Датчик включения вентилятора охлаждения: устройство, при какой температуре срабатывает + инструкция, как произвести замену

Распространенная неисправность охлаждающей системы автомобиля — это вышедший из строя вентилятор. Он прекращает функционировать. Вследствие чего работающий мотор перегревается, это приводит к серьезным проблемам. В большинстве случаев прибор повреждается, потому что сломался датчик включения-выключения вентилятора (ДВВ). Чтобы его заменить, нужно знать, что это такое, где он расположен и как работает.

Основные функции датчика вентилятора радиатора

Вентилятор радиатора – это одно из основных устройств, которое защищает двигатель от перегрева не только в жаркие дни, но и во время тяжелой езды в пробках или продолжительного холостого хода.

  • О его работе свидетельствует характерный шум, исходящий из-под капота автомобиля.
  • Чаще всего он включается при прогретом двигателе, когда не работает радиатор с отводом скопившегося тепла.

Когда возникает необходимость, запускается вентилятор и охлаждает термически напряженный двигатель в течение нескольких минут, а когда температура стабилизируется на нужном уровне, вентилятор выключается. За эффективную работу этой системы отвечает датчик вентилятора радиатора.

Термовыключатель, то есть датчик вентилятора, выполняет одну главную и очень ответственную задачу, в нужный момент включить приводной вентилятор. Обычно это время, когда температура охлаждающей жидкости двигателя превышает допустимый уровень.

Датчик вентилятора радиатора отвечает за предотвращение непрерывной работы вентилятора, когда в этом нет необходимости, например, зимой. Когда охлаждающая жидкость достигает критического уровня температуры, датчик инициирует замыкание электрической цепи и включается двигатель вентилятора.

Замена со сливом тосола

Обнаружив неправильное срабатывание устройства либо его полную неработоспособность, требуется произвести его замену на новое. Для выполнения демонтажа необходимо следовать инструкции:

  1. Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть;
  2. Обесточить «массу» авто путем отсоединения минусовой клеммы ;
  3. Снять крышку расширительного бачка;
  4. Вынуть ;
  5. Для предотвращения загрязнения требуется подставить емкость под сливное отверс тие;
  6. Слить тосол из . Из блока цилиндров сливать антифриз нет необходимости. Для откручивания сливной заглушки достаточно усилия руки, поэтому инструменты не понадобятся;
  7. Когда жидкость перестанет вытекать следует вернуть пробку на место, чтобы избежать ее потери;
  8. Снять клемму с проводами;
  9. Гаечным ключом аккуратно отвернуть датчик.

Неисправный датчик вентилятора радиатора

Датчик вентилятора радиатора имеет тенденцию к возникновению различного рода поломок. Их эффект может быть, среди прочего, непрерывно, независимо от температуры охлаждающей жидкости, работы вентилятора или полного отказа от включения устройства, несмотря на резкое повышение температуры приводного агрегата.

В такой ситуации ничего не остается, кроме как заменить термовыключатель на новый.

  • Сам вентилятор радиатора также подвержен неисправностям, где, например, может произойти механическое повреждение лопастей или износ подшипников вала вентилятора.
  • Также нередко выходит из строя вискомуфта, о чем обычно свидетельствует довольно сильный шум при работе вентилятора или его вращении со скоростью, равной скорости приводного агрегата.

Как проверить вентилятор радиатора

Установите автомобильный обогреватель на холод и заведите машину. Двигатель должен прогреться до нормальной рабочей температуры.

Дайте силовому агрегату поработать минут пять, следя за указателем температуры (не допускайте перегрева автомобиля). Датчик вентилятора радиатора должен автоматически включить охлаждение, а указатель температуры должен вернуться в нормальное состояние.

Если вентилятор не включается и температура постоянно растет, вероятно, произошла поломка, и вам следует как можно скорее обратиться за помощью к специалисту.

Газель (двигатели ЗМЗ 406, 405, 409)

Место установки — на силовом агрегате в районе термостата или на корпусе последнего.

Для его снятия необходимо частично слить ОЖ с двигателя, отключить пружинный фиксатор колодки жгута и отбросить колодку от датчика.

Далее с помощью ключа на «19» требуется ослабить протяжку и выкрутить устройство.

При выборе устройства необходимо ориентироваться на двигатель и ЭБУ.

406 двигатель и ЭБУ Микас 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS5.6

В таких случаях применяется ДТОЖ, работающий на напряжении от 5 до 12 Вольт через сопротивление 9,1 кОм.

Для замены подходит несколько видов устройств: Калуга 19.3828, Лузар LS 0306, Рикор 40.5226 или Автотрейд 42.3828.

При проверке также потребуется вода с кипятильником и изменяемой температурой, а также мультиметр.

Для работы необходимо собрать схему и подать в нее от 1 до 1,5 мА. При этом измерять необходимо не сопротивление, а напряжение.

При проверке должны быть следующие параметры:

  • -60 0С — 2,13 В;
  • -40 0С — 2,33 В;
  • -20 0С — 2,53 В;
  • 0 0С — 2,73 В;
  • +40 0С — 3,13 В;
  • +80 0С — 3,53 В;
  • 105 0С — 3,83 В;
  • 125 0С — 3,98 В.

На заведенном моторе напряжение будет равно 5 В.

Двигатель 405, 409, УМЗ 4216Е3, 4213 блок управления Микас 11 / 10.3, VS8, СОАТЭ

Здесь используются ДТОЖ с каталожными номерами 234.3828, 40.5215 или 421.3828.

В отличие от рассмотренного выше метода, здесь необходимо измерять сопротивление.

При этом зависимость должна быть следующей:

  • 128 0С — 80,8 Ом;
  • 100 0С — 177 Ом;
  • 80 0С — 332 Ом;
  • 60 0С — 667 Ом;
  • 40 0С — 1459 Ом;
  • 20 0С — 3520 Ом;
  • 0 0С — 9420 Ом;
  • -20 0С — 28680 Ом;
  • -40 0С — 100707 Ом.

В случае значительных отклонений от этих параметров необходима замена устройства.

Когда должен включаться вентилятор

Вентилятор радиатора работает только тогда, когда температура охлаждающей жидкости двигателя достигает определенных градусов. Эта жидкость не всегда находится в постоянно работающей части.

Вентилятор должен работать только определенное время, когда автомобиль горячий, а затем останавливается. В случае неисправности устройства автовладельцы могут столкнуться с непрерывной работой. Давайте вкратце разберемся с причинами проблемы.

Вентилятор радиатора работает постоянно

Если вентилятор радиатора работает все время, это может быть вызвано несколькими причинами.

Вот основной список этих причин:

  • Переключатель вентилятора радиатора может быть неисправен;
  • Возможная неисправность датчика температуры;
  • Возникновение проблем с электрооборудованием шасси;
  • Электричество может напрямую достигать двигателя вентилятора;
  • Блок управления двигателем может выйти из строя;

Это также может быть вызвано различными деталями и системами в зависимости от марки и модели автомобиля.

Если вентилятор радиатора работает постоянно, решение не принято, и проблемы могут возникнуть, если его продолжать использовать таким образом;

  • Вентилятор может полностью выйти из строя из-за непрерывной работы;
  • Не работает вентилятор, что может вызвать проблемы с перегревом;
  • Возможные проблемы могут привести к разрядке аккумулятора из-за запуска вентилятора при выключенном зажигании автомобиля;
  • Это может вызвать различные проблемы в зависимости от марки и модели автомобиля.

Особенности проверки на ВАЗ 2110

В комплектации «десятки» предусмотрено два вида двигателей — на 8 и 16 клапанов. Но особенности ДТОЖ, расположения и замены идентичны.

На этих ВАЗ 2110 можно использовать датчик температуры Lusar LS 0101. При на авто установлены два измерителя температуры ОЖ, один возле термостата и он взаимодействует с ЭБУ, второй на радиаторе и передает данные на панель приборов.

Порядок проверке то же, сопротивления при разных температурах указаны в таблице 1.

Режимы работы вентилятора радиатора

Когда включается вентилятор радиатора? Вентилятор радиатора имеет два различных режима работы. В то время как первая ступень работает медленно и непрерывно, вторая ступень работает очень быстро и непродолжительное время.

Статус этого уровня может отличаться в зависимости от марки автомобиля, но в целом уровни следующие.

  • Первый режим включается в диапазоне температур 60-70 градусов. Второй режим, начинает действовать в диапазоне 80-95 градусов, быстро понижая температуру охлаждающей жидкости двигателя с очень высокой скоростью. Затем вентилятор возвращается к своему обычному первому циклу,
  • Вентилятор радиатора, работающий на этой высокой скорости, должен измениться в зависимости от температуры двигателя и прекратить работу в диапазоне от 40 секунд до 2 часов.
  • Если у вас есть вентилятор, который работает дольше этого времени или без остановок, или если он работает даже при очень низких температурах двигателя, это свидетельствует о серьёзных проблемах.

Принимая во внимание вышеупомянутые результаты, выход из строя вентилятора радиатора из-за непрерывной работы может быть слишком рискованным, а результаты могут быть очень дорогостоящими. Поэтому проблему нужно решать, не забывая о ней.

Если вентилятор радиатора работает все время, вы можете задать нам все интересующие вас вопросы, например, в чем причина и как ее решить. Чтобы задать вопрос, вы можете отправить свои вопросы, указав марку и модель автомобиля в разделе комментариев ниже. На задаваемые вопросы мы получаем ответы ежедневно.

Типы устройств, для чего служат

Датчик — прибор несложный. Он состоит из пары клемм и биметаллической (латунь-инвар (сплав железа с никелем)) пластинки.

  • Чтоб кулер заработал, на устройство подается электроток.
  • Оно разогревается.
  • Из-за этого пластинка расширяется.
  • Она замыкает контакты.
  • Далее напряжение подается на обмотку возбуждения в моторчике вентилятора.
  • Лопасти кулера начинают крутиться.

В новейших авто с инжекторными движками за включение датчика отвечает электронный узел, управляющий мотором. Функциями блока являются сбор и обработка данных со всех индикаторов, смонтированных в машине. На базе собранной информации электроника выносит решение, должен ли вентилятор включаться. В старых машинах с карбюраторными моторами монтируются электромеханические датчики, имеющие шкалу температур срабатывания.

Исходя из того, какой тип устройства поставлен, изменяется время включения кулера. Выяснить, при каком режиме температур приспособление срабатывает, можно по маркировкам. Они расположены на корпусе устройства.

Фото диагностики и замены датчика включения вентилятора радиатора

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]