Как проверить и почистить датчик массового расхода воздуха на ВАЗ 2114

В системе двигателя автомобиля каждая деталь, каждый элемент играют важнейшую, определяющую роль. Выходит из строя что-то одно — по цепной реакции дает сбой все оборудование. Одним из наиболее значимых для работы мотора элементов является датчик массового расхода воздуха, или сокращенно ДМРВ. Он регулирует систему впрыска горючего.
От тех данных, которые датчик посылает системе, зависит, будет ли подаваться в цилиндры двигателя должное количество топлива или же обедненная смесь. Что, в конечном итоге, приведет к потере тяги силового агрегата, а затем и к тому, что двигатель и вовсе заглохнет. Рассмотрим устройство в контексте модели ВАЗ 2114, которая считается одной из самых популярных в нашей стране на настоящий момент. Что представляет собой ДМРВ ВАЗ 2114, как проверить датчик и каким образом проводится ремонт?

Предназначение ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха — это сложное электронное устройство, которое регулирует систему впрыска топлива в цилиндры мотора. Он отвечает за то, какое количество воздуха содержится в двигателе. Известно, что, для того чтобы силовой агрегат пришел в действие, необходимо, чтобы подавалось пополам воздуха и топлива. Тогда внутри оборудования создается такая атмосфера, которая идеальна для высечения искры и приведения в движение всех механизмов.

Разница весомая. Система, получая эту информацию, доверчиво следует ей. Пропорции воздуха и топлива нарушаются, впрыскивается чуть меньшее количество горючего, которое называется «обедненная смесь». Симптомами такой проблемы является резкое снижение мощности двигателя, его управляемости и динамики. Следствие этой «болезни» — отказ двигателя заводиться. И тогда уже водителю приходится ломать голову, а что же, собственно, произошло.

Поэтому время от времени следует проверять рабочее состояние датчика, чтобы потом не тратить гораздо больше времени на диагностику двигателя. Проверить датчик можно несколькими способами, но самым популярным является диагностика при помощи мультиметра — несложного прибора, который хорошо бы держать каждому автовладельцу в своем чемоданчике инструментов.

Распространенные неисправности датчиков Ваз 2114

Кратко и по сути коснемся о неисправностях каждого датчика электронной системы управления двигателем. Ваз 2114

ДатчикПричины поломокСимптомы неисправностиПроверка
ДМРВ – датчик массового расхода воздухаЗагрязнение, порванная пленка из-за всасываемой пыли.Если показатели больше 1,07В, то датчик подлежит замене.Проверяем параметры каналов аналого-цифрового преобразователя или измеряем напряжение между 3 (масса ДМРВ) и 5 (сигнал) контактами при помощи мультиметра.
ДК – кислородный датчик или Лямбда-ЗондНекачественное топливо, механические повреждения датчика, неисправные форсунки.Увеличение токсичности выхлопных газов, увеличение расхода топлива и сработка Check Engine.Причины поломок может установить только компьютерная диагностика автомобиля.
ДТОЖ – датчик температуры охлаждающей жидкостиОтсутствие контакта с датчиком, разрыв контакта.Включение вентилятора без надобности, увеличение расхода бензина, прогретый двигатель отказывается работать
ДПДЗ – датчик положения дроссельной заслонкиОкисление контактов, износ подложек датчиков.Высокие обороты на холостом ходу, существенное снижение мощности двигателя.Плавно выжимая педаль газа, проследите за показаниями процентного открытия заслонки, напряжение должно меняться также плавно без перепадов, если напряжение на мультиметре скачет – датчик подлежит замене.
ДПКВ – датчик положения коленчатого валаОборванные провода, попадание грязи между датчиком и зубчатым диском.Резкое уменьшение мощности автомобиля, которое можно определить даже без специальных приборов, происходит произвольное понижение или повышение оборотов двигателя;Измерьте сопротивление обмотки датчика, если есть отклонения от нормы 550-750 Ом – датчик подлежит замене.
ДС – датчик скорости автомобиляОбрыв цепи в контактах, коррозия и грязь на контактах.Проблемы с холостыми оборотамиТолько компьютерная диагностика. Самостоятельно Вы можете контролировать исправную работу датчика при помощи БК и штатного спидометра.
ДФ – датчик фазМеталлические частицы и грязь на датчикеВместо того, чтобы запустить двигатель сразу, система дожидается показаний счетчика ДПКВ и включается сигнал Check Engine, увеличивается расход бензина, снижение динамики двигателя.Проводится при помощи осциллографа

Симптомы и диагностика неисправностей

Так как ДМРВ — это электронное оборудование, причем совсем непростое, большинство автовладельцев не решается диагностировать его самостоятельно и по старинке несет в автосервис. Но довольно часто, только лишь подсоединив диагностирующее устройство к датчику, автомастер заявляет, что устройство совершенно неисправно, его нельзя починить, его место только на свалке. Не сомневайтесь, если принести абсолютно новый датчик, мастер сообщит то же самое.

Но любой незаинтересованный эксперт скажет, что ДМРВ — практически неубиваемое устройство. Оно может давать сбой, порой серьезный, но это вполне поправимая проблема, дело, которое займет не больше часа. Но как проверить ДМРВ на работоспособность? Очень просто. Если, поставив новый датчик на машину, вы заметили, что она заработала отлично, значит, проблема крылась именно в нем. Если же ситуация ничуть не стала лучше, значит, нечего тратить свои силы, время и деньги на пустые хлопоты по замене совершенно «здорового» датчика.

Чуть выше мы упоминали такой прибор, как мультиметр. Понять, исправный датчик или нет, можно, узнав напряжение устройства. Если все в норме, то мультиметр выдает 1-1.2 Вт. Если есть какие-то проблемы, то шкала идет вниз, критическая отметка начинается уже с 0.99 Вт. Если, наоборот, напряжение больше нормы, например 1.037, то это говорит об одном: датчик сильно засорен, поэтому и ошибается в показаниях. Если его прочистить, он снова заработает в прежнем темпе.

Прежде всего это резкое увеличение потребления горючего. Здесь не стоит ругать автомобиль за большие «аппетиты»: он не виноват, и производитель не виноват, тут просто нужно «подлечить» своего «железного коня». Конечно, такое может произойти не только в случае с поломкой датчика, но уже по этому факту можно прийти к верной мысли: скорее всего проблема кроется именно в крошечном устройстве.

Также, когда мотор теряет мощность, горячий двигатель перестает заводиться. Автомобиль, прежде динамичный и управляемый, превращается в какого-то монстра на колесах, который постоянно теряется в управлении и «зависает». И, наконец, если вы увидели на панели приборов простую надпись Check Engine, то сомнений уже быть не может: это датчик просит вас о «скорой помощи».

Ремонт датчика

Любое электронное устройство имеет огромный минус: чувствительность к малейшим скачкам напряжения, загрязнению, агрессивным воздействиям окружающей среды и многим другим факторам. Если с потоком воздуха, поступающего в двигатель, попадает хотя бы крошечная частица грязи или пыли, она непременно оседает на датчике, который, будучи столь уязвимым, притягивает подобные неприятности к себе как магнит.

Продолжая работать в таком состоянии, он вынужден увеличивать нагрузку, так как ему мешает балласт пыли. Следовательно, он начинает выдавать сбои. Также, если в двигатель заливается некачественное масло или плохой бензин, все это в первую очередь самым негативным образом отражается на электронном устройстве. Вот почему так важно уделять внимание воздушным, масляным и другим фильтрам и не экономить на качестве заливаемых в мотор горюче-смазочных материалов.

Удостоверившись в том, что датчик массового расхода воздуха ВАЗ неисправен, переходим к следующему этапу — ремонту. Ремонт заключается в хорошей прочистке. Но как проводится чистка ДМРВ и можно ли выполнить эту работу своими руками? Для начала следует запомнить как таблицу умножения, что ни в коем случае нельзя использовать для промывки следующее:

Для прочистки следует применять жидкость для мытья карбюраторов. Наибольшей популярностью в этом деле пользуется WD 40, которая обладает хорошими техническими свойствами и безопасна для электронных устройств. Промывать датчик нужно аккуратно, чтобы не повредить тончайшие пластины и проводки.

Убедившись, что в устройстве более нет пыли и мусора, можно, тщательно просушив его, устанавливать на место. Как правило, после такой нехитрой процедуры устройство должно заработать как хорошие швейцарские часы. Мы разобрали наиболее часто возникающие относительно датчика массового расхода воздуха вопросы. Теперь вы знаете, почему он ломается, что нужно сделать, чтобы обезопасить его, и как поступить, если вдруг он все-таки дал сбой. Желаем удачи на дорогах и доброго настроения!

Как проверить датчик массового расхода воздуха на автомобиле ВАЗ 2114 своими руками?

Датчик массового расхода воздуха применяется для оценочного измерения и балансировки воздушного потока, поступаемого в двигатель. Сигналы от устройства подаются на блок управления мотором. На основе данных от ДМРВ и других сенсоров формируется требуемый состав смеси. Чтобы поломка прибора не застала в дороге, необходимо проводить его диагностику. Проверить ДМРВ на ВАЗ 2114 можно несколькими способами.

Это интересно: Регулировка редуктора заднего моста Газели

Устройство ДМВР на ВАЗ 2114

Общая конструкция датчика состоит из двух нитей, выполненных из сплава на основе платины. Нити прогреваются электрическим током, при этом одна является рабочей, а вторая — контрольной. Рабочий элемент находится в потоке подаваемого в двигатель воздуха, который охлаждает деталь. По мере изменения температуры нити происходит рост или снижение сопротивления. Данные сравниваются с параметрами контрольного элемента, и на основе этого автоматически вычисляется количество прошедшего воздуха.

На более поздних моделях ВАЗ 2114 стали использоваться терморезисторы, обладающие повышенной долговечностью и точностью измерений. Именно такой датчик и применяется на ВАЗ 2114.

Где находится датчик массового расхода воздуха?

ДМРВ на ВАЗ 2114 размещается в воздушном тракте, расположенном за фильтром очистки воздуха. К датчику подведен жгут проводки, заканчивающийся штекером.


Место установки ДМРВ на мотор ВАЗ 2114

Конструктивные особенности датчика

На ВАЗ 2114 могут применяться ДМРВ отечественного и импортного производства. Конструкция устройств одинакова и соответствует приведенной ниже схеме.


Конструкция ДМРВ ВАЗ 2114

В состав ДМРВ входят:

  • 1 — колодка для подключения жгута проводки;
  • 2 — контроллер работы датчика;
  • 3 — измерительный элемент;
  • 4 — внешний корпус;
  • 5 — металлическая защитная сетка;
  • 6 — направляющий дефлектор;
  • 7 — крепление тела датчика к корпусу;
  • 8 — направление потока воздуха.

Проверка при помощи мультиметра

Из всего списка датчиков в автомобиле ДМРВ является самым дорогим. Его стоимость в магазинах автозапчастей достигает 3000-4000 рублей. Также есть вероятность приобретения подделки или несоответствующей модели запчасти. Перед процедурой замены следует убедиться, что элемент выдает правильные показания по мультиметру. Пошаговая проверка датчика с помощью мультиметра выглядит так:

  • Для начала установите мультиметр в режим измерения постоянного тока (показания до 20 В);
  • Щупом красного цвета подключитесь к контакту под номером 5, а щуп черного цвета подсоедините к третьему контакту;

  • Не запуская двигатель, проверните ключ замка зажигания на последнее положение.

Для удобной расшифровки показаний с мультиметра предоставим полную таблицу напряжения, показывающего износ детали.

Данный элемент довольно чувствителен к попаданию грязи, масла и другого мусора. Для предотвращения его раннего выхода из строя следует чаще менять воздушный фильтр и следить за износом поршневой группы двигателя. При большом износе в систему впуска начинает просачиваться масло, которое не позволяет снимать точные показания поступающего воздуха.


Самостоятельно поменять ДМРВ можно за считанные минуты, поэтому не стоит спешить и приобретать новую деталь. Нередко проблема с плавающими оборотами и периодическим отключением двигателя на холостых кроется в других неисправностях. Убедитесь в целостности проводки, правильности показаний и только потом приступайте к замене элемента. Далее приведем показатели объема воздуха, которые соответствуют нормальной работе двигателя 2114.

Как расшифровать сведения мультиметра?

  • Мультиметр показывает от 0,006 до 1,01 В – это обозначает, что датчик еще новый. Через несколько недель, данные увеличатся на пару сотен единиц.
  • Если данные мультиметра находятся в районе от 1,01, 1,02 В – они обозначают, что датчик в режиме использования, это его рабочее состояние.
  • Датчик показывает 1,03 – 1,04 В, – такие показания будут обозначать, что рабочий резерв использован в половину.
  • Показания датчика 1,04В -1,05 В – такие показания обозначают, что датчик следует заменить на новый.
  • Показания датчика свыше 1,05 В посылаемые на ЭБУ — неверные. Скорее всего, производит работу не правильно, или вовсе не производит работу.

Распиновка ДМРВ

  • за пересылку данных с прибора ДМРВ на реле отвечает розово-черный кабель. Обозначен как контакт No2;
  • за заземление, кабель зеленого цвета. Обозначен как контакт No3;
  • белый, отвечает за питание прибора ДМРВ. Определен как контакт No4;
  • желтый кабель, определен как контакт No5 и отвечает за передачу импульса с ЭБУ (электронный блок управления).

Распиновка ДМРВ на ваз 2114

Но стоит учитывать, что цвета могут отличиться от выше описанных. Производители датчика, могут заменять описанные цвета, другими. Будьте внимательны!

По показаниям прибора, можно легко определи в чем конкретно неполадка. И не тратить время на выявление поломки. Также, основываясь по показания мультиметра, можно провести необходимые работы, например чистку, проверить контакты, либо провести подмену нового прибора самостоятельно. Но так же, стоит учесть, что тестер может завысить свои показания. Это риск сменить вполне рабочий датчик на новый, тогда когда он в этом не нуждается. Параметры датчика зависят от чистоты масс в цепи.

Необходимое оборудование

Для работы потребуется автомобильный мультиметр. В продаже представлены самые разнообразные модели, их цена варьируется от 350 до 15 тысяч рублей. Затраты вполне оправданы, поскольку вы сможете самостоятельно тестировать электрическую бортовую сеть по мере необходимости без поездки в СТО. Например, стоимость диагностики ДМРВ на 25.08.2019 года в автосервисах в среднем составляет 500 рублей.

Показания напряжения исправного и неисправного датчика

  • 1.01-1.02 — показания нового датчика, всё в норме.
  • 1.02-1.03 — есть износ, но параметры в пределах нормы.
  • 1.03-1.04— параметры рабочие, но уже есть износ.
  • 1.04-1.05— критические параметры, готовьтесь к замене, если есть деньги, то меняем. Возможно уменьшится расход топлива.
  • 1.05 и выше — не рабочий датчик ДМРВ.

Замер при помощи скрепок — может быть погрешность у прибора. По показаниям видно что датчик «приказал долго жить»

Подготовительные мероприятия

Проверка ДМРВ ВАЗ 2114 и других моделях начинается с изучения распинтовки группы контактов.

У типового датчика массового расхода воздуха она такова:

  • контакт №2 имеет черный и розовый цвет, он передает данные к главному реле;
  • зеленый контакт №3 – заземление;
  • белый или серый контакт №4 – питание узла;
  • желтый контакт №5 – обеспечивает проход сигналов с ЭБУ.

Для выполнения диагностических мероприятий датчик массового расхода воздуха не нужно демонтировать.

Если на нем есть масляный налет масла или конденсат, воздушный фильтр на вашем автомобиле нужно менять чаще. На устройстве могут быть загрязнения и другого характера – грязь и пыль. В этом случае нужно проверить уровень масла в картере, прочистить отбойник, заменить уплотнительное кольцо.

Последовательность процедуры

Сначала подготавливаем измерительный прибор, мультиметр должен быть переведен в режим измерений постоянного электрического тока до 2 Вольт.

Далее операции выполняются поэтапно:

  1. Черный конец измерительного прибора коммутируется с третьим контактом, красный – с пятым. Соединять их можно булавкой.
  2. Транспортное средство не заводится, но поворачивается зажигание.
  3. На мультиметре появляется информация. Ее расшифровка приведена в таблице ниже.

на мультиметре (В)

Состояние датчика массового расхода воздуха

новый датчик (после нескольких недель эксплуатации, параметры увеличиваются)

Каков оптимальный расход воздуха для автомобилей ВАЗ 2114?

Количество необходимого для формирования смеси воздуха зависит от числа оборотов:

  • при холостом ходе (850-950 об/мин) — 9,5-10,5 кг воздуха в час;
  • на средних оборотах (2000 об/мин) — 19-21 кг воздуха в час.

Снижение подачи воздуха приводит к обеднению смеси, а увеличение — к обогащению. Небольшие отклонения точности замеров мало влияют на работу двигателя, но при ошибках в 2-3 кг мотор начинает работать нестабильно. Некоторые блоки управления компенсируют неточность измерения по данным от других датчиков. Например, блок Январь 5.1 дополнительно корректирует состав смеси, основываясь на сигнале от лямбда-зонда.

Роль ДМРВ

Задача заключается в создании смеси из бензиновых паров и воздуха. Датчик способен измерять два показателя, которые прочно связаны друг с другом:

  • Время реакции;
  • Количество используемого воздуха.

Получая точные данные, измеритель определяет оптимальное количество компонентов для создания пропорций воздуха с парами топлива. Если ДМРВ начнет выдавать неправильные значения, смесь не будет соответствовать режиму работы двигателя, в котором он функционирует на данный момент.

Как результат, мощность падает, расход горючего растет, отклик снижается, разгон занимает значительно больше времени. В зависимости от датчика, его опоздания могут проявляться в виде провалов при разгоне или плавающих оборотах на холостом ходу.

Оптимальный расход воздуха

Поскольку мы говорим про ВАЗ 2114, следует определить, какой же показатель расхода воздуха является оптимальным для его двигателя.

Исправный датчик при условиях работы двигателя объемом 1,5 литров на примерно 900 оборотах в минуту, количество потребляемого воздуха составит от 10 кг с погрешностью 0,5 кг за час. Если поднять обороты до 2000, тогда расход повысится примерно до пределов 19-21 кг.

При снижении количества воздуха при тех же оборотах, начнет тут же снижаться динамика, но при этом уменьшится расход топлива. Если же расход воздуха повысится, динамика увеличится, а за ним повысится и расход топлива.

Нельзя допускать отклонения датчика более чем на 2-4 килограмма, поскольку при таких обстоятельствах работа движка окажется очень капризной и непредсказуемой.

Причины поломки

На самом деле датчики расхода воздуха могут выходить из строя только по причинам, которые скрыты в вентиляции картера двигателя.

Эта вентиляционная система двухконтурная, она отвечает за работу при двух режимах — с закрытой или открытой дроссельной заслонкой. Если заслонка закрыта, газы из картера выходят через магистраль. Но определенная доля газов скапливается внутри магистрали холостого хода. При этом газ соприкасается с резистором нашего датчика, хотя тот покрыт пленкой. Из-за смолы, которая оседает на резисторе, ДМРВ начинает выдавать неправильную информацию. Отсюда возникает цепочка неисправностей.

Признаки поломки

Если датчик вышел из строя, симптоматика может появиться разнообразная, но в итоге это приведет к нарушению работоспособности мотора. Сначала может повыситься аппетит двигателя к бензину, потом будут наблюдаться плавающие обороты и т.д.

Существует несколько характерных признаков, по которым определяется поломка датчика ДМРВ:

  1. Наблюдаются провалы при работе двигателя с нагрузкой и при холостом ходу;
  2. Машина начинает медленнее разгоняться, динамика ощутимо страдает;
  3. При переключениях передачи двигатель выключается;
  4. Падает мощность;
  5. Повышается расход топлива;
  6. При горячем двигателе мотор с трудом заводится;
  7. На приборной панели загорается лампа проверки двигателя (Check Engine).

Если же датчик совсем не подает даже малейших признаков жизни, лампа на панели может не загораться. В этом случае поломка определяется за счет работы бортового компьютера и ошибок.

Можно провести диагностику, определив уровень сигнала датчика. Если уровень окажется низким, это говорит о:

  • Отсутствии подключения датчика;
  • Обрывах в цепи;
  • Окислении и обрыве массы в цепи;
  • Сбое в работе электронного блока управления мотором;
  • Замыкании или обрыве сигнальных проводов;
  • Вышедшем из строя ДМРВ.

Даже если вы обнаружили поломку, не спешите приобретать новый ДМРВ, поскольку этот датчик стоит от 1,5 до 4 тысяч рублей.

В некоторых ситуациях может помочь простая проверка и чистка ДМРВ. Причем обращаться в сервисный центр при этом вовсе не обязательно. Вы легко справитесь поставленной задачей своими собственными руками.

Основные причины поломки датчика массового расхода воздуха

Наиболее частыми причинами отказа датчика являются:

  • попадание пыли;
  • загрязнение маслом;
  • короткое замыкание проводки из-за повреждения изоляции или штекера;
  • механическое повреждение активных элементов.

Какие факторы выводят из строя ДМРВ?

Факторы, вызывающие поломку ДМРВ:

  1. Причиной попадания пыли может стать неправильная установка датчика на фильтр, из-за которой перекашивается уплотнительное кольцо. При этом дефекте на входной сетке датчика будет присутствовать тонкий налет загрязнения. Еще одной причиной запыленности является забитый воздушный фильтр, поэтому регулярное обслуживание продлевает жизнь ДМРВ.
  2. Масло забрасывается на датчик в случае повышенного уровня в картере или при засоренном маслоотделителе в системе вентиляции. Дополнительным негативным фактором является износ двигателя, вызывающий активное попадание смазки в вентиляцию картера.
  3. Попадание на изоляцию острых предметов, замасливание. Подобные воздействия являются следствием неаккуратного ремонта.
  4. Повреждения датчика возможны при обслуживании автомобиля (удары по корпусу) или в процессе неправильной чистки активной части.

Профилактика поломок и чистка ДМРВ ВАЗ 2114

Датчик расходомера располагается в уязвимом месте: воздействие перепадов температур, влаги, пыли.

Точная электроника, расположенная в измерительном канале, выходит из строя при попадании посторонних предметов.

Причины:

  • несвоевременная замена воздушного фильтра;
  • использование так называемых «нулевых» фильтров;
  • неплотное соединение ДМРВ с фланцами воздуховода;
  • попадание влаги в воздухозаборник;
  • мусор, оставленный в воздуховоде или корпусе фильтра после ремонта и обслуживания.

Как почистить ДМРВ, если загрязнение не вывело его из строя

Датчик необходимо извлечь, снять защитные сетки, и продуть чистым сжатым воздухом. При наличии засохшей грязи или масляных пятен – требуется промывка специальными средствами для ДМРВ. Разумеется, необходимо прочистить и сам воздуховод с корпусом фильтра.

В большинстве случаев подобная профилактика возвращает расходомер к жизни.

Как самостоятельно проверить датчик массового расхода воздуха?

Для самостоятельной проверки датчика имеется несколько методик, основанных на отключении, а также осмотре и тестировании мультиметром. Иных способов диагностики в домашних условиях не существует. Доскональный контроль ДМРВ выполняется на специальном стенде, позволяющем зафиксировать неполадки сенсора при различных режимах работы. Еще одним распространенным методом тестирования является установка идентичного устройства, снятого с другого автомобиля.

Отключение ДМРВ

Визуальная проверка

Для внешнего осмотра требуется снятие воздуховода с датчика. Во время проверки оценивается запыленность внутренней части корпуса и гофрированного рукава подачи воздуха. На поверхности не должно быть следов масла и налета пыли.

Проверка устройства с помощью мультиметра

Целью диагностики является измерение напряжения, подаваемого датчиком.

Подобным способом проверяются изделия Bosch:

Для измерения потребуется:

  • тестовый прибор:
  • набор измерительных щупов;
  • жидкость WD-40.

Измерение производится между проводами желтого и зеленого цвета. Значения напряжения можно вывести на экран некоторых бортовых компьютеров (меню напряжение от датчиков, U ДМРВ).

Проверка ДМРВ с помощью мультиметра продемонстрирована на видео от «IZO))) LENTA».

Определение распиновки датчика массового расхода воздуха

Расположение проводов в колодке начиная от ближайшего к лобовому стеклу:

  • желтый — положительный входящий сигнал (на схеме 7);
  • серо-белый изолятор — положительный сигнал питания (на схеме 12);
  • зеленый — заземление датчика (на схеме 30);
  • розово-черный изолятор — подача сигнала на главное реле.


Распиновка контактов ДМРВ

Возможны другие цвета изоляции проводки, но последовательность распиновки остается неизменной.

Инструкция по проведению проверки

  1. Ввести щупы в разъем к местам установки проводов. Для облегчения процедуры щупы смазываются жидкостью WD-40. Положительный сигнал получается от желтого провода, отрицательный — от зеленого. Не рекомендуется прокалывать изоляцию и использовать дополнительные кабели, поскольку это снижает точность измерения.
  2. Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с предельным значением 2,0 вольта.
  3. Включить зажигание, двигатель не запускать.
  4. Произвести замер напряжения и сравнить его с требуемым значением.

Сравнение результатов проверки с установленными нормами

В соответствии с таблицей по результатам измерения проводится определение состояния датчика.

Признаки неисправности ДМВР

Устройство датчика массового расхода воздуха

Признаки неисправности датчика массового расхода воздуха могут быть прямые или косвенные. Рассмотрим, все возможные варианты:

  1. Загорание на приборной панели Check Engine. В большинстве случаев, индикатор ЧЕК загорается по причине выхода из строя одного из датчиков, поэтому необходимо подключиться к ЭБУ, чтобы точно определить неисправность.
  2. Падение мощности является только косвенным признаком, поскольку этой неисправности может быть и другая причина.
  3. Увеличенный расход топлива. Конечно, все можно списать на бензонасос, но ДМВР необходимо также проверить. О нормативных показателях расхода топлива здесь.
  4. Снижение динамики разгона. Неверное количество воздушной смеси, которое попадает в камеры сгорания, дает плохую зажигательную смесь, что в свою очередь, не дает автомобилю нормально разгоняться и приводит к рывкам при резком нажатии на педаль газа.
  5. Плохой пуск или его невозможность. Богатая или бедная топливная смесь не может нормально детонировать, что повлечет за собой именно такие проблемы. А также возможно не прогорание топлива и хлопки в глушителе.
  6. Плавающие обороты на холостом ходу. Разное количество попадающего воздуха в топливную смесь даст эффект, когда обороты будут, то понижаться, то повышаться.

Для точного определения неисправности датчика ДМВР необходимо провести ему диагностику.

Основные симптомы

Итак. Если у вас проблемы с ДМРВ, признаки неисправности могут быть самыми разными. Среди них можно выделить провалы на разгоне, отсутствие тяги, снижение мощности. Появляется стойкое ощущение, что машина просто «не едет». Если при нажатии на газ отсутствует должная реакция, тогда это один из признаков. Большой расход топлива – это тоже сигнал для диагностики этого датчика. Когда ваша машина при переключении с передачи на передачу останавливается, есть смысл проверить датчик ДМРВ. ВАЗ 2110 признаки неисправности имеет такие же, как и у остальных автомобилей.


Если у вас возникают трудности с запуском холодного двигателя, если работа мотора нестабильна, если обороты самопроизвольно растут или, наоборот, уменьшаются, если возникают детонации при нагрузках – это все является сигналами для проверки и диагностики датчика.

Диагностика с помощью мультиметра

Диагностика может быть выполнена с помощью мультиметра, для этого рекомендуем ознакомиться с инструкцией по эксплуатации тестера. Прибор необходимо настроить в режим измерения постоянного напряжения, обычно он маркируется символами DCV либо V.

Чтобы подключение устройства не вызвало сложностей, необходимо точно знать распиновку девайса:

  • черно-красный или розовый контакт — это подключение к управляющему модулю;
  • зеленый — это земля (заземление, масса), подсоединяется к кузову или АКБ;
  • серо-белый контакт — выходное напряжение;
  • желтый — используется для подачи тока на вход.

Диагностика мультиметром выполняется так:

  1. Для начала тестер следует включить и установить на нем значение напряжения в 20 вольт, а затем щупы от прибора подсоединяются в соответствующим контактам на штекере.
  2. Чтобы подключение было более удобным, можно использовать булавки, потребуется две штуки. Каждая из них устанавливается в отверстие с зеленым и желтым контактам. Затем к этим булавкам надо будет подключить щупы прибора.

На работоспособном девайса уровень напряжения составит в районе 1.01-1.04. Если показания составляют от 1.02 до 1.05 вольт, это говорит о том, что в скором будущем устройство надо будет поменять. Если же полученные показания выше, то расходомер подлежит замене, поскольку он вышел из строя.

Нужно отметить, что в ходе эксплуатации параметр напряжения будет только расти, поскольку изнашиваются резисторные компоненты устройства, а величина сопротивления, соответственно, снижается. Точно определить напряжение можно также с помощью бортового компьютера, если в нем есть соответствующая функция. Для поиска следует зайти в раздел напряжения расходомера и найти значение U.

Пошаговая инструкция по диагностике своими руками

  1. Включите зажигание, но двигатель не заводите.
  2. Тестер или мультиметр переключите в режим измерения напряжения. Выставите предел шкалы в 2 вольта.
  3. Щуп с красным проводом от вольтметра подключите к выводу датчика (к нему идёт жёлтый провод).


    Для удобства измерения выходного напряжения используйте булавку. Будьте осторожны, чтобы не повредить изоляцию

  4. Чёрный щуп подсоедините к контакту «Земля» (чёрно-зелёный провод).
  5. Фиксируем значение вольтметра.

По величине напряжения судят об исправности датчика. В помощь водителю ниже приведена небольшая таблица:

Диапазон значенийСостояние ДМРВ
1,01 — 1,02хорошее
1,02 — 1,03удовлетворительное
1,03 — 1,04ресурс на исходе
1,04 — 1,05«предсмертное» состояние
1,05 и вышепора менять

Визуальная проверка

Здесь нам нужно внимательно изучить поверхность гофра и расходника. Чтобы проверить состояние, нам нужно ослабить хомут воздухозаборника на выходе ДМРВ, а затем стащить его. Если на поверхности вам на глаза попались следы смазки или конденсата, то, скорее всего, они и вывели агрегат из строя. Иногда датчик удается «реанимировать», убрав всю грязь. Попадает она на расходник из-за редкой смены воздушного фильтра. Если же появляется жидкость на чувствительном элементе – это 90% выход из строя. Смазочное масло попадает из-за засорения маслоотбойника или из-за повышенного уровня в картере.


Капли масла на датчике — это верный признак, что он вышел из строя.

При обнаружении вышеописанных элементов диагностика может быть завершена. Если поверхность чистая, идем дальше. Извлекаем расходник из воздушного фильтра. Держат его только 2 винта, которые выкручиваются 10-ым ключом. Посмотрев на фото, мы видим, что на передней части датчика массового расхода есть кольцо-уплотнитель. Устанавливается оно для герметизации – нефильтрованный воздух не может просочиться через впускное отверстие.

Если это кольцо (на фото оно зеленое, но у вас цвет может быть другим) сползло или вовсе осталось в корпусе фильтра, то на сеточке расходника можно будет обнаружить слой пыли. Такого дефекта хватает для выхода из строя чувствительного элемента. Собирать агрегат нужно по следующей схеме: проверить надежность фиксации уплотнительной юбки, надеть резиновое кольцо, поместить датчик в корпус воздушного фильтра.

Восстанавливаем датчик расхода воздуха

За датчик массового расхода воздуха просят немалую цену, и по законам рынка это должно иметь под собой основания. Все просто, однако! В значительной мере это плата за нашу неосведомленность – мы не представляем себе, как ДМРВ работает… и отчего перестает работать. А также – за навязанное нам рыночными дельцами мнение: захандрил ДМРВ – покупай новый!

Роль ДМРВ трудно переоценить. Чтобы контроллер безошибочно дирижировал работой форсунок и зажигания, он должен, насколько это возможно, точно знать фактический расход воздуха двигателем. Если ДМРВ начинает врать, мотор теряет в мощности, растут расход топлива и токсичность выхлопа, ухудшается динамика разгона.

Одна из распространенных причин нарушения работы ДМРВ на «десятках» кроется в особенностях системы вентиляции картера двигателя. В ней два контура – большой, работающий при открытом дросселе, и малый – для режима холостого хода, когда дроссель закрыт. В последнем случае картерные газы отсасываются в задроссельное пространство по каналу с диаметром отверстия 1,5 мм. Часть их проходит по магистрали холостого хода, через его регулятор, заодно соприкасаясь и с нежным пленочным резистором ДМРВ. К тому же последний расположен в зоне действия обратных колебаний газов во впускном тракте. Отложения смол меняют характеристики резистора – и датчик фальшивит. К этому времени и регулятор холостого хода начинает капризничать на свой манер – заедает, подклинивает, особенно при пуске двигателя.

Это интересно: Ремонт радиатора охлаждения двигателя своими руками

Обычно ДМРВ проверяют диагностическим прибором (например, ДСТ-6), мы же обойдемся цифровым мультиметром со шкалой до 2 В. Введем булавку между резиновым уплотнителем и желтым проводом до упора в контакт (фото 1). Теперь включим зажигание и измерим напряжение на этом контакте. В идеале должно получиться 0,99 В. С учетом погрешностей замера – не больше 1,03 В. Если оно выше, кое-кто датчик тут же заменяет новым. Мы же не станем торопиться. Отвернув пассатижами хитрые саморезы крепления измерительного элемента датчика, взамен подберем простые (4,9 х 20) для крестообразной отвертки. В будущем это облегчит обслуживание машины. А со снятым элементом поработаем. Приготовим моечное приспособление – аэрозольный очиститель карбюратора, трубочку которого, нагрев в пламени спички, согнем под углом 90°. Затем отрежем так, чтобы струя выбивалась в сторону, а сама трубочка осталась прямой (фото 2). Введя ее на глубину 10 мм в верхний канал измерительного элемента ДМРВ, промоем резистор. Через несколько секунд – еще раз. Как правило, больше и не требуется. Учтите, что никакого силового воздействия резистор не допускает – о ватных тампонах, кисточках, сжатом воздухе забудьте.

Дав высохнуть следам очистителя, вставляем датчик в корпус и повторим измерения напряжения. Не изменилось? Видимо, ресурс ДМРВ и вправду исчерпан. Обычно «десятке» нужно для этого пройти тысяч 80–90, а то и больше. Если же напряжение снизилось до нормы – будем ездить. Конечно, после такой промывки датчика некоторые характеристики двигателя могут измениться. Потребуется заново проверить токсичность выхлопа, в некоторых случаях (если система позволяет) отрегулировать ее – и так далее. Ну а можно ли облегчить условия работы ДМРВ и продлить срок его службы? Об этом поговорим в другой раз.

Принцип работы двигателя

Прежде чем приступить к ремонту датчика массового расхода воздуха, важно понять принцип работы устройства в целом. В контроллере смешивается топливо с воздухом. Оптимальная пропорция получается только в том случае, когда прибор выдает верные данные о расходе воздуха двигателем.

Если этого не происходит, топливовоздушная смесь становится несбалансированной, нарушается режим работы двигателя. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению динамики автомобиля в целом и значительно увеличивает расход топлива.

Что в итоге

Как видно, если есть признаки неполадок и появились первые симптомы ДМВР ВАЗ 2114 или другого автомобиля, следует как можно быстрее проверить устройство на предмет возможной поломки. При этом можно выполнить быструю диагностику датчика расхода воздуха мультиметром в условиях обычного гаража.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое датчик детонации двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о назначении, устройстве, а также признаках неисправности или сбоях в работе датчика детонации двигателя. На основании полученных показаний прибора удается определить неисправность (в случае подтверждения поломки) или же исключить ДМРВ из списка возможных проблемных элементов. Так или иначе, важно понимать, что указанный датчик активно участвует в смесеобразовании и влияет на работу двигателя в целом.

По этой причине необходимо выполнять регулярные проверки ЭСУД, сканировать ошибки, а также обращать внимание на любые сбои и симптомы неисправностей датчиков электронной системы управления двигателем (ДПДЗ, ДПКВ и т.д.).

Евгений (авто-эксперт) «Крути мотор» посвящен одному из величайших благ цивилизации — поршневому двигателю внутреннего сгорания. Все про эксплуатацию, сервисное и профилактическое обслуживание бензиновых и дизельных ДВС. Полезная информация по ремонту двигателя и навесного оборудования, методы и способы проведения диагностических процедур. Тюнинг, настройка мотора и грамотный подбор технических жидкостей.

Почему происходит поломка

Наиболее часто встречающаяся проблема, из-за которой датчик ДМРВ выходит из строя, связана с системой вентиляции картера. Система состоит из двух контуров: 1. обеспечивает работу при открытом дросселе (у которого большая производительность); 2. обеспечивает работу при закрытом дросселе. В том случае, когда профиль закрыт, картерные газы движутся частично по линии холостого хода, так как поступают не только в специальную магистраль. Измерительный резистор датчика имеет пленочное покрытие, с которым и соприкасаются картерные газы по линии холостого хода. Во время работы на резистор воздействует также газовая среда во впускном тракте. Все это приводит к увеличению показаний погрешностей. Это можно почувствовать на запуске двигателя, когда регулятор холостого хода слегка подклинивает.

Причины неисправной работы

Свойственная большинству отечественных автомобилей причина, по которой ломается датчик расхода воздуха ВАЗ 2114, скрыта в вентиляционной системе картера. Она имеет два контура, обеспечивающих работу при открытом или закрытом положении дроссельной заслонки. Если дроссель зарыт, картерные газы отводятся по магистрали (d=1,5 мм) в имеющееся за ним пространство. Определенный процент этих газов скапливается в магистрали холостого хода, где контактирует с покрытым пленкой резистором ДМРВ. Он также чувствителен и к колебаниям газовой смеси в системе впуска. Смола оседает на поверхности резистора, и датчик начинает «врать». Из-за этого регулятор холостого хода заедает, и он начинает подклинивать при пуске двигателя.

Измерение напряжения в датчике

Осуществляя ремонт ДМРВ в ВАЗ 2110 своими руками, необходимо проверить прибор с помощью специального диагностического устройства. Если это сделать невозможно, воспользуйтесь обычным вольтметром. Шкала должна позволять измерять напряжение с точностью до 0,01 вольта. Измерения проводятся между входом в датчик и массой. Вход обозначается желтым цветом провода, а масса, как правило, зеленым проводом. Оптимальным значением является напряжение в диапазоне от 0.99 до 1,01 В. В случае, если отметка показывает значение выше — пришло время сделать ремонт ДМРВ. Для чистки датчика предварительно нужно снять крепление блока. Заводские крепления выглядят довольно-таки мудрено, есть смысл заменить их на стандартные и под обычную отвертку.

Растворителем послужит очиститель карбюратора. Это удобно еще и тем, что трубочка аэрозольного баллончика отлично подходит каналу резистора. Чистим резистор в несколько заходов. Важно: запрещается пользоваться спичками, зубочистками, острыми палочками, элегантными валиками. Даже струей сжатого воздуха можно нанести вред. После сборки еще раз проверяем напряжение. Если оно находится в нужном диапазоне, значит, ремонт прошел успешно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]