ВАЗ 2110 оснащалась не только инжекторным двигателем, но и карбюраторным. Большую популярность и остаток лет производства десятая модель Лады производилась с инжекторным двигателем. Инжектор помог «десятке» улучшить технические характеристики, повысил надежность и стабильность работы ДВС. Как известно инжекторные двигателя оснащаются большим количеством различной электроники и датчиков, направленных на поддержания работы всего автомобиля. ВАЗ 2110 с появлением инжектора стала работать намного лучше, мягче, а динамика стала радовать. Впрыск топлива в камеру сгорания осуществлялся под давлением с помощью топливных форсунок, топливо распылялось под давлением, которое нагнеталось бензонасосом.
Довольно часто топливные форсунки из-за низкого качества топлива загрязняются, что делает их пропускную способность немного ниже и приводит к недостатку топлива и потери мощности автомобиля.
В данной статье речь пойдет о топливных форсунках на Ладе 110, а именно об их назначении, конструкции, расположении, признаках неисправности, способах промывки и замене.
Назначение
Топливные форсунки предназначены для распыления топлива, которое смешивается с воздухом, образуя топливную смесь, после чего поступает в камеру сгорания. Форсунки пришли на смену старому карбюраторному впрыску, который производил моновпрыск на все 4-цилиндра, а форсунки позволили производить индивидуальный впрыск для каждого цилиндра. Исходя из этого, можно обозначить назначение топливных форсунок – это подача топлива под давлением в камеру сгорания определенного цилиндра. Всего на ВАЗ 2110 четыре топливные форсунки, которые подключены в одну систему, к топливной рампе.
Снятие регулятора давления топлива
Регулятор давления топлива крепится к рампе двумя болтами с головкой под внутренний шестигранник. Сверху их не видно, но ключ можно подобрать на ощупь. Лучше использовать ключ torx, так как головки зачастую забиты грязью. В таком случае torx насадку легче вставить. Трубка обратки прикручена к РДТ штуцером с гранью на 24 мм. Если на месте ее открутить не получается, можно снять регулятор вместе с топливной трубкой, а потом раскрутить в тисках.
На фото новый регулятор давления топлива код 2112-1160010-01 и снятая трубка.
Теперь ставим на свое место новый регулятор давления топлива и прикручиваем топливную трубку. Перед первым запуском нужно накачать давление в топливной рампе и наполнить ее бензином, иначе двигатель может долго не запускаться.
Для этого включаем три раза зажигание, и каждый раз ждем, когда насос перестанет гудеть. Само собой не забываем перед этим вернуть на место предохранитель бензонасоса. Потом заводим двигатель.
Устройство
Топливная форсунка это электромеханическая деталь, которая под действием электрического тока открывается канал и пропускает зажатое топливо через распылитель в камеру сгорания. Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, на якоре которого имеется запорная планка, когда на обмотке форсунки появляется напряжение, якорь втягивается, тем самым открывая канал для прохождения топлива.
Форсунка состоит из множества деталь, но наиболее часто риску загрязнения подвержен сетчатый фильтр, который засоряется из-за продуктов сгорания топлива и некачественного топлива.
Форсунка состоит из:
- Уплотнительного кольца;
- Сетчатого фильтра;
- Электрического разъема;
- Обмотки;
- Возвратной пружины;
- Якоря;
- Корпуса;
- Иглы;
- Штифта;
Замена или чистка?
Для того, чтобы понять, что необходимо сделать с форсункой, поменять её или просто почистить, лучше продиагностировать их на специальном стенде. В таких условиях её можно проверить в работе под различным давлением, а также наглядно увидеть насколько плотно закрывается она, и не «сопливит» ли.
Если какая-либо из форсунок подлежит замене, то покупать новую следует точно с таким же артикулом как была старая. Также во время монтажа очищенных форсунок, следует поменять все уплотнительные кольца, (по 2 штуки на каждой форсунке – прим.).
Установку проводим строго в обратном порядке, аналогичном порядку снятия.
Расположение
Форсунки распложены напротив каждого цилиндра и вставляются в специальные фрезерованные отверстия в ГБЦ с одной стороны, а с другой стороны они собраны в единую систему через топливную рампу. Все 4 форсунки подключены параллельно и распыляют одинаковое количество топлива в цилиндры.
Расположение форсунок зависит от типа двигателя. Например, в 8-ми клапанном двигателе топливная рампа с форсунками находится на задней части ГБЦ, над выпускным коллектором.
В 16-ти клапанном двигателе, топливная рампа расположена на передней части ГБЦ, под впускным ресивером.
Очистка форсунки, поэтапный ход работы снятых форсунок
Желательно прикрыть отверстия в рампе, чтобы ненароком не уронить туда какой-либо посторонний предмет. Теперь переходим к очистке форсунок. Поскольку при 12 В и 3 Вт форсунка не открывается, необходимо использовать 12 В и 10 Вт, для чего понадобится лампа, выступающая в качестве демпфера. Разъем для форсунки подсоединяем к 12 В лампе и микровыключателю.
Поскольку чистка форсунок будет происходить под давлением, все крепления должны быть достаточно прочными. Собрать устройство, по которому будет подаваться жидкость для чистки форсунок можно разными методами. К примеру, можно приклеить резиновую трубу в головке распылителя при помощи термоклея/хомута или воспользоваться шприцем, что наиболее удобно.
Технология очистки форсунок:
- Демонтируем уплотнительное резиновое кольцо с форсунки.
- На хвостовик форсунки одеваем резиновую трубку.
- Подключаем провода к аккумуляторной батарее автомобиля — полярность подсоединения может быть любая.
- Держа конструкцию в руках, необходимо нажать на головку баллона, пока шипение не прекратится и давление не уравновесится.
- Форсунку направляем в сторону и жмем на кнопку.
Процедуру чистки необходимо повторить два-три раза для каждой форсунки. Если сопла форсунок действительно загрязнены, то после первой порции жидкости изменится вид струи, выходящей из сопел.
Признаки неисправности
Довольно часто форсунки выходят из строя из-за перегорания обмотки либо загрязнения, что серьезно сказывается на работе двигателя. Если в первом случае форсунка отказывает полностью и это трудно не заметить, то во втором случае при загрязнении определить неисправность форсунки довольно сложно, но все же она будет показывать признаки, по которым можно узнать, исправна форсунка или нет.
Признаки поломки форсунки:
- Двигатель троит;
- Потеря мощности;
- Пропала динамика автомобиля;
- Плохо запускается ДВС;
Все эти симптомы косвенны и могут наблюдаться при других проблемах в автомобиле, для более детального определения неисправностей в форсунках необходимо проводить их диагностику.
Диагностика неполадок
Перед тем как снять форсунки на Ваз 2107, необходимо убедиться, что они действительно засорены. Есть несколько способов:
- Проверка на слух: дедовский способ диагностики. Применим только при значительном загрязнении отверстий. «Бывалые» рекомендуют вслушиваться в аудиоряд, доносящийся из блока цилиндров. Если в звуке мотора явно слышны приглушенные звенящие звуки, то распылители топлива подлежат чистке;
- Оценка состояния форсунок с помощью мультиметра: куда более объективный способ анализа в сравнении с предыдущим. Для начала нужно знать какой тип распылителей установлен на автомобиле. Как правило, «семерку» комплектовали форсунками высокого сопротивления. Для корректной диагностики необходимо отсоединить «высоковольтники», идущие к форсунке. Теперь нужно подсоединить диагностические провода прибора к выводам форсунки. Если показатели вольтметра будут выдавать значения в диапазоне 12-17 Ом, то с форсунками все в порядке;
- Диагностика механических параметров распылителя. Эта диагностическая операция доступна только при наличии профессионального оборудования; ее выполняют только на специализированных СТО. Суть в том, что форсунки демонтируются и крепятся стенду. Через деталь непрерывно пропускается топливо в большом количестве. Мастер оценивает параметры факела, который образуется при прохождении горючего через форсунку. Если топливо поступает неравномерно, то налицо засор устройства.
Проверка
Проверку форсунок можно произвести путем замера давления топлива, а уже проверить более детально форсунки можно только после их снятия.
Проверка давлением топлива
Такая проверка довольно примитивная и не определит поломку форсунки с 100% эффектом, а заключается данная проверка в определении протечки форсунки. Топливные форсунки должны держать давления бензина и не пропускать его, довольно часто случается, что они начинают пропускать топливо, которое затем стекает в цилиндры.
Замерив, давление топлива можно определить, есть ли протечка или нет, но следует отметить, что данная процедура без снятия не даст точного результата, так как давление может падать и по другим причинам.
Проверка после снятия
Необходимо подать давление напрямую на форсунку и посмотреть пропускает ли она топливо при закрытом клапане.
Вторым этапом необходимо проверить четкость распыления топлива, то есть на предмет загрязнения форсунки. Для этого необходимо подключить форсунку к стенду, либо собрать собственную схему для промывки форсунок.
Форсунка, как почистить форсунки ультразвуком, плюсы и минусы данного способа
Польза данного способа довольно противоречива. Одни считают, что ультразвук убивает форсунки, поскольку разрушает сеточку, другие утверждают обратное — что это нужное мероприятие при чистке форсунок и что его в обязательном порядке необходимо сочетать с их мытьем при демонтаже. По мнению некоторых специалистов, ультразвук оказывает воздействие на керамические компоненты форсунки, поэтому период влияния необходимо сократить до минимума. Еще один недостаток ультразвукового метода очистки — высокая стоимость.
Промывка форсунок ВАЗ 2110
Промыть форсунки можно тремя способами: с помощью специальной промывки, на станции технического обслуживания (СТО) и своими руками самостоятельно. Первый способ не дает нужного эффекта и зачастую даже усугубляет положение, а промывка на СТО встает в копеечку, что не каждый автолюбитель захочет тратить на такую легкую процедуру. Поэтому правильнее всего будет произвести промывку своими руками.
Для самостоятельной промывки необходимо изготовить цепь питания форсунки, для этого нам понадобиться:
- Очиститель карбюратора;
- Провода 2 м;
- Кнопка ВКЛ/ВЫКЛ;
- Лампа на 12В;
- Разъем форсунки;
- Шприц;
Сборка электрической цепи
Для промывки форсунки необходимо подавать на нее питание, для этого потребуется собрать электрическую цепь по схеме представленной ниже. Такую сборку произвести не сложно, достаточно лишь внимательно посмотреть на рисунок и все станет понятно.
Видео промывки
Ремкомплект форсунок
Если форсунки не удается промыть и они уже находятся в удручающем состоянии можно воспользоваться ремкомплектом топливных форсунок для ВАЗ 2110, он продается в обычных магазинах автомобильных запчастей для отечественных авто. Стоимость данного комплекта невелика и составляет примерно 200-300 рублей.
В ремкомплект входит:
- Уплотнительные кольца;
- Сеточки;
- Фиксаторы;
- Фильтры и т.п.
Замена расходных деталей форсунок поможет исправить их загрязнение.
Очищение на демонтированных форсунках
Для того, чтобы произвести очистку форсунок, первым делом их необходимо снять. О том, как быстро заменить их написано в этой статье.
Когда форсунки демонтированы, можно переходить к их очистке.
Схема подключения!
Так как форсунка открывается при мощности 12В и 10Вт, необходимо сделать соединения проводов, в цепь которой будет входить лампочка. Она таким образом будет выходить в качестве демпфера. Сделать такую цепь, можно вот по этой схеме:
Подробная схема подключения.
- Далее, когда всё подключено согласно схеме, подключаем питание к форсунке, но другой конец оставляем не запитанным.
- Так как чистка будет производиться под давлением, позаботьтесь о качественной фиксации всех соединений. Лучше всего использовать термоклей.
Патрубок к распылителю зафиксирован на термоклей.
Технология очистки форсунок
- Первым делом снимаем с форсунки уплотнительное кольцо.
- Одеваем заранее подготовленную резиновую трубку на её хвостовик.
Вся конструкция собрана.
- Так как форсунки не имеют полярности, подключаем концевики проводов к аккумуляторной батарее.
- Далее, нажимаем на кнопку в баллоне и держим её до тех пор, пока давление не стабилизируется и шипение не прекратится.
- Когда оно стабилизировалось, направляем форсунку в сторону и нажимаем на кнопку включения, подачи питания.
Форсунка чистится, а лампа горит.
- Проделываем работы пунктов 4 и 5 для каждой форсунки по 2-3 раза подряд.
- Если форсунки были сильно загрязнены, то уже после первого продува изменится вид и качество струи вылетающей из сопла.
- После 2-3 попыток прочистки осмотрите состояние распыления и если вам не удалось прийти к нужному результату, продолжайте распыление.
- По окончании прочистки поставьте новые уплотнительные кольца и смажьте их небольшим количеством бензина. Так они будут защищены от растрескивания и износа.
Рекомендуем: Почему фары автомобиля потеют изнутри и что с этим делать?
На выполнение таких работ, в общей сложности вам понадобится около 3-х часов.
Разница до и после прочистки.
Снятие форсунок
Для того чтобы снять форсунки потребуется специальный инструмент необходимый для проведения данной работы. Следует отметить, что процесс снятия форсунок на ВАЗ 2110 зависит от типа двигателя, в 8-ми клапанном двигателе их демонтаж произвести довольно просто, а вот в 16-ти клапанном ДВС придется повозиться. Рассмотрим каждый из двигателей в подробной инструкции.
Инструмент, который понадобиться:
- Плоская и крестовая отвертки;
- Набор рожковых ключей;
- Набор шестигранников;
После подготовки инструмента можно приступать к снятию.
Демонтаж форсунок 8-ми клапанного ДВС
- Сбрасываем давление топлива, путем отключения разъема бензонасоса, который находится под задним сиденьем автомобиля.
- Запускаем мотор и даем ему поработать, пока он не заглохнет, после чего приступаем к снятию форсунок.
- Откручиваем трубки подачи и обратки (если она есть) топлива двумя ключами на 17 мм.
- Откручиваем трубки от топливной рампы.
- Откручиваем рампу от ГБЦ шестигранником (2 болта).
- Тянем рампу в сторону от ГБЦ и вынимаем ее.
- Затем снимаем фиксаторы форсунки и вытягиваем ее из рампы.
Демонтаж форсунок 16-ти клапанного ДВС
- Сбрасываем давление топлива, путем отключения разъема бензонасоса, который находится под задним сиденьем автомобиля.
- Запускаем мотор и даем ему поработать, пока он не заглохнет, после чего приступаем к снятию форсунок.
- Откручиваем трубки подачи и обратки (если она есть) топлива двумя ключами на 17 мм.
- Откручиваем трубки от топливной рампы.
- Откручиваем крепления ресивера две гайки.
- Откручиваем хомуты с манжет, соединяющих ресивер и впускной коллектор.
- Разъединяем ресивер от впускного коллектора.
- Откручиваем рампу от ГБЦ шестигранником (2 болта).
- Тянем рампу в сторону от ГБЦ и вынимаем ее.
- Затем снимаем фиксаторы форсунки и вытягиваем ее из рампы.
Видео
Демонтаж
Перед тем как заменить или почистить форсунки, их потребуется снять с топливной рампы. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- Убедитесь, что мотор как следует остыл. Проводить работы на горячем двигателе не безопасно;
- Отключите от бензонасоса питательные провода, чтобы обесточить устройство;
- Постарайтесь максимально снизить давление в системе питания движка. Для этого двигатель заводится, а далее вам нужно дождаться, пока он сам заглохнет при холостых оборотах;
- Повторите такую процедуру несколько раз до тех пор, пока машина попросту перестанет реагировать на повороты ключа зажигания;
- Все, теперь наша цель — топливная рампа. Для ее снятия нужно предварительно снять клеммы с аккумулятора, обесточить саму рампу, отключить шланги подачи горючего, а также отсоединить все электроприборы, идущие на нее. Это датчики давления, холостого хода, положения дроссельной заслонки;
- Если у вас двигатель на 8 клапанов, тогда снимать ресивер не требуется. Этот шаг актуален для моторов с 16 клапана;
- Специалисты не рекомендуют снимать впускной коллектор без демонтажа дроссельной заслонки и шланга, идущего к ней. Лучше открутите и разъедините все сразу, что позволит вам удобнее продолжить работу;
- Отверстия выпускного коллектора накройте чем-то, чтобы защитить их от попадания посторонних предметов;
- Используя шестигранник, вы сможете открутить пару болтов и снять вместе с форсунками топливную рампу;
- Следите внимательно за тем, чтобы не было перекосов при снятии рампы, иначе с демонтажными процессами могут возникнуть проблемы;
- Снимаем форсунки. Чтобы это сделать, отсоединяются крепежные скобы, которые удерживают электрический разъем. Также нужно снять скобу, которая удерживает форсунку на ее посадочном месте.
Демонтировав элементы, обязательно закройте посадочные места, дабы избежать попадания мусора и прочих предметов, а сами форсунки разместите на столе или полу, предварительно постелив сухую ветошь.
Тут уже решайте, менять или чистить элементы топливной системы. Если требуется замена, на место старых форсунок установите новые, и выполните процедуру сборки.
Очистка
Тут действуйте следующим образом.
- Снимите резиновые кольца с форсунок, а когда чистка закончится, поставьте на их место новые уплотнители.
- Процесс чистки следует начинать с сопел, на которых формируются различные отложения по мере эксплуатации авто.
- Не забудьте тщательно зачистить воронкообразные поверхности, где накапливаются смолистые отложения.
- Следующий шаг — это каналы подачи смеси топлива.
- Чтобы открыть электромагнитный клапан для подачи горючего, придется обмануть устройство источником питания на 5-7 В.
- Некоторые используют стабилизируемые источники напряжения, зарядки от телефонов или даже аккумулятор машины. В случае использования АКБ подачу напряжения следует выполнить через лампочку. Она будет играть роль демпфера тока. Иначе вы рискуете сжечь обмотку.
- Электричество подается по двум проводам, в разрыв одного из которых устанавливается кнопка. Она будет замыкать и размыкать сеть. Так создается имитация работы форсунки в двигателе за счет воздействия импульсного электрического заряда.
- Подавать очищающую жидкость для очистки форсунок можно через баллончик со средством для чистки карбюраторов. Не дорого и эффективно, даже получше специализированной химии.
- Обязательно герметично соедините баллон и форсунку резиновой трубкой, хомутами и любыми другими средствами.
- Все готово? Можно тогда подавать электричество, чтобы форсунка открывалась. Параллельно нажимайте на кнопку баллончика со средством для очистки.
- Вскоре факел струи жидкости, который будет выходить через распылитель топлива форсунки, изменит свое «корявое» направление, и станет равномерно выходить из сопла. Это говорит о том, что вы удалили весь нагар.
Самодельный прибор для очистки
Прежде чем ставить очищенную форсунку на место, проверьте ее реальное состояние.
Основные способы чистки инжектора
Сегодня существует несколько вариантов очистки инжектора со снятием и без снятия форсунок, отличающихся они по принципу действия и эффективности:
- Применение автомобильной химии (специальных средств). Этот способ хорош доступностью, ведь автомобильные магазины насыщены множеством типов жидкостей для восстановления форсунок. Как почистить инжектор таким способом? Достаточно выбрать подходящий вариант, добавить средство в топливный бак (с учетом инструкции производителя), заправиться и продолжать эксплуатировать машину. В чем особенности, плюсы и минусы метода, рассмотрим ниже.
- Использование возможностей ультразвука. Этот вариант является более совершенным и высокотехнологичным, поэтому дает лучший результат. Сложность в том, что работы производятся на дорогостоящем оборудовании, которое имеется только в специализированных мастерских. Принцип действия основан на применении ультразвука. Если сравнивать с другими способами очистки инжектора, эта методика наиболее безопасна и эффективна.
- Химический метод (промывка). Этот вариант очистки хорош тем, что он охватывает форсунки и топливную систему в целом. Здесь применяется специальный стенд для промывки, который подсоединяется к топливной системе машины. Перед выполнением работы бак с горючим отключается. В итоге промывочная жидкость чистит регулятор давления, клапана впуска, форсунки и даже топливную рампу. ФОТО 6 Но существует много способов почистить инжектор (форсунки) химическим методом в домашних условиях.
Некоторые варианты самостоятельной промывки инжектора предлагаемые водителями.
Почему засоряются форсунки инжектора?
Главный элемент инжектора — форсунки, обеспечивающие подачу горючего в цилиндры двигателя.
Благодаря этим устройствам, происходит дозирование и распыление топлива. Если сопла забиты, эффективность работы форсунок снижается. В чем причина?
Сегодня все чаще встречается мнение, что инжектор загрязняется из-за применения низкокачественного бензина, в котором встречаются посторонние элементы или даже песок. На практике это не совсем так.
Топливная система автомобиля хорошо продумана. В ней предусмотрено несколько степеней очистки горючего, что исключает попадание грязи к форсункам, поэтому риск загрязнения инжектора по этой причине минимален.
Система фильтрует посторонние элементы, начиная от крупных фрагментов и заканчивая мелкими загрязнителями.
Чем же вызвано загрязнение? Главными виновниками являются тяжелые фракции горючего, которые остаются на стенках распылителей (форсунок).
Чаще всего это происходит после отключения зажигания, когда корпус изделий нагревается от мотора, а система охлаждения уже не выполняет свои функции.
В условиях высокой температуры происходит испарение легких фракций, а вот тяжелые остаются в форсуночных каналах, постепенно загрязняя их.
Со временем толщина отложений возрастает, что приводит к снижению сечения распылителя и ухудшению эффективности его работы. В итоге падает производительность двигателя.
Наличие тяжелых фракций в составе топлива — ситуация, которая характерна для горючего низкого качества.
Такой бензин получают посредством прямой перегонки и улучшения характеристик с помощью высокооктановых добавок.
Также к росту объема тяжелых фракций приводят ошибки в хранении горючего. Результатом становится загрязнение форсунок, и автовладелец неизбежно сталкивается с вопросом, как их почистить.
Чистим инжектор на 16 клапанной ВАЗ-2112 своими руками
Многие автолюбители сталкивались с тем, что у 16-клапанного ВАЗ-2112 начинались проблемы с впрыском. Так, обычно это связано с загрязненностью инжектора, а точнее форсунок распыления топлива. В зависимости от режима езды и работы двигателя, они могут распылять бензин или «струйно» подавать его в цилиндры. Но, как почистить этот элемент знают не многие автомобилисты.