Не запустив двигатель автомобиля, вы не сможете проехаться с ветерком. Стартер — чрезвычайно важная деталь любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания под капотом. Этот элемент вращает двигатель и запускает его, так что вы можете просто повернуть ключ или нажать кнопку в машине и начать движение.
Сегодня мы расскажем вам о симптомах умирающего стартера, чтобы вы понимали, когда он выйдет из строя.
Щелчок слышен, но двигатель не запускается
Еще один симптом — щелчок стартера при попытке запустить двигатель. В этом случае вы можете быть уверены, что все электрические провода в порядке. Неисправность, вероятно, возникла из-за того, что стартер мог заклинивать, или сломалось реле. Когда реле неисправно, вы можете продолжать попытки завести машину, и это может сработать рано или поздно. Но это произойдет только в том случае, если вы слышите щелчок. Если стартер совсем мертв, нужно проверить провода или поменять реле.
Неполадки с якорем
Наверное, самой затратной в плане ремонта неисправностью стартера является поломка его якоря. Распознать такую неполадку можно по тому, что эта деталь вращается еле-еле, будто бы при разряженном аккумуляторе. А на разогретом двигателе она может вообще не крутиться.
В основном затруднения с вращением якоря возникают по причине износа подшипников скольжения, на которых крепится эта деталь. Образовавшийся люфт позволяет ей достать до статора, что увеличивает трение ротора о неподвижные детали. В результате снижается КПД всего стартера.
Дальше – больше. Пластины якоря смещаются со своего места, провоцируя короткое замыкание. В такой ситуации можно заметить, что стартер «поглощает» практически весь ток, идущий от аккумулятора. При этом в машине гаснет свет и отключается аудиосистема, в экстремальных случаях появляется запах горелой электропроводки. При подобной неисправности якорь нужно заменить. А ещё лучше – весь стартер.
Скрежет из-под капота
В этом случае двигатель может запуститься, а может и не запуститься. Когда вы слышите скрежет, это означает, что металлические детали контактируют друг с другом не так, как задумал производитель. Проблема может заключаться в изношенном бендиксе стартера, который не совпадает с маховиком двигателя.
Если вы продолжите заводить автомобиль, шестерня бендикса скоро выйдет из строя, маховик двигателя также может быть поврежден. Также стартер попросту может заклинить. Поэтому не забудьте отремонтировать стартер как можно скорее после того, как услышите скрежет.
Восстановление бендикса
Пожалуй, наиболее загруженной деталью стартера является бендикс, конструктивно представляющий собой блок из шестерни и обгонной муфты, также называемой «фривилом». Этот комплекс выполняет функцию передачи крутящего момента от якоря к установленному на двигателе маховику.
Последовательность передачи вращения от стартера к мотору следующая: ротор – фривил – шестерня – маховик. По принципу работы обгонная муфта сходна с задней втулкой велосипеда, но отличается от последней тем, что ремонту обычно не подлежит.
Однако работоспособность неисправному бендиксу порой удаётся вернуть, «проварив» это устройство в нагретом стартерном масле. При этом застывшая старая смазка частично вымоется и смешается со свежей, что должно добавить мобильности роликам и улучшить их зацепляющие свойства. А поводом для такого или какого-то другого ремонта блока «шестерня-муфта» могут послужить следующие признаки:
- стартер жужжит, но мотор не запускается;
- якорь вращается, а маховик – нет;
- посторонние шумы в стартере при запуске мотора.
Здесь стоит отметить, что скрип стартера может оказаться следствием поломки не только бендикса, но ещё и планетарного редуктора. А отсутствие взаимодействия шестерни с маховиком – неправильной работы направляющего рычага.
Стартер дымит, появился запах дыма
Когда стартер вот-вот умрет, он также может дыметь. Соединения проводов могут начать гореть. Также может загореться внутренняя часть стартера. Если открытого огня нет, это не очень опасно. Но пытаться запустить двигатель, когда вы видите дым, — очень плохая идея.
Не поливайте стартер водой, если видите дым. Лучшим решением будет снять провода с клемм аккумулятора и вызвать техническую помощь. Если электрическая часть стартера сломана, он может начать гореть, и у вас появится больше хлопот. Всегда проверяйте, готов ли к использованию огнетушитель.
Подгоревшие пятаки
Нагар на контактных пластинах втягивающего реле – типичная причина того, почему по утрам порой не заводится машина. Другими словами – при подгоревших пятаках двигатель на холодную часто не запускается.
Интересно, что по отдельности втягивающее реле и остальная часть стартера могут нормально работать, а вот в сборе – вместо запуска двигателя только щёлкать. Восстанавливается работоспособность пятаков примерно так:
- клеммы на стартерном реле распаиваются;
- с использованием отвёртки производятся развальцовывание и вскрытие картера реле;
- пятаки очищаются от нагара;
- расположенная на штоке перемычка поворачивается и устанавливается противоположной стороной.
Стартер продолжает вращаться после запуска двигателя
Еще одна популярная проблема со стартером — это когда агрегат продолжает вращаться после запуска двигателя. Слышен шум, а сам стартер очень горячий даже после короткой поездки. В этом случае виновником чаще всего будет реле стартера или электрические соединения.
Рекомендуется выключить двигатель и обратиться за помощью, потому что вождение автомобиля с вращающимся стартером — плохая идея. Вы можете сломать не только стартер, но и маховик двигателя.
Признаки неисправности втягивающего реле и электромотора
Стартер щёлкает, но не крутит
Такая неисправность появляется, когда втягивающее срабатывает и «выкидывает» бендикс, но электродвигатель не проворачивает коленвал.
Существует две причины:
- На электромотор стартера не поступает напряжение.
- Оно может поступать, но из-за слабого контакта в цепи, силы тока не хватает, чтобы крутить якорь, а соответственно бендикс.
В первом случае во втягивающем реле подвижная пластина не замыкает пятаки силовых болтов. А значит, ток не течет от силового болта, где подключен провод от аккумулятора, ко второму болту, к которому прикручена «коса» электродвигателя. Между пластиной и пятаками образовался нагар, который препятствует протеканию тока от АКБ к электромотору.
Для второго случая характерна потеря контакта между гибким проводом от втягивающего до электромотора. Клеммы провода могут окислиться в месте его присоединения к силовому болту.
В электродвигателе неисправен щеточный узел:
- Стерлись щётки. Да, такое тоже бывает от старости.
- Протёрлась контактная площадка, к которой прилегают щётки. Реже, но тоже может быть.
- Ослабли или «залегли» щеточные пружины. Они должны плотно придавливать щетки к площадке «коллектору». Со временем они теряют упругость или ломаются.
Реже встречаются обрывы в обмотках якоря. Были случаи, но тоже реже, обрывается провод щеточного узла к корпусу стартера или окисляется его контакт.
Стартер не щелкает
- Нет напряжения на управляющем штекере, к которому прикручен провод от замка зажигания. Может быть нарушен контакт, банально «отошел» провод, или он окислился.
- Неисправна втягивающая обмотка реле.
- Разряжена аккумуляторная батарея. В этом случае лампы на панели приборов будут светиться в пол накала, вы сразу заметите эту неисправность.
- Очень редко проблемы возникают в самом замке зажигания. В современных автомобилях неисправности стартера по этой причине возникают крайне редко, только на очень больших пробегах.
Стартер постоянно щелкает
Слышно, как выбрасывается бендикс, но он не фиксируется в маховике, а возвращается в исходное положение и опять «выстреливает». При этом можно слышать, как постоянно включается электромотор.
Это признак неисправности удерживающей обмотки втягивающего реле. Якорь втягивается, но не удерживается во втянутом положении. При этом обесточивается втягивающая обмотка, якорь, под действием возвратной пружины, выскакивает наружу.
При подобных признаках неисправности стартера, рекомендуется провести комплексную проверку втягивающего реле. Только так можно точно определить, где произошла поломка и можно ли её исправить.
К Содержанию…
Реклама:
Стартер продолжает вращаться после выключения двигателя
Иногда вы не слышите, что стартер вращается после запуска двигателя. Но когда вы паркуете машину и выключаете двигатель, из-под капота продолжает доноситься шум. Это значит, что стартер включился, запустил двигатель и не выключился. Обычно это может произойти, когда аккумулятор почти разряжен. В некоторых старых конструкциях стартеров разряженные батареи могут привести к выходу электроники стартера из строя и постоянному включению устройства.
Вам нужно снять провода с клемм аккумулятора, чтобы остановить вращение стартера. Через некоторое время вы даже можете попробовать снова надеть провода и завести машину, чтобы поехать в магазин аккумуляторов или на станцию техобслуживания для замены АКБ.
Часто задаваемые вопросы
Какие у стартера могут быть неисправности?
Ответ: Все поломки делятся на электрические и механические. Электрические связаны с окислением и подгоранием контактов, замыканием в обмотках, обрыве кабелей.
Основные 5 механических следующие:
- Износ щеток.
- Износившиеся втулки подшипников.
- Поломка бендикса.
- Заедание бендикса в винтовой нарезке на якоре.
- Ослабшая возвратная пружина или соскочившая вилка подачи бендикса.
Когда менять стартер?
Ответ: Стартер – узел, хорошо поддающийся восстановлению. Меняют его обычно, когда ремонт уже проводился не раз, а количество поломок становится излишне частым.
Также пора купить новый, если:
- На корпусе или крышках появились трещины или сколы.
- Заклинил ротор.
- Сгорела обмотка статора.
Почему не вращается стартер?
Ответ: В первую очередь нужно проверить аккумулятор – часто виноват он из-за недозаряда, недостаточной плотности электролита, его утечки, старения пластин.
В самом стартере самые частые причины – это:
- Окисленные клеммы на батарее и подсоединении к стартеру.
- Замыкания в обмотках статора или ротора.
- Поломка втягивающего реле.
- Заклинивший ротор.
- Чрезмерный износ втулок.
- Критический износ щеток.
Как понять, что щетки износились?
Ответ: Обычно при изношенных щетках стартер начинает работать нестабильно, включаясь после нескольких попыток, причем даже заработав, он может внезапно перестать работать.
Иногда слышны треск или небольшой стук, от стартера немного пахнет гарью. Реле срабатывает, что определяется по характерному щелчку, но стартер остается неподвижным.
Как понять, что износились втулки?
Ответ: На снятом стартере попробуйте пошевелить вал на носке. Если износ есть, то вал будет чуть ходить из стороны в сторону.
Также появляются следы задевания ротора за обмотки стартера. В особо запущенных случаях якорь могут сгореть статор и якорь.
Иногда якорь заклинивает и не проворачивается вообще или сделать это можно только со значительным усилием.
Не пытайтесь сами поменять втулки, для этого нужен опыт. Даже минимальный перекос приведет к тому, что ротор будет тяжело вращаться и стартер быстро сгорит после ремонта.
Стартер то вращается, то нет. Почему это происходит?
Ответ: Обычно такое поведение связано с неисправностью втягивающего реле, а точнее в подгоревших щетках контакта.
Проверить это очень легко. Достаточно замкнуть контакты стартера напрямую, например, отверткой.
Только не забудьте поставить автомобиль на нейтральную передачу, иначе машина поедет. Вторая возможная причина – сильный износ щеток.
Заключение
Стартер в зависимости от модели имеет ресурс 70-200 тысяч километров общего пробега автомобиля, зависит он от состояния двигателя, электросистемы.
Ресурс может быть серьезно продлен при условии периодической профилактики и немедленного облуживания узла при появлении первых признаков неисправности или ненормальной работы.
Что делать, если стартер сломался?
- Вы можете попробовать завести машину, попросив кого-нибудь толкнуть ее. Но это возможно только с механической коробкой передач, так как вам понадобится педаль сцепления.
- Вы можете вызвать техническую помощь или эвакуатор, чтобы доставить ваш автомобиль на СТО.
- Вы можете заменить стартер или его части, если у вас для этого достаточно навыков и инструментов.
- Вы можете попросить кого-нибудь отбуксировать ваш автомобиль до ближайшей станции техобслуживания.
Худший вариант — продолжать водить машину, если вы не уверены, что это безопасно для вас и вашей машины.
Подгорели контакты
Последовательно: аккумулятор, силовой провод, контактный диск втягивающего и щеточный узел электродвигателя — образуют цепь высокой нагрузки, пропускающую через себя ток силой от 150 до 300 А. При работе вся цепь ощутимо нагревается, а особенно — контактный диск. Если машина стала плохо заводиться и вам приходилось долго крутить стартер — клеммы силовых болтов оплавляются, их поверхность разрушается, перестает проводить ток.
Оплавленная клемма аккумулятора
Для проверки проводимости – нужно снять реле со стартера, взять мультиметр, зафиксировать один его щуп на один силовой болт, второй – на другой. Измерять сопротивление нужно нажав пальцем на якорь соленоида (замкнув контакт). Тоновый сигнал – будет означать, что «пятаки» проводят ток нормально, цифры — что на них образовался нагар, окисел или повреждение, мешающее проводимости.
Проверка аккумулятором
Стартер можно проверить также аккумулятором. Процедура даёт понять, правильно ли функционирует стартер. Чтобы сделать это, нужно демонтировать стартер, поставить его на АКБ, а затем замкнуть выводы аккумулятора с концами стартера.
Точнее: минусовая клемма аккумуляторной батареи должна соединяться с корпусом стартера, а плюсовая – к верхнему концу тягового и контакта включения.
Об исправности устройства можно судить по прокручиванию моторчика и выносе бендикса вперёд. Если этого не происходит, можно чётко определить неисправность.