Ошибочно считать, что АКБ в машине нужна, чтобы включать музыку, когда двигатель не заведён, и генератор не обеспечивает подачу питания к потребителям.
Задача аккумулятора как раз и заключается в том, чтобы обеспечивать запуск силового агрегата. Некоторые не видят в этом ничего сложного. А вы спросите у своего отца или дедушки, какого было проворачивать вручную с помощью кривого ключа коленвал, чтобы завести мотор. Именно эту функцию фактически и выполняет АКБ.
Переоценить значимость аккумулятора сложно. Потому предъявляются повышенные требования к его выбору, эксплуатации и обслуживанию. Порой случается так, что на клеммах появляются следы окислительных процессов. Кто-то не придаёт этому никакого значения, другие же стараются быстро найти и устранить причину.
Причины окисления клемм на автомобиле
Коррозия клемм приводит к ухудшению контакта с электросистемой автомобиля. Следствием становятся понижение пускового тока, что затрудняет запуск мотора, особенно зимой.
Генератор хуже подзаряжает батарею. Происходит это из-за того, что слой окислов работает как сопротивление, препятствуя нормальному прохождению тока.
При этом контакты сильно греются, особенно при включении стартера.
Причин появления коррозии на клеммах две:
- Слабый контакт. Из-за неплотного контакта происходит искрение и нагрев выводов, это способствует увеличению интенсивности естественной коррозии металла, на котором появляется плотный, хотя и тонкий слой оксида металла. Он может иметь голубой или зеленый оттенок.
- Контакт металла с электролитом. Кислота испаряется из банок аккумулятора при его зарядке, оседая на корпусе. Она постепенно разъедает как свинцовые выводы аккумуляторов, так и медные клеммы кабелей. Химическое окисление легко определяется по своему виду – слой окисла рыхлый, толстый, светлого оттенка, обычно немного голубоватого.
Часто клемма из-за слабой затяжки или ее ослабления в процессе эксплуатации начинает покрываться коррозионным слоем.
Места контактов начинают перегреваться, проскакивают искры, приводящие к выгоранию металла.
Чем дольше сохраняется такое положение, тем плотнее слой окислов. Он свидетельствует о том, что водитель не следит за своей машиной.
Образование рыхлой массы окислов говорит о возможности повреждения корпуса. Также возможно, от генератора поступает слишком высокое напряжение, из-за чего электролит кипит, оседая парами на верхней крышке.
Окисление контактов из-за попадания электролита на клеммы.
Приведем перечень причин значительного окисления клемм:
- Интенсивное испарение электролита. При кипении жидкость испаряется из банок, выходя наружу через отверстия для вентиляции, оседая затем на крышке АКБ и клеммах.
- Треснувший корпус. Трещина или скол в верхней крышке приводит к увеличению испарения или выплескиванию электролита, который попадает на выводы.
- Недозарядка. По данной причине падает токоотдача и емкость батареи. Напряжение снижается, однако сила тока возрастает из-за чего усиливается нагрузка на аккумулятор. Это ведет к нагреву соединений и ускорению электрохимической коррозии.
- Перезарядка. Слишком сильное напряжение, идущее на батарею, приводят к кипению электролита и усилению его испарения. На клеммах осаждается больше электролита, быстро разъедая поверхностный слой металлов.
- Утечка тока. Утечки тока могут происходить из-за загрязненного корпуса или провода с перетертой изоляцией, который коротит. Из-за утечки тока увеличивается его расход, выводы батареи нагреваются, окисляясь под воздействием электрохимической коррозии.
- Замкнувшая банка. При коротком замыкании в одной из банок аккумулятора, она исключается из работы. Напряжение каждой банки 2 В. Так как они соединены последовательно, то общее напряжение получается 12 В. Без одной банки оно падает до 10 В. Из-за этого обычное напряжение, вырабатываемое генератором, становится для АКБ избыточным, приводя к перезарядке.
Часто по виду окислов, контакту, на котором они появились и интенсивности их накопления можно примерно назвать причину их возникновения.
Так, при попадании электролита на клеммы, налет получается рыхлый, похожий на снег. Неплотный контакт приводит к появлению кратеров от искр, темных пятен и плотного налета.
Обычно коррозия затрагивает оба вывода аккумулятора, но иногда налет виден только на положительном или отрицательном электроде.
Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе
На современных автомобилях клемма «+» аккумулятора закрывается красной защитной крышкой.
Окислившаяся плюсовая клемма на аккумуляторе.
Она предохраняет вывод от случайного короткого замыкания, снижает воздействие на металл влаги, испаряющегося электролита. Однако, если не поднять крышку, то уже имеющиеся проблемы видны не будут.
Если плюсовая клемма окислилась, а минусовая нет, то наиболее вероятными причинами могут быть:
- повышенное напряжение, поступающее с генератора из-за неисправного реле-регулятора;
- короткое замыкание одной из банок, из-за чего происходит перезаряд при поступающем нормальном напряжении;
- трещина в корпусе или кипящая банка рядом с выводом, из-за чего электролит попадает только на положительную клемму.
Почему окисляется минусовая клемма аккумулятора
Ток течет от «минуса» к «плюсу». Эта особенность приводит к тому, что в случае слабого контакта больше всего греется минусовой вывод.
Это же происходит в том случае, если силовой кабель на автомобиле слишком тонкий.
Окислившаяся минусовая клемма.
Клемма «–» окисляется одна или имеет более выраженный слой коррозии в таких случаях:
- на клемме плохой контакт;
- минусовой кабель имеет слабый контакт с массой;
- силовые кабеля имеют недостаточное сечение;
- аккумулятор систематически недозаряжается.
Если обе клеммы в равной степени покрыты рыхлым налетом, значит на них попадает электролит.
Ищите трещины в корпусе, также проверьте уровень электролита, возможно, он кипит во всех банках, либо же плохо испаряется из-за засорившихся отверстий для вентиляции в пробках.
При тонком и плотном окислении вина лежит на слабом контакте.
Допускается ли механическая очистка клемм, к примеру, с помощью наждачной бумаги?
Если действовать без фанатизма, такая обработка разрешена. Более того, многие производители рекомендуют очистку контактов наждачной бумагой с мелкой зернистостью перед нанесением защитного состава.
Благодаря этому обеспечиваются удаление окислов и очистка поверхности от грязи. Ранее для обработки применялись специальные «ершики» с металлическим ворсом (наружного или внутреннего типа).
Ошибки водителей, которые влекут за собой окисление клемм
При исправной и штатно работающей электросистеме, плотно зажатых клеммах коррозировать выводы аккумулятора не должны.
Наличие окислов свидетельствует о неполадке, которую требуется исправить или о нарушениях правил эксплуатации АКБ.
Например, растрескивание корпуса рядом с выводами появляется из-за попыток чрезмерно затянуть контакты или попыток снять клемму, предварительно ее не ослабив.
Также корпус может треснуть от вибрации во время езды, если аккумулятор сидит в своем гнезде неправильно или не закреплен плотно и бьется о корпус моторного отсека.
Все основные ошибки водителей, приводящие к окислению контактов на аккумуляторах, представлены в таблице следующей таблице:
Описание ошибки | Что наблюдается | Что предпринять |
Силовые кабеля имеют недостаточное сечение | На клеммах плотный, тонкий налет. При включении стартера кабели греются, что ощущается рукой. | Установить многожильные медные кабеля толщиной 16 кв. мм или больше, плотно затянуть их в местах соединений. |
Падение уровня электролита, изменение его плотности до недопустимых значений | Окислы рыхлые, снегообразные. Возникают из-за интенсивно кипящего электролита. Аккумулятор быстро разряжается, с трудом тянет стартер. | Проверить напряжение на батарее при простое и при работающем двигателе. Проверку уровня и плотности электролита проводить с регулярностью 10 тысяч км пробега. |
Чрезмерное количество дополнительных электроприборов (магнитола, колонки, сигнализация, дополнительные фары и т.п.) | Плотный слой окислов. Кабеля нагреваются. При выключенном двигателе напряжение на АКБ составляет 12,6 В, что говорит о недостаточном заряде. | Заменить силовые провода на более толстые (на каждые 8 А силы тока должно быть дополнительный 1 кв. мм сечения). Аккумулятор не должен как недозаряжаться, так и перезаряжаться. Если мощности генератора стало не хватать для нормального питания электросистемы, то нужно поставить более мощную модель. |
Клеммы плохо затянуты, аккумулятор не зафиксирован на своем месте | Плохо работает стартер, могут слышаться щелчки и появляться искры на клеммах батареи. Окислы плотные, есть следы подгорания. Клеммы болтаются на выводах. | Плотно, но не чрезмерно затяните клеммы, предварительно почистив мелкой наждачкой выводы и клеммы. Затяните планку, фиксирующую АКБ на посадочном месте. |
Электролит попадает на корпус через трещины, сколы, вентиляционные каналы | Есть рыхлые окислы. Следы электролита или жирная грязь видны на крышке корпуса. При значительном количестве электролита могут быть повреждены находящиеся рядом детали из металла. | Проверьте корпус на наличие повреждений. Проверьте напряжение батареи, уровень и плотность электролита. Промойте корпус аккумулятора слабым раствором соды. |
Аккумулятор недозаряжается или перезаряжается | Коррозия на минусовой клемме при недозаряде. При перезаряде окисляется плюсовой контакт. | Проверить напряжение на аккумуляторе и генераторе, подтянуть соединения. |
Что делать если окислились клеммы аккумулятора
Протрите содовым раствором клеммы и выводы контактов, почистите из мелкой наждачной бумагой.
После затяжки клеммы желательно защитить специальной смазкой для защиты контактов от окисления.
5 лучших смазок для клемм аккумулятора
Внимание! Смазка наносится после того, как контакты затянуты. На контактирующих поверхностях ее быть не должно!
Смазка для защиты клемм на аккумуляторе.
Смазка создает защитный слой, предохраняя клеммы от попадания на них электролита и воды.
Очистите корпус от грязи и обмойте его 10% содовым раствором. Используется обычная пищевая сода. Затем оботрите корпус чистой ветошью досуха.
Шайбы для предотвращения попадания электролита на контакты.
Если рядом с выводами имеются микротрещины, используйте вырезанные из ветоши шайбы, которые прикроют корпус. Шайбы нужно пропитать литолом или машинным маслом.
Крупные трещины можно заделать паяльником проводя поверх них плоской стороной нагретого жала. Герметики не используйте – они плохо держатся на пластиковом корпусе и боятся кислоты.
Как наносить смазку, и где лучше обрабатывать?
Чтобы продлить жизнь смазке и обеспечить защиту выводов от окислов, важно четко соблюдать технологию нанесения защитных составов.
Здесь алгоритм действий следующий:
- Очистка поверхности клеммы и близлежащих мест от загрязнений. Это требуется для снижения сопротивления к минимуму.
- Зачистка клемм и их надевание на АКБ. Далее остается зажать гайку для максимальной фиксации.
- Обработка верхней и боковой части наконечника и вывода. Здесь важно ничего не пропустить, чтобы избежать попадания влаги на поверхность.
Учтите, что рекомендуется обработка всего узла целиком, а не только каких-то конкретных элементов.
Стоит усвоить, что смазывание внутренней части клеммы перед нанесением на АКБ запрещено. В противном случае добиться качественного контакта не получится, а сама обработка принесет только вред.
Часто задаваемые вопросы
В чем причина окисления клемм аккумулятора?
В первую очередь это слабый контакт на выводах АКБ или попадание на контакты электролита из вентканалов банок или через трещины корпуса.
Чем грозит окисление клемм АКБ?
Окислы плохо пропускают ток, из-за этого греются провода, контакты, плохо заряжается аккумулятор, с трудом прокручивается стартер.
Как предотвратить окисление клемм аккумулятора?
Периодически проверяйте аккумулятор и контакты. Корпус нужно промывать содовым раствором, клеммы хорошо, но не чрезмерно затягивать, после чего покрывать слоем специальной диэлектрической смазки для их защиты.
После очистки все равно сильно окисляются клеммы аккумулятора, что делать?
Это значит, что причина коррозии не была обнаружена и исправлена. Еще раз осмотрите аккумулятор, проверьте соединения на выводах АКБ, надежность присоединения минусового кабеля к массе, проверьте нет ли недозаряда или перезаряда.
Выявление проблемы
Окисление аккумуляторных контактов можно определить по ряду признаков. К ним относятся следующие:
- Стартер срабатывает не сразу или очень трудно проворачивает коленчатый вал. Самое главное — сразу же приступить к починке, иначе автомобильная электросистема может отказать.
- Потускнение бортовых огней и фар тоже можно быть следствием окисления аккумуляторных клемм.
Думая о том, что делать, если клеммы аккумулятора окисляются, нужно запомнить, что решать проблему нужно как можно скорее. Если этим пренебречь, то АКБ автомобиля придет в негодность, и придется тратиться на новое устройство.