Что лучше выбрать: платиновые или иридиевые свечи зажигания


В процессе эксплуатации бензинового двигателя, который конструктивно предусматривает наличие свечей зажигания, владелец постоянно сталкивается с необходимостью периодической замены свечей.

От правильного выбора этих элементов будет зависеть стабильность работы ДВС, качество сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах, температурный режим, мощность, экономичность, токсичность отработавших газов и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как подобрать свечи зажигания по марке и модели автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора свечей для двигателя.

Стоит отметить, что сегодня для большинства моторов производители предлагают сразу несколько вариантов изделий, начиная от простых бюджетных версий и заканчивая новыми высокотехнологичными решениями. К последним относятся свечи платиновые или иридиевые.

В этой статье мы поговорим о том, в чем заключается разница между иридиевыми и платиновыми свечами зажигания, а также постараемся ответить на частый вопрос, какие свечи зажигания лучше, иридиевые или платиновые.

Denso IW20, Denso W20 EPR

Нелегко выложить за комплект свечей около 3000 рублей, зная, что сосед заплатил за похожие меньше сотни. Все плюсы от дорогой покупки — только в будущем: обещанный рекламой долгий пробег, какие-то проценты ежедневной экономии топлива, легкость пуска… Кроме того, отпадает необходимость частой замены: на современном моторе это процедура трудоемкая и дорогая.

Мы решили оценить две полярные конструкции одной солидной фирмы, дабы сопоставлять не технологию различных производителей, а саму идею, воплощенную в металле при прочих равных условиях. Выбор пал на Denso.

Иридиевые IW20 — очевидные лидеры по миниатюризации центрального электрода: всего 0,4 мм. Именно тонкий электрод способствует лучшему самоочищению и соответственно продлению срока службы. Им составили компанию обычные W20 EPR-U. Исходная разница в стоимости — примерно пятикратная.

Отличие иридиевых свечей от платиновых и стандартных

Начнем с того, что основным рабочим элементом любой свечи является электрод. Свечи зажигания бывают простыми одноэлектродными (с одним отрицательным электродом) и многоэлектродными. Обычный продукт представляет собой стандартный вариант с одним центральным электродом и одним боковым. Искра в таком элементе постоянно проскакивает между этими электродами, что приводит к их относительно быстрому выгоранию.

Многоэлектродные свечи имеют один центральный электрод, при этом боковых электродов может быть от двух до четырех, что зависит от конструкции. Данное решение позволяет улучшить надежность работы, повысить эффективность и мощность искрообразования, а также продлить общий срок службы.

При этом важно знать, что производители не ограничились только увеличением числа электродов. Параллельно с этим используются разные материалы для их изготовления. Получается, большинство основных характеристик указанных элементов будет зависеть исключительно от особенностей изготовления электродной части. Другими словами, речь идет о материале изготовления электрода или его наконечника.

По этой причине свечи зажигания принято делить на:

  • медные или хромо-никелиевые;
  • платиновые;
  • иридиевые;

Это значит, что во время производства электродов был использован или более дешевый материал (например, хром и никель), или же задействован дорогой сплав редкоземельных металлов (платина, иридий). От этого напрямую зависит и конечная стоимость изделия.

Рост токсичности по СН говорит о нарушениях в процессе сгорания.


Рост токсичности по СН говорит о нарушениях в процессе сгорания.
Рост токсичности по СН говорит о нарушениях в процессе сгорания.

По ресурсу счет в моточасах — 360:240. По всем эксплуатационным параметрам — от расхода до уровня токсичности — иридий так же уверенно впереди.

Отсюда вывод: если у вас дорогой современный автомобиль и вы совершаете на нем большие пробеги, есть смысл потратиться на иридий. А если машина так себе, да и проезжает не больше 5 тысяч в год, вряд ли вы окупите вложение. Таково коварство дорогих вещей…

Михаил Колодочкин, и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета к.т.н. Александр Шабанов

Выбираем свечи: иридиевые или обычные?

Выбираем свечи зажигания: платиновые или иридиевые

Прежде всего, для нормальной работы ДВС необходимо выбрать такие свечи зажигания, которые будут полностью подходить для данного типа двигателя. Речь идет о показателе калильного числа, физических размерах свечей и т.д.

Калильное число является важнейшим параметром, так как фактически показывает то количество тепла, которое свеча берет на себя из камеры сгорания силового агрегата. Если деталь перегревается, тогда она может быстро разрушаться, приводить к детонации двигателя, калильному зажиганию и т.д.

Слишком «холодные» элементы также плохо работают в двигателе, быстро покрываются нагаром, ухудшается качество искрообразования и сгорания топлива. В этом случае не происходит так называемой самоочистки свечей.

Итак, определившись с базовыми параметрами, можно далее обратить внимание на три вида доступных решений:

  • Стандарт;
  • Рlatinum;
  • Iridium;

Добавим, что для конкретного мотора производители ДВС часто рекомендует использовать только иридиевые или платиновые свечи, исключая стандартные. Параллельно каждый изготовитель (NGK, Denso, Bosch и т.д.) дополнительно предлагает уникальные запатентованные решения в плане конструкции своих продуктов.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие свечи зажигания лучше, NGK или Denso. Из этой статьи вы узнаете об основных преимуществах и недостатках указанной продукции данных брендов.

Например, у основания бокового электрода может быть выполнен u-образный вырез, изделия могут отличаться по величине зазора между электродами для полноты сгорания топливного заряда и т.п. Стандартом будут простые медные или хромоникелевые свечи, которые доступны по цене, но также имеют небольшой ресурс (до 30 тыс. км).

Как показывает практика, в СНГ с низким качеством топлива и на автомобилях с ГБО стандартные элементы может понадобиться менять каждые 20 тыс. км. По этой причине многие водители останавливают свой выбор на более долговечных аналогах. Теперь давайте разбираться, какие свечи лучше, иридиевые или платиновые.

Особенности иридиевых и платиновых свечей

Платиновые и иридиевые свечи зажигания являются продуктом более современных технологий, так как использование этих металлов в процессе изготовления электродов существенно увеличивает срок службы элемента. Например, платиновая свеча, которая правильно подобрана для двигателя, даже на плохом горючем может выходить 40-50 тыс. км. пробега. В случае с иридием этот показатель может составлять около 60-70 тыс.

Платиновые и иридиевые свечи устойчивы к нагарообразованию, в результате чего обеспечивают стабильную и мощную искру. Это позволяет мотору эффективнее сжигать топливо, развивать большую мощность и т.д.

Платиновые свечи зажигания

Базовым материалом для электродов является платина или сплавы с использованием этого металла. Платина демонстрирует устойчивость к коррозии, хорошо выдерживает воздействие высоких температур. Это значит, что центральный и боковой электрод выгорают намного медленнее.

  • По заявлениям производителей, такие элементы сохраняют свои показатели до 100 тыс. км. пробега. Искра на платиновых свечах мощнее и устойчивее по сравнению с искрой зажигания на обычных свечах.
  • Использование платины позволяет изготовить тонкий центральный электрод с низким напряжением, в результате чего воспламеняемость отличается стабильностью.
  • Рабочие показатели данных элементов постоянно сохраняются на высоком уровне, так как в течение всего заявленного ресурса зазор не подвергается существенным изменениям. Это позволяет добиться хорошей отдачи от мотора и одновременной экономии топлива.
  • Для современных высокофорсированных атмосферных и турбированных двигателей в продаже можно найти платиновые свечи с U-образным профилем. Данные продукты имеют положительный платиновый электрод диаметром 0.7 мм. Такой профиль позволяет полноценно сжигать смесь, обеспечивает легкость запуска двигателя.

Тонкость центрального платинового электрода и устойчивость боковых в сочетании с особым профилем позволяют таким деталям реализовать генерирование стабильной и мощной искры, причем даже тогда, когда напряжение понижено. В конечном итоге топливо в цилиндрах сгорает с максимальной эффективностью.

Иридиевые свечи зажигания

Теперь перейдем к иридиевым свечам. Эти элементы зажигания считаются разработкой нового поколения. Использование иридия позволило улучшить основные характеристики даже по сравнению с платиновыми аналогами. Заявленный производителем ресурс находится на отметке 100 тыс. км, гарантируется стабильное искрообразование и лучшая работа ДВС.

  • Центральный электрод из иридиевого сплава позволяет добиться диаметра 0.4 мм. Это значит, что изделия будут работать еще дольше, стабильнее и эффективнее. Такие элементы позволяют двигателю наиболее полноценно сжигать топливо в цилиндрах на протяжении всего заявленного срока службы.
  • Меньший диаметр электрода иридиевых свечей приводит к тому, что увеличивается стабильность искрообразования в любых условиях. Дело в том, что тонкий электрод позволяет создать высокую напряженность электрического поля. Это говорит о том, что для создания искры нужно меньшее напряжение.
  • Еще отметим, что иридий имеет заметно более высокую температуру плавления по сравнению с платиной, отличается большей прочностью. Получается, иридиевые свечи зажигания могут выдерживать значительные нагрузки и особенно устойчивы к износу.

Также компании-производители свечей добавляют в состав иридиевого сплава дополнительные компоненты, максимально улучшая характеристики. Такие добавки позволяют добиться от тонкого иридиевого электрода устойчивости к окислительным процессам. Одним из наиболее эффективных сплавов справедливо считается иридий с родием.

Есть ли смысл использовать «долгоиграющие» свечи, если можно купить обыкновенные?

Выбираем свечи: иридиевые или обычные?

Замена платины

В 1994 году фирма NGK представила миру иридиевые наборы свечей, позиционируя их как смену платиновым. Им удалось достичь успеха, но почему? Потому что этот металл более устойчив к температуре, имеет более высокую прочность, долгий срок службы и защиту от коррозии. NGK создали тонкую проволоку, наконечник которой состоял из иридия, что позволило полноценно использовать все преимущества этого металла в свечах. В 1997 году Denso наладили серийное производство улучшенных образцов и сейчас занимают первую позицию в рейтинге.

Выводы

Обзор иридиевых свечей зажигания от трёх мировых компаний, позволяет сделать окончательный вывод, что иридиевые свечи являются не только полезным, но иногда просто необходимым элементом двигателя автомобиля. В некоторых современных машинах доступ к свечам зажигания закрыт, и замена свечей превращается в трудоёмкую операцию, требующую использование специализированных ключей. Установка иридиевых свечей в подобные типы автомобилей просто необходима, так обеспечит существенную экономию при дальнейшей службе и увеличит ресурс мотора.

Свойства иридия как материала

Инновационные воспламенители топливовоздушной смеси изготавливаются путем лазерной сварки иридиевых электродов. Температура плавления — около 2 500 градусов. С начала 21 века иридий применяется в промышленности для производства воспламенителей.

В промышленной индустрии используют не чистый иридий, а сплавы. С материалом в чистом виде работать невозможно — он слишком хрупкий, его электропроводимость невысока. А вот сплавы улучшают качество конечного продукта во много раз. Из сплавов делают электроды с гораздо более тонкими наконечниками. С такими компонентами мотор работает более плавно, машина разгоняется быстрее.

Наблюдения

Известный автожурнал «За рулём » сравнил два разных типа свечей от одного производителя Denso. В течение 360-ти моточасов замеряли расход топлива.

Для поддержки работоспособности двигателя, простым свечам понадобилось на 4% больше топлива уже через 180 часов эксперимента. По завершению, эта цифра возросла до 8.5%.

Во время работы двигателя на иридиевых свечах, увеличение количества потребляемого топлива произошло только после 300 часов работы. По завершению эксперимента расход топлива вырос только на 3%.

Предыстория

Впервые видоизменять свечи зажигания начали ещё в конце 20-го века. Тогда гонщики заметили, что уменьшение диаметра центрального электрода позволяло достичь увеличения мощности силового агрегата. Делали это самостоятельно, с помощью мелкого напильника — надфиля.

Однако такие инновации резко сокращали срок службы деталей. Производители учли этот момент и начали поиск сплава, который смог бы увеличить срок эксплуатации свечей в несколько раз. И таким сплавом оказался иридий.

Отличие подделки Денсо от фирменного товара

Возможно, многие изготовители левой продукции научились подделывать товары очень качественно, тем не менее, отличить оригинальные иридиевые свечи японской компании от фальсификата все же можно попытаться. Здесь есть множество различных моментов, на которые при покупке следует обратить внимание, и имеются признаки, помогающие определить подлинность продукции. Начнем с самого главного, то есть, с электродов, для примера возьмем марку Denso VK20. У оригинала толщина центрального электрода должна быть строго 0,4 мм, а на боковом хорошо виден добавленный контакт из драгоценного металла (фото оригинала внизу).

У неоригинала обычно «центр» заметно толще, а дополнительный контакт получается как бы размазанным, как примерно выглядит подделка, также можно посмотреть на фото ниже.

Какие еще можно отметить признаки оригинального товара:

  • надпись на изоляторе сделана аккуратно и четко, без размытия шрифта;
  • уплотнительное кольцо скрутить невозможно, оно плотно сидит на резьбе;
  • внутренний изолятор центрального электрода размещен строго по центру, без отклонения в какую-либо сторону;
  • наружный изолятор имеет гладкую поверхность, без шероховатостей;
  • резьба у оригинала выполнена с накаткой, сделана практически идеально.

Конечно, купив в магазине подделку, трудно затем убедить продавца, что это контрафакт, но в таком случае можно обратиться в официальное представительство Denso.

Есть ли смысл использовать «долгоиграющие» свечи, если можно купить обыкновенные?

Тонкости выбора подходящих свечей для авто

Желая подобрать свечи, прежде нужно обращать внимание на калильное число. Это показатель, определяющий рабочую температуру составляющих, располагающихся в цилиндре мотора.

Почему калильное число является важнейшим критерием:

  1. Если выбрать правильное калильное число, в процессе работы свеча сможет нагреваться до нужной температуры и самоочищаться.
  2. Когда температура будет ниже требуемой, нагар станет причиной некорректного искрообразования – появятся пропуски, возрастет расход топлива, сократится мощность.
  3. Если показатель намного выше нормы, возникает калильное зажигание – опасное и неконтролируемое.

Обращая внимание на калильное число, выделяют горячие, средние, оптимальные, холодные и унифицированные исполнения.
Во время подбора важны и другие показатели:

  • Типоразмер – зависит от параметров мотора, здесь изучают диаметр, длину и шаг резьбы;
  • Размер шестигранной головки, которая бывает уменьшенной, средней, нормальной и увеличенной;
  • Уплотнение – выполняется посредством конического сопряжения или шайбой, изготовленной из мягких металлов (исключает проникновение картерных газов);
  • Электроды – представлены различия по количеству и наличию, следовательно, выделяют простые одноэлектродные, более сложные многоэлектродные, факельные, плазменно-форкамерные исполнения (последний вариант обеспечивает максимальную скорость и полноту сгорания топливной смеси).

Задумываясь, как выбрать свечи зажигания для автомобиля, стоит изучить инструкцию по эксплуатации, где указываются оптимальные параметры и марки, рекомендуемые производителем. При отсутствии технической документации, аккуратно изымают имеющиеся свечи, и по нанесенной маркировке определяют нужный продукт.

Также действуют специальные сервисы, проводящие подбор по марке и модели авто.

Лучшие производители:

  1. Bosch – предлагает впечатляющий выбор продукции, в том числе платиновые, многоэлектродные модели.
  2. NGK – известный японский производитель, чья продукция часто используется при сборке машин на заводах.
  3. Denso – эта марка выпускает 4 серии, где выделяются не только платиновые, иридиевые, но и специальные предложения – свечи с никелевыми электродами, срок службы которых не отличается.
  4. Brisk – чешский бренд, предлагающий классификацию в зависимости от типа силового агрегата.

Важно:

Устанавливая иридиевые или платиновые свечи, не стоит забывать, что срок их службы зависит от горючего. Если качество топлива не соответствует заявленным стандартам, показатель сокращается на 20–40%. И привычные механические, иные методы очистки здесь строго запрещены.

На территории стран СНГ качество топлива не соответствует стандартам, из-за чего срок службы платиновых и иридиевых моделей практически не будет отличаться, хотя цена последних значительно выше. Но для каждого мотора предусматриваются определенные требования.

И если автопроизводитель указывает необходимость применения именно иридиевых моделей, то их и устанавливают, в остальных случаях используют платиновые.

Размеры свечей

Разделяются свечи по габаритам. Отличается не только длина всей свечи, но и отдельных ее частей. Устройства различаются по длине и типу резьбы, диаметру свечу, размерам головки закручивания. Все тонкости знать необязательно, стоит остановиться лишь на длине резьбы. Здесь выделяют три класса:

  • короткие (12 мм);
  • длинные (19 мм);
  • удлиненные (25 мм).

Старайтесь учитывать размеры. В противном случае рискуете повредить не только новую деталь, но и элементы конструкции двигателя вашего авто.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]