агрегат.
Преимущества редукторного механизма
Редукторный стартер на ВАЗ-2107 имеет следующие преимущества перед старым изделием:
- обеспечивается более быстрый запуск мотора;
- значительное увеличение срока службы изделия;
- увеличение мощности механизма при сниженных энергозатратах;
- уменьшенные размеры и масса.
Главным преимуществом обновленной модели устройства является его повышенные параметры энергоэффективности. Благодаря этим параметрам запуск двигателя возможен даже при “подсевшей” АКБ. Пуск мотора можно осуществить не только при тепличных погодных условиях, но даже в сильные морозы, когда выполнить запуск авто с обычным стартером практически невозможно.
Механизм редукторного типа позволяет экономить заряд АКБ, поэтому такой тип изделия является, намного лучшим, чем старые конструкции. Срок службы такого изделия зависит от количества запусков двигателя, но в любом случае он прослужит дольше, чем старая модификация устройства.
Конструкция и особенности функционирования
Чтобы узнать, почему изделие является эффективным и надежным, следует рассмотреть устройство редукторного стартера. Главным отличием редукторного стартера является наличие зубчатой передачи, находящейся между якорем и бендиксом. Эффективность устройства обусловлена тем, что изделие оснащено понижающим редуктором, посредством которого можно увеличить крутящий момент. Наиболее хорошо зарекомендовали себя стартеры, основывающиеся на планетарной конструкции редуктора.
Особенности функционирования редукторного агрегата на ВАЗ-2107, ни чем не отличаются от обычного:
- На клеммы втягивающего реле подается напряжение +12В.
- В обмотке и на якоре устройства начинает протекать электрический ток.
- Втягивающее реле смещает зубчатую шестерню по валу якоря и вводит ее в зацепление с маховиком мотора, одновременно начинает крутиться сам стартер.
- Происходит вращение маховика и запуск двигателя.
- Как только питание на клеммах исчезает, реле возвращает зубчатый механизм в исходное положение, а стартер в это время отключается.
Редуктор примененный в конструкции современного устройства позволят повысить его эффективность на 50%, делая его более эффективным и надежным. Таким образом, существенно снижается нагрузка на АКБ.
Особенности монтажа редукторного стартера
Если старый стартер постоянно беспокоит, то сейчас самое время его заменить на более современную модель. Для замены на ВАЗ 2107 потребуется воспользоваться стандартным набором инструментов. Процесс замены очень прост, и не потребует специальных навыков. Новый агрегат устанавливается взамен старого без каких-либо переделок.
- Изначально следует обязательно отсоединить клемму “минус” от АКБ.
- Используя гаечный ключ на “13”, необходимо вывинтить болты крепления изделия, а также кронштейн силового провода.
- С управляющего провода извлекается штекер.
- Теперь можно демонтировать старое изделие.
- Новое изделие становится на место старого идеально, несмотря на существенное несоответствие размеров.
- Приступаем к затяжке болтов крепления изделия.
- Не забываем установить на место силовой провод, после чего зафиксировать его гайкой.
- Теперь можно подключать АКБ и приступать к запуску мотора.
Вы будете приятно удивлены функционированию такого маленького, но надежного помощника. Редукторный стартер не подводит зимой, его можно использовать для частых пусков двигателя
Последнее, что немаловажно упомянуть, так это стоимость механизма. Несмотря на его размеры, стоит редукторный механизм на ВАЗ 2107 около 2500-3500 рублей
Но лучше заплатить и наслаждаться новым механизмом, нежели продолжать жить в мучениях со старым. Данный механизм производят для всего ряда семейства “Жигули”, что позволяет существенно улучшить пусковые параметры мотора. После замены проблемы с затрудненным запуском мотора при слабом заряде батареи будут уже не так актуальны, поэтому требуется поспешить за новым механизмом.
Замена стартера на ВАЗ 2106 своими руками
В некоторых случаях ремонт уже нецелесообразен, поэтому его необходимо сменить на новый, а для этого его нужно снять с автомобиля. Сделать это несложно, к тому же понадобится всего один ключ на 13. Болтов крепления всего два.
- После откручивания болтов стартер нужно сдвинуть вправо, потянув его в эту сторону. Так он сместится относительно своего положения, после этого его можно сдвинуть в правую сторону ещё больше.
- После этого стартер нужно повернуть торцевой частью приподняв за левую сторону и извлечь на себя вверх.
- Поднять его нужно так, чтобы силовые провода на контактах вывода обмоток не стали доступны и их можно было бы отсоединить.
- Проводов на стартере два, для отсоединения одного нужно открутить гайку.
- Второй соединяется с помощью клемм «папа-мама» его можно просто отсоединить, потянув за штекер.
Теперь стартер можно полностью извлечь, чтобы заменить или отремонтировать. Установка осуществляется в обратном порядке.
Ремонт стартера: как устранить неисправности
Для проведения работ понадобится следующий набор инструментов:
- ключи накидные и торцевые (8, 10 и 13);
- отвёртки;
- штангенциркуль;
- мультиметр;
- плоскогубцы;
- молоток;
- оправка для установки подшипников;
- смазочные материалы;
- абразивные материалы (наждачная бумага).
В устройстве стартера множество мелких деталей, при разборке нужно быть внимательным и не потерять их.
Для того чтобы устранить причины поломок механизма, его нужно, конечно же, разобрать. Выглядит процесс следующим образом:
- сначала нужно снять тяговое реле, отсоединив провода (открутить гайку ключом на 13) от вывода обмоток;
- снизу откручиваются три крепёжных винта реле;
- реле вытягивается и можно вытащить ротор, посредством снятия пружины;
- теперь можно снимать верхнюю защиту стартера, открутив винты крепления кожуха;
- с помощью отвёрток нужно поддеть стопорное кольцо и снять вместе с прижимной шайбой;
- ключом на 10 откручиваются два болта, которые крепят крышку;
- отвёрткой откручиваются крепёжные винты соединительного провода;
- крышка отсоединяется от корпуса;
- щётки снимаются вместе с пружинами;
- с помощью оправки задний подшипник нужно выпрессовать, при этом следует быть осторожным и не сломать корпус;
- с помощью плоскогубцев извлекается шплинт;
- снять заглушку и ротор с вилкой;
- оправкой выпрессовывается подшипник спереди;
- бендикс можно демонтировать (отодвинуть шайбу и с помощью отвёрток снять стопорное кольцо); в этом деле нужно быть внимательнее, так как кольцо может неожиданно улететь в неизвестном направлении.
На этом разборка стартера закончена. Можно переходить к выявлению повреждений для их устранения. После проводится так называемая дефектовка, или, проще говоря, надо провести осмотр каждого элемента механизма.
Дефектовка – визуальный контроль
Когда все детали находятся перед глазами, можно путем осмотра узнать, какая из них подлежит замене.
- Штангенциркулем измеряется высота щёток. Если показатели менее 12 мм, то щётки необходимо заменить.
- Обмотки не должны иметь признаков подгорания, следов повреждений изоляции и других повреждений механического характера.
- Посадка вала якоря без большого люфта. В противном случае потребуется замена всех изношенных элементов.
- Если есть следы пригорания на якоре, их можно удалить мелкозернистой наждачной бумагой.
- Возьмитесь за внутреннюю и наружную обойму подшипника. Так проверяется наличие люфта. При его обнаружении подшипник нужно заменить.
- Зубья на шестерне бендикса без признаков износа, шестерня не должна вращаться в обе стороны, в противном случае деталь нуждается в замене.
- Вилка втягивающего реле без механических повреждений.
При выявлении испорченных деталей ремонту они не подлежат. Потребуется замена на новые комплектующие. Стоят они недорого, а при установке не возникнет трудностей.
Электросхема МТЗ 82
Схема электрооборудования трактора МТЗ-80Л/82Л.
- передняя фара
- передний указатель поворота
- датчик указателя температуры воды
- соединительная панель
- штепсельный разъем щитка приборов
- звуковой сигнал
- реле-регулятор
- генератор
- выключатель блока отопления-охлаждения
- электродвигатель блока отопления-охлаждения
- выключатель плафона
- плафон
- контрольные лампы включения «массы», дальнего света и указателей поворота
- выключатель стеклоочистителя
- стеклоочиститель
- тахоспидометр
- контрольные лампы включения «массы», дальнего света и указателей поворота
- переключатель света передних фар
- лампы освещения приборов
- включатель стартера
- центральный переключатель
- стеклоомыватель
- включатель «стоп»
- задняя фара
- задний фонарь
- соединительная панель
- выключатель задних фар
- штепсельный разъем щитка приборов
- штепсельная розетка
- фонарь освещения номерного знака
- выключатель стеклоомывателя
- переключатель указателей поворотов
- контрольные лампы включения «массы», дальнего света и указателей поворота
- выключатель «массы»
- розетка переносной лампы
- аккумуляторная батарея
- выключатель блокировки запуска пускового двигателя
- кнопка звукового сигнала
- кнопка включения магнето
- реле указателей поворотов
- амперметр
- указатель температуры воды
- блоки плавких предохранителей
- стартер пускового двигателя
- магнето
- искровая свеча пускового двигателя
- электромагнитный клапан пускового подогревателя
- электродвигатель пускового подогревателя
- свеча накаливания пускового подогревателя
- выключатель пускового подогревателя
- контрольная спираль накаливания пускового подогревателя
- переключатель пускового подогревателя
- указатель уровня топлива
- приемник указателя уровня топлива.