ВАЗ-21213 (Нива). Отопитель
ВАЗ-21213 (Нива). Снятие и установка отопителя
1 – воздухораспределительная крышка; 2 – рычаг воздухораспределительной крышки; 3 – заслонка воздухопровода обогрева ветрового стекла; 4 – рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла; 5 – рукоятка управления крышкой воздухопритока; 6 – рукоятка управления краном; 7 – кронштейн рычагов управления; 8 – гибкая тяга; 9 – воздухопровод вентиляции кузова; | 10 – воздухопровод обогрева бокового стекла; 11 – воздухопровод обогрева ветрового стекла; 12 – крышка воздухопритока; 13 – уплотнитель коробки воздухопритока; 14 – коробка воздухопритока; 15 – радиатор; 16 – подводящая и отводящая трубы; 17 – кран; 18 – кожух вентилятора; 19 – пружинная скоба; 20 – электродвигатель вентилятора |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Переведите до отказа вправо рукоятку 6 управления краном 17 отопителя и слейте жидкость из системы охлаждения двигателя. 2. Отсоедините массовый провод от аккумуляторной батареи. 3. Выверните винты крепления, снимите полку панели приборов и панель радиоприемника, отсоедините электрические провода. 4. Ослабьте стяжные хомуты и отсоедините от труб 16 отопителя резиновые шланги для подвода и отвода жидкости. 5. Выверните внутри моторного отсека два болта крепления и снимите уплотнитель труб радиатора отопителя. 6. Ослабьте болт скобы крепления оболочки гибкой тяги на кране и снимите тягу с крана. 7. Выньте переключатель электродвигателя вентилятора отопителя и отсоедините от него провода. 8. Снимите четыре пружинных держателя и кожух 18 вентилятора в сборе с электровентилятором. 9. Снимите щиток панели приборов, через проем для него в панели ослабьте на кронштейне 7 винты скоб гибких тяг крышки 12 воздухопритока и заслонки 3 воздухопровода обогрева ветрового стекла. Снимите тяги с рычагов управления. 10. Отверните гайки крепления кожуха радиатора 15 к коробке 14 воздухопритока, отсоедините массовый провод, закрепленный под одной из гаек, снимите кожух и коробку воздухопритока. 11. Установку отопителя выполняйте в обратном порядке. Обратите внимание на правильность положения уплотнительной прокладки между кожухом радиатора и кузовом, на надежность затягивания стяжных хомутов резиновых шлангов. 12. После установки и подсоединения шлангов заправьте жидкостью систему охлаждения двигателя и проверьте герметичность соединений.
ВАЗ-21213 (Нива). Разборка и сборка отопителя
1 – воздухораспределительная крышка; 2 – кожух вентилятора; 3 – резистор; 4 – направляющий кожух; 5 – кожух радиатора; 6 – прокладка крышки воздухопритока; 7 – крышка воздухопритока; 8 – пружинная скоба подводящей и отводящей труб; | 9 – пружинный держатель кожуха вентилятора; 10 – прокладка радиатора; 11 – радиатор; 12 – подводящая и отводящая трубы; 13 – кран; 14 – крыльчатка вентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – пружинная скоба; 17 – подушка электродвигателя |
Вентиляция салона
Наружный воздух может поступать в салон автомобиля:
- через открытые стекла дверей;
- через сопла 2 (рис. 1-6) обдува ветрового стекла, если передвинуть вправо распределительный рычаг 8 и рычаг 7 управления крышкой люка воздухопритока;
- через боковые сопла 1 обдува стекол дверей, если передвинуть вправо рычаг 7 и влево рычаг 8;
- через отверстия 9 кожуха отопителя в зону ног водителя и переднего пассажира, если открыть рычагом 10 крышку отопителя и передвинуть вправо рычаг 7;
- через центральные сопла 5 напрямую из коробки воздухопритока при движении автомобиля, если регуляторами 3 открыть заслонки сопел (летний обдув). Перемещением рычага 4 в горизонтальном и вертикальном направлениях меняется направление воздушного потока из сопла.
В среднем положении рычага 8 и в правом крайнем положении рычага 7 воздух будет поступать через сопла 1, так и через сопла 2.
В случае движения автомобиля с небольшой скоростью можно увеличить количество поступающего воздуха, включив переключателем 12 электровентилятор отопителя.
Доработка №3. Установка решетки на воздухозаборник
При разборке отопителя в кожухе воздухозаборника и в сотах решётки радиатора отопителя обнаружилось большое количество листьев деревьев и останков насекомых, что также снижало эффективность работы отопителя. Поэтому, очистив и промыв радиатор отопителя я принял меры предотвращения засорения радиатора.
Для этого я согнул из проволоки каркас по размеру входного отверстия воздухозаборника, обтянул его капроновой сеткой с ячейкой 1х1 мм, и установил его в нижней части резинового уплотнителя входа воздухозаборника. Он там отлично зафиксировался в складке, гармошки, без дополнительного крепления.
Все работы по доработке отопителя заняли у меня около 4-х часов времени и не стоили ни копейки дополнительных затрат. К сожалению, во время работы я не догадался сделать фото, но по прилагаемому рисунку и картинке всё должно быть понятно. Результатом доволен, теперь печка греет лучше.
Отопление салона
Для отопления салона и предохранения ветрового стекла, стекол дверей и заднего стекла от запотевания и обмерзания:
- передвиньте вправо рычаги 6 и 7;
- установите в среднее положение рычаг 8;
- откройте рычагом 10 крышку отопителя;
- включите выключателем 11 обогрев заднего стекла;
- включите при необходимости переключателем 12 электровентилятор отопителя.
Теплый воздух будет направляться как в зону ног водителя и пассажиров, так и на ветровое стекло и стекла передних дверей. Для более быстрого обогрева только ветрового стекла закройте рычагом 10 крышку отопителя и передвиньте вправо рычаг 8.
Переделка печки на Ниве 21213 своими руками необходима при сбое в работе системы отопления автомобиля. Медлить с этим не стоит, ведь неравномерная термическая регуляция приводит к запотевшим стеклам или обледенению. В любом из указанных случаев ухудшается обзор происходящего на дороге. Неисправность вызывает износ отдельных элементов устройства или заводской брак.
Что получилось улучшить?
Модернизированная печка имеет ряд преимуществ:
- Тихая, а на 1-ой скорости бесшумная.
- Производительная, на 1-ой скорости дует на уровне 2-ой скорости старого вентилятора. На максимальной скорости из воздуховодов вылетит пыль.
Такой тюнинг отопительной системы является обязательным для водителей северных городов.
Где купить
: в нашем интернет-магазине (категория Печка Lada 4×4).
А вы улучшали печку Lada 4×4 таким образом? Пишите отзывы и дополнения по данной модернизации, участвуйте в опросе. Напомним, другие доработки внедорожника публикуются в этой категории.
Фото: бортовой журнал Flea
Ключевые слова: печка 4х4 | воздуховоды 4х4
0 0 3 0 0 0
Поделиться в социальных сетях:
Диагностирование неисправности
Потребуется переделка печки, поставляемой в штатной комплектации, в профилактических целях. Много времени процедура не отнимет, зато предотвратит множество проблем в будущем. Водительский опыт говорит о том, что первые сильные морозы подкосят «здоровье» устройства. Список основных слабых мест выглядит следующим образом:
- оптимальный диапазон рабочей температуры модели 2121 от -5 до +10°С;
- неспособность прогреть воздух в салоне, если за бортом -8°С и ниже;
- при увеличении мощности обдува не происходит увеличение температуры;
- при езде на II передаче шум от печки Нивы становится существенным.
Именно поэтому лучше заблаговременно принять необходимые меры. Альтернатив у водителя немного. С одной стороны, все остается на своих местах. Отопительное устройство используется на минимальной мощности. Во время мягких зим подобное еще терпимо, но с приходом настоящих холодов условия станут невыносимы. С другой стороны, несложно потратить несколько часов для исправления ситуации.
Дальнейшее развитие событий идет следующим образом. Если отопление в машине работает на ½ мощности, можно ограничиться незначительным ремонтом. Главное — убедиться в отсутствии шумов и посторонних стуков, иначе Нива 21213 должна немедленно отправиться на технический осмотр.
Наличие неприятного звукового сопровождения говорит о необходимости замены устройства. В специализированной торговой сети представлены готовые варианты отопительных механизмов на Ниву. При желании таковой собирается самостоятельно.
Замена вентилятора
Самая главная причина низкой температуры в машине – плохая работа вентилятора печки, нагнетающего теплый воздух через нее в салон. К тому же он, находясь непосредственно в салоне автомобиля, на повышенной скорости достаточно громко работает, неприятно свистит, особенно зимой. Поэтому его меняют на вентилятор от автомобиля ВАЗ-2108 («восьмерки»), который вместе с кожухом часто называют «улиткой». Их размеры отличаются незначительно, поэтому новый установить достаточно просто, с небольшими доработками конструкции. Ставят вентилятор в моторном отсеке, внутри воздухозаборника. Это значительно снижает шум от него. Заслонку радиатора печки нужно удалить.
Можно оставить штатный, двухскоростной переключатель режимов обдув
а или заменить его на трехпозиционный (а при желании и на четырехпозиционный), устанавливавшийся на 2108, добавив в цепь вентилятора дополнительный резистор с «восьмерки».
Ставят его внутри воздуховода, так как он нуждается в обдуве.
Сечение подходящих к нему проводов нужно увеличить, так как новый моторчик потребляет большую мощность.
Крайние отверстия для прохода воздуха в крышке капота нужно заклеить, чтобы вполовину уменьшить приток холодного воздуха через них к печке.
Технические тонкости процедуры
Эффективность работы новой отопительной системы на Ниве определит не стоимость купленных деталей, а их качество. Для работы понадобятся следующие элементы: автомобильный резистор, отопитель восьмерки и «улитка». Ошибочно полагать, что подойдут только «родные» запчасти для ремонта отопительного устройства. Главное требование — техническая совместимость.
Если возникают сомнения, ясность внесет чертеж системы отопления. Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:
- Вырезать новое посадочное отверстие. Делается это аккуратно, ведь от качества подготовительного процесса зависит надежность эксплуатации системы обогрева. Рекомендуется поместить двигатель в воздуховод как можно ниже, иначе устройство будет упираться в капот. Допускать подобного не стоит, иначе вентилятор печки долго не продержится.
Проверяется отопительная система нового образца пробным включением. Рекомендуется плавно переключать режимы. На каждом из них устройство должно находится не менее 5-7 минут. Задача водителя — убедиться в том, что работа системы не сопровождается посторонними шумами и вибрацией.
Процесс доработки системы отопления
Полезно отметить, что доработка печки ВАЗ-2121 не сопровождается высокой проблематичностью. Устранить такие технические дефекты под силу даже автолюбителю, который не имеет специальных технических и ремонтных навыков.
Кроме этого, доработка печки Нива-2121 может заключаться в выполнении разнообразных действий, включая и самые элементарные.
Отопление в автомобиле можно улучшить, если даже только немного модернизировать воздуховоды. Если же хочется кардинально улучшить отопительную систему, повысить комфорт, тогда, конечно, придётся повозиться чуть больше.
Снятие радиатора печки ВАЗ-2121
Процедура снятия радиатора печки на вазовской «Ниве» не требует особых навыков и умений. Важно подготовить заранее необходимые материалы и инструменты. Большинство инструкций по ремонту автомобильных печек содержит рекомендацию по сливу охлаждающей жидкости перед началом работ. На практике многие автолюбители ограничиваются сливом только той части антифриза, которая находится в самом радиаторе и ближних патрубках системы охлаждения.
Подготовка инструментов
Для работ по замене радиатора потребуются следующие инструменты:
- пассатижи;
- шлицевая отвёртка;
- крестовидная отвёртка;
- набор маркеров для идентификации проводов;
- гаечный накидной ключ на «7»;
- гаечный накидной ключ на «10»;
- торцевой ключ на «7»;
- торцевой ключ на «10».
Порядок работ по демонтажу радиатора
Все операции необходимо выполнять в такой последовательности:
- Отвернуть левый саморез крепления вещевой полки.
Саморез откручивается крестовой отвёрткой
Правая сторона полки крепится к обивке салона
Центральная часть полки откручивается от щитка передка
Правый край полки свободно опускается вниз
С левой стороны полки имеется специальный шип
Нижняя часть панели тоже зафиксирована саморезом
Процесс показан с правой стороны, с левой стороны выполняется аналогично
Панель отводится в сторону
Колодки проводов отсоединяются, чтобы убрать полностью панель радиоприёмника
После отключение проводов панель свободно снимается
Ослабление хомута показано на примере нижнего патрубка, аналогичная операция выполняется и с верхним
Винты откручиваются торцевым ключом с головкой на «7»
Снятый уплотнитель позволяет вывести патрубки радиатора из моторного отсека
Гайка крепления откручивается ключом на «7»
Тяга снимается с рычага крана
Тяга отсоединяется от кожуха вентилятора
Скобы поддеваются шлицевой отверткой
Кожух с вентилятором отводится в сторону
После снятия вентилятора радиатор аккуратно вынимается из своего отсека
Кран и патрубки отворачиваются ключом на «10»
Снятый кран проверяется на герметичность
Нижняя гайка часто выпадает и теряется
Отсоединить исходящий патрубок.
Две гайки крепления откручиваются ключом на «10»
После демонтажа следует провести тщательный осмотр радиатора на предмет засоров решётки и течи из трубок. По результатам проверки принимается решение о возможности ремонта или установке нового радиатора.
Оригинальные детали vs аналоги: практические советы
Как уже было сказано ранее, подобный выбор не отражается на качестве работы отопительной системы. При этом автослесари делают несколько оговорок. Тем, кто планирует использовать печки ВАЗ, нелишним будет проверить систему питания. У некоторых модификаций она отличается. Именно поэтому все действия согласуются с чертежами.
Допускается использование отопителя ВАЗ 2108 при условии соблюдения двух рекомендаций. Во-первых, посадочное гнездо на 1-2 см больше размера устройства. Дополнительная площадь снизит вибрационное воздействие. Во-вторых, переключатель устанавливается с учетом специфики отопительной системы ВАЗ. Меньше придется повозиться, когда необходима незначительная доработка системы.
Вентиляционная система обновляется за 1-2 часа в зависимости от степени износа движка.
Если установленная заводом-изготовителем «улитка» не имеет следов физического износа, необходимо только заменить сам «движок» отопителя.
Хуже, если заводская комплектация модели Шевроле имеет производственные дефекты. Рекомендуется полная замена устройства. Это сэкономит время.
Работа системы отопления определяет комфортность и безопасность езды. Водитель постоянно отслеживает эффективность работы системы. В случае появления посторонних шумов необходимо срочно провести технический осмотр.
Замена крана отопителя
Штатный кран отопителя на Ниве 21213 не справляется со своей работой. Так как он имеет маленькое сечение, охлаждающая жидкость по радиатору течет достаточно медленно. К тому же он часто становится местом протечки охлаждающей жидкости в салон. Поэтому автовладельцы предпочитают менять его на аналогичные модели с других автомобилей АвтоВАЗа, Фольксвагена, Тойоты или Опеля. Так, например, керамический кран, устанавливаемый в 2108, имеет проходное отверстие большого диаметра, что увеличивает производительность печки. Устанавливать его лучше в патрубок, подающий охлаждающую жидкость в печку, иначе даже при его перекрытии в теплое время года нагретый воздух все равно будет поступать в салон.
Доработка №1. Делаем забор воздуха из салона
Главный недостаток отопителя Нивы состоит в том, что весь воздух в радиатор отопителя поступает с улицы, а при закрытом лючке воздухозаборника циркуляция воздуха и подогрев полностью прекращается. Для устранения этого недостатка я разобрал отопитель (пришлось слить часть тосола и отсоединить патрубки радиатора отопителя), и в боковой стенке корпуса отопителя, противоположной той стенке, куда выходят трубки радиатора, проделал отверстие в форме прямоугольной трапеции. Сделал с таким расчётом, чтобы до границ плоскости, в которой я проделывал отверстие, оставалось 1,5-2 мм стенки корпуса, и со стороны ребра жесткости 6-8 мм для крепления лепесткового клапана. Отверстие я проделал с помощью дрели-разметил, насверлил по контуру отверстий малого диаметра, затем соединил отверстия с помощью ножа, затем обработал напильником края получившегося отверстия, придав ему окончательную форму. Площадь получившегося отверстия составила примерно 25 квадратных сантиметров. Вот через это отверстие при закрытом лючке воздухозаборника отопителя и происходит забор воздуха из салона .
Поскольку салон является замкнутым пространством, циркуляция воздуха происходит по замкнутому кругу, и прогревающийся воздух салона, проходя через радиатор отопителя, на выходе становиться всё более горячим. Несмотря на небольшие размеры отверстия, благодаря отсутствию подвода ледяного воздуха с улицы, время прогрева салона до комфортной температуры и таяния обледеневших стёкол сокращается в 4-5 раз , и достигнуть комфортной температуры возможно даже в сильный мороз.
Улитка отопителя от 2108 на Нива 2121, Ваз 2131
Печка в Ниве откровенно говоря плохая! Одной из ее самых важных проблем является собственно сам вентилятор, которые установлен под радиатором, да к тому же еще и вертикально. Проходя через него горячий воздух сильно нагревает его и вся смазка постепенно стекает с ротора. Как следствие моторчик начинает визжать! Наверное все знают эту проблему! Ну а производительность там вообще на нуле.
Проблема решаема! Ставим «улитку» от ВАЗ-2108 и получаем увеличение производительности, тищину, и при желании три скорости управления. Идея не нова, я позаимствовал ее на других сайтах. Только каждый делает по своему — вот как сделал я.
При всем этом, после переделки мотора печки вообще не слышно так как сам мотор теперь стоит в подкапотном пространстве!
Разбираем полностью весь отопитель!
При желании иметь три скорости — в нижнюю чать корпуса, со стороны водителя, врезаем резистор печки от ВАЗ-2108/М2141
Все стыки корпуса, а особенно место установки радиатора ваз 2121, проклеиваем резиновым уплотнителем (есть в любом строительном магазине)
Собираем нижнюю часть, двигатель ваз 2131 с вентилятором от туда просто выкидываем! Он нам больше не нужен!
Разбираем верхнюю часть отопителя, вынимаем решетку из воздухозаборника нива 2121.
И аккуратно с минимальными зазорами вырезаем место под «улитку» от ВАЗ-2108. Устанавливаем ее так, как позакано на фото (вид снизу)
Доработка №2. Увеличиваем производительность вентилятора
Также я несколько повысил эффективность работы штатного вентилятора отопителя. Дело в том, что зазор между лопастями вентилятора и диффузором составляет около 3 мм, да и ширина диффузора не более 15 мм, тогда как ширина лопастей вентилятора более 30 мм. Поэтому некоторая часть воздуха просачивается между лопастями и диффузором обратно, не позволяя создать большую разницу давления между областью всасывания и областью нагнетания.
По моим прикидкам, эффективность работы вентилятора возрастает на 10-15% , поэтому можно и не заморачиваться этой проблемой.