Топливные фильтры предназначены для очистки топлива от посторонних примесей. Любое топливо содержит в себе некоторое количество пыли, воды и других примесей. Тем более что наше топливо, особенно по сравнению с теми же европейскими аналогами, является довольно грязным. Поэтому наличие хорошего топливного фильтра очень важно для долговечной работы мотора.
Ниже мы расскажем об основных видах топливных фильтров, их устройстве, критериях качества, об особенностях топливных фильтров для дизельных и бензиновых двигателей, а также, почему их важно вовремя менять. В конце статьи смотрите видео о том, как правильно выбрать топливный фильтр для автомобиля.
Как устроен топливный фильтр?
Фильтрация топлива на современных автомобилях — двухступенчатая. Перед бензонасосом отсевом загрязняющих частиц занимается мелкая капроновая приемная сетка. А затем окончательный отсев частиц размером свыше 10 мкм (для бензина) осуществляет фильтр тонкой очистки.
Топливный модуль Лады 4х4 состоит из сетчатого топливоприемника и бензонасоса.
Топливный модуль Лады 4х4 состоит из сетчатого топливоприемника и бензонасоса.
Почему так важно следить за чистотой топлива
Бензин и солярка являются главными источниками энергии для индустриальной техники. Эти машины широко используется для:
• строительства; • логистики товаров и пассажиров; • добычи полезных ископаемых и других видов деятельности.
Почти каждая единица спецтехники или транспорта работает в жёстком графике. Её простой на ремонте приносит убытки владельцу или заказчику. По статистике, примерно 30% ремонтных работ приходится на восстановление подачи топлива. Главные причины, вызывающие неисправности: грязь, вода, парафин и прочие эмульсии, – образовавшиеся в бензине или солярке.
В первую очередь страдает чувствительная аппаратура впрыска. А вместе с этим, ущерб наносится поршневой группе и системе выхлопа (на машинах с каталитическим нейтрализатором). Стоимость ремонта исчисляется десятками тыс. рублей. Например, восстановление ТНВД Caterpillar, для двигателей С7 и С9, обойдётся около 80 тыс. руб, а ТНВД от КамаZ 5360 – примерно в 40 тыс. руб.
Рисунок 4 Ремонт ТНВД
Конечно же, вода и грязь не единственные враги топливной аппаратуры. Она может пострадать и от таких факторов, как:
• Вязкость. Слишком жидкое Д/Т обладает плохими смазывающими свойствами, что влечёт ускоренный износ насоса и форсунок. А густая структура солярки вызывает неравномерное горение, что обеспечивает образование нагаров и порчу ЦПГ. • Показатель серы. Российская солярка считается сернистой. Примерно 80% отечественных производителей выпускают Д/Т с содержанием серы не менее 0,2%. Элемент вступает в реакцию окисления с металлическими деталями ТНВД, что стремительнее сокращает их срок службы.
Поэтому многие собственники используют смазывающие добавки для топливных насосов высокого давления.
Однако, некачественные продукты в присадках плохо растворяются в Д/Т и засоряют топливный фильтр тонкой очистки. Как следствие, образование недостатка смазки плунжеров дизтопливом становится губительным для ТНВД. Появляется металлическая стружка, постепенно забивающая всю систему. Её очистка занимает 2-3 дня, а стоимость услуги ощутимо бьёт по карману собственника.
Самые популярные бренды топливных фильтров для спецтехники
Более чем 15-летний опыт работы нашей компании на рынке запасных деталей и расходных материалов для спецтехники, позволил нам составить рейтинг топливных фильтров тонкой очистки по популярности у заказчиков. Предлагаем вам ознакомиться с 10-ю фаворитами закупок: 1. ЯМЗ (РФ). 2. ДЗАФ (РФ). 3. UFI (Италия). 4. Donaldson (США). 5. FLEETGUARD (США / ЕС). 6. Luber-Finer (США). 7. Shaanxi (КНР). 8. Weichai Power (КНР). 9. PILENGA (Италия). 10. Jcb Landpower (Британия).
До 2014-2016 гг., в топ-лист уверенно входил M..-F…, но сейчас у владельцев спецтехники много претензий к немецкому бренду. Скорее всего это связано с масштабным производством контрафактных деталей под известной маркой.
А ещё хотелось бы сказать о фильтрах Сакура, которые часто встречаются в первичной комплектации японских тракторов: Исеки, Митцубиши, Кубота, Хиномото, Янмар, – и которые сложно найти в свободной продаже. Под заказ они стоят в 4-5 раз дороже аналогов, судя по отзывам фермеров. Поэтому Сакуру многие заменяют аналогами: отчасти вынужденно, отчасти в целях экономии.
Где установлен топливный фильтр?
Насчет места размещения фильтра тонкой очистки, мнения у автопроизводителей со временем изменились. Вначале все фильтры устанавливались под днищем автомобиля или в моторном отсеке и были легкодоступны для замены.
Топливный фильтр под днищем автомобиля с резьбовыми наконечниками. |
Пластмассовый топливный фильтр подсоединяется к системе питания быстросъемными наконечниками. |
Затем (все чаще) фильтр стали устанавливать в топливный модуль. Такое решение, конечно, более компактно и удобно для автомобилей. Но замена фильтра либо не предусмотрена вообще, а только в составе модуля, либо предполагает большой объем работ по демонтажу и полной разборке модуля. Причем топливный модуль у некоторых автомобилей нельзя снять, не демонтировав бак, а это еще более грандиозная работа.
Топливный модуль со встроенным фильтром. |
После полной разборки модуля удается снять и заменить топливный фильтр. |
К чему приведет езда со старым фильтром
При засорении фильтр потеряет способность выполнять свою главную функцию – очищать топливо, поэтому форсунки впрыска топливной смеси, и вся система питания будут забиваться, а в сам мотор не будет поступать требуемое количество нормального топлива.
Топливо, которое не прошло нормально очистки, будет выгорать не равномерно, а фрагментарно, начнет оседать на поршнях, цилиндрических перегородках, свечах. Топливная смесь с содержанием тяжелых металлов и прочих частиц в результате попадания в систему выпуска продуктов горения посредством ускорителей и лямбда-зонда, начнет постепенно сокращать срок службы всех этих элементов.
Нельзя утверждать, что забитый фильтр напрямую влияет на расход топлива. Однако увеличение потребления горючего, которое наблюдается в таком случае, приведет к снижению мощности. В результате этого для нормального использования транспортного средства придется сильнее нажимать на газ, в результате чего, собственно, и нужно больше бензина или дизеля. Поэтому забитый фильтр для топливной смеси, не влияя напрямую на расход бензина, приводит к увеличению данного параметра.
Таким образом, необходимо постоянно следить за состояние топливного фильтра и в случае появления признаков его засорения сразу же осуществлять замену запчасти, поскольку ее дальнейшее использование гарантированно приведет к серьезным проблемами с работой двигателя, решение которых требует значительных материальных затрат.
Следует также отметить, что сам процесс замены очистного элемента – совсем несложный, при наличии соответствующих навыков все можно сделать самостоятельно. Также всегда можно обратиться за помощью профессионалам, которые сделают все быстро и качественно.
Топливный фильтр для дизеля
До сих пор речь шла о бензиновых фильтрах. Дизельные топливные фильтры всегда устанавливают отдельно от топливного бака, потому что они, помимо более частой замены, нуждаются еще и в датчиках воды, пробке для слива воды и, зачастую, в системе подогрева.
Топливные фильтры для дизельных двигателей.
Топливные фильтры для дизельных двигателей.
Почему фильтруем?
К сожалению, бензин начинает загрязняться с момента своего «рождения» на НПЗ. Свою лепту вносят и перевозки топлива в цистернах – они «дышат», а значит, пропускают пыль.
Загрязняется бензин и на заправочных станциях, где пыль попадает в бак вместе со струей топлива. А если бак негерметичен, пыль будет подсасываться в него непрерывно. Да и сам бак может иметь внутри окалину и очаги коррозии. И хотя оксиды железа существенно мягче, чем, например, кварцевая пыль, сбрасывать их со счетов нельзя.
Характер загрязнений зависит и от региона. Кварцевая пыль – беда средней полосы России. В южных же районах страны и в Западной Сибири преобладает другая пыль – лёссовая. Это продукт измельчения рыхлых горных пород, содержащий помимо кварца и полевой шпат, и глинистые минералы. Лёссовая пыль более мягкая, чем кварцевая, но это достоинство компенсируется большим ее количеством, также приводящим к быстрому загрязнению топлива.
Сказанное справедливо и для дизельного топлива. В нем появляются органические и механические примеси, а также вода. Работа дизеля на таком топливе ведет к коррозии топливной аппаратуры, ускоренному износу цилиндропоршневой группы, потере мощности и другим неприятным последствиям.
В холодные времена эксплуатационников ждут дополнительные неприятности – в дизельном топливе выпадают парафины, забивающие фильтры. Для борьбы с этим явлением выпускают фильтрующие элементы с подогревом, в частности со шторой, изготовленной из токопроводящей бумаги. А теперь перейдем к фильтрации.
Что будет, если топливный фильтр засорился?
Выводит из строя фильтры, конечно же, грязь, попадающая в баки наших автомобилей вместе с топливом. Причем отнюдь не нефтеперерабатывающие заводы тому виной. Топливо может загрязняться при хранении и перекачке. А засорение топливного фильтра водитель почувствует по поведению автомобиля, причем сначала на тех режимах, где мгновенный расход топлива двигателем максимален. Это — режимы движения с большими скоростями и интенсивный разгон. При этом двигатель будет терять тягу, работать с перебоями, хотя на холостом ходу и «спокойных» режимах все будет выглядеть пристойно.
Масляный фильтр дизельного двигателя
Предназначен для отделения содержащихся в масле загрязнений, таких как пыль, металлическая стружка, продукты коксования. Масляные фильтры различаются по конструкции и объему проходящего масла.
Конструктивно масляный фильтр дизеля может быть разборным и неразборным. Основное отличие первых — возможность обслуживания при засорении. Вторые приходится менять, даже если ресурс еще не выработан. Существуют также модульные очистители, которые можно разбирать частично, но они имеют высокую стоимость.
По объему проходящей смазки маслофильтры бывают полно- и частичнопоточными. Полнопоточный включается последовательно в магистраль и пропускает через себя весь объем циркулирующей смазки, быстро очищая ее. Минус таких деталей — они засоряются быстрее частичнопоточных. Последние подключаются параллельно и очищают одновременно лишь часть потока. Основное преимущество частичнопоточных деталей — высокое качество очистки и длительный срок службы. Их недостатком является довольно низкая скорость фильтрации.
Масляный фильтр меняется одновременно с моторной смазкой, сроки замены указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Как часто нужно менять топливный фильтр?
Периодичность регламентной замены фильтра, прежде всего, определяется заводом-изготовителем автомобиля. У одних производителей это 30 000 км, у других — 120 000 км пробега. Причем частые замены обычно рекомендуют производители, которые ставят фильтр вне топливного бака. Менять топливный фильтр раньше срока стоит только в том случае, если вы уверены, что в бак попали посторонние механические частицы или большое количество воды. В этом случае следует промыть и бак, и, возможно заменить бензонасос.
Топливным фильтрам дизельных двигателей наиболее трудно приходится зимой: ведь через фильтрующий материал должно проходить загустевшее топливо. Именно поэтому профилактическую замену фильтра на дизельном автомобиле лучше провести осенью. Вызвано это тем, что пропускная способность фильтра, уже сниженная засорением твердыми частицами, окажется недостаточной для пропуска холодного, загустевшего топлива.
Периодичность замены бензиновых фильтров некоторых производителей, тыс. км:
- Volkswagen 30 (выносные фильтры)
- Renault 120
- Kia 60
- Hyundai 60
- Lada 30 (выносные фильтры), 120 (встроенные фильтры)
Несколько советов по замене топливного фильтра:
- Заправляйтесь на проверенных, а еще лучше — брендовых заправках.
- Старайтесь не заливать топливо в бак сразу после того, как на бензоколонке произошел слив топлива из автоцистерны, потому что в емкости топливо взбаламучено и попадание грязи более вероятно.
- Не наливайте топливо в старые, ржавые канистры.
- Меняйте топливные фильтры вовремя — тогда неисправность не застанет вас в дальней дороге.
- Промывайте топливоприемную сеточку на входе в насос: тем самым вы продлите его срок службы.
Расскажите в комментариях, не сталкивались ли вы с проблемами, связанными с топливными фильтрами? Удачи на дорогах всем!
Топливный фильтр: менять или и так сойдет?
Воздушный фильтр дизельного двигателя
Состоит из корпуса, внутри которого расположен фильтрующий элемент. Очиститель может иметь кольцевую или цилиндрическую форму. В первом случае крышка корпусной части закручена сверху винтами, во втором — с двух сторон установлены резиновые уплотнения в форме колец.
Воздух во время работы силового агрегата поступает через приемный патрубок внутрь корпуса. При прохождении потока через фильтроэлемент происходит отделение посторонних примесей, после чего очищенный воздух направляется во впускной коллектор мотора.
Если воздушный фильтр дизеля сильно забит, он перестает справляться со своей функцией, и двигатель засоряется, что со временем приводит к серьезным неисправностям. Поэтому фильтрующий элемент необходимо периодически доставать из корпуса и осматривать его поверхность.
Возможность обслуживания зависит от модели. Если фильтроэлемент можно очищать, а его ресурс еще не выработан, запчасть извлекают из корпуса и продувают сжатым воздухом. Корпусную часть промывают горячей водой или дизтопливом и тщательно просушивают. После этого элемент ставят обратно и закрывают деталь крышкой.
Если обслуживание не предусмотрено, загрязненный фильтр нужно заменить. Сроки замены указаны в технической документации автомобиля. При работе в условиях сильной запыленности их следует сократить в 1,5–2 раза.