Если двигатель автомобиля перегревается, либо температура тосола не достигает рабочей, возможной причиной этих неисправностей может быть термостат. Разницы при замене термостата на машинах Лада (Гранта, Калина, Приора, Веста, Ларгус, Нива или XRAY) с 8 и 16 клапанными двигателями нет, все действия выполняются аналогично.
Потребуется: слить охлаждающую жидкость, приготовить плоскую, крестовую отвертки, набор ключей и силиконовый герметик.
Порядок действий:
- Снять корпус воздушного фильтра двигателя, отсоединив от него шланг и разъем с проводами ДМРВ.
- Ослабить все хомуты крепления шлангов термостата (их количество может различаться, в зависимости от модели термостата).
- Снять термостат в сборе, вывернув два винта его крепления и сняв разъем «масса» и разъем с проводами с датчика температуры.
Установка термостата производится в обратной последовательности, предварительно очистив посадочное место от грязи и нанеся герметик. Весь процесс также показан на видео:
Напомним, перед установкой термостата его лучше проверить. Если проблема оказалась не в нем, выполните проверку системы охлаждения по схеме.
Как известно, современные автомобили используют для охлаждения силовой установки специальную жидкость. Универсальность подобного варианта позволяет параллельно обеспечивать также и обогрев салона в зимний период.
Для того чтобы эта система работала надлежащим образом, в ней устанавливают также специальное устройство именуемое – термостатом. По-другому его еще называют регулятором температуры ОЖ. Одна из его функций – способствовать скорейшему разогреву мотора и поддерживать его в необходимом состоянии.
В настоящей статье мы расскажем о том, как проводится переделка термостата автомашины Гранта на более высокий порог срабатывания (92 градуса). Кроме того, поведаем и о принципе работы этого устройства, и о возможных неполадках, возникающих в нем.
Что он из себя представляет?
Это часть, играющая большую роль в подаче охлаждающей жидкости для того, чтобы двигатель не перегревался, не нарушалась основная его функция. В холодное время года из-за внешних факторов поверхность машины охлаждается до очень низких показателей. На помощь приходит термостат: он нормализует ее, закрывая створку клапана, позволяет температуре подняться до назначенного уровня.
8-клапанная Lada Калина оснащена контроллером ОЖ, который не является электронным. Агрегат работает на законах физики. Эти условия упрощают задачу автолюбителям, ведь не для всех владельцев авто понятен принцип работы электроники в машине.
Понять функционал и схему работы прибора легко — внутри находится термочувствительная часть, которая срабатывает при нагревании, начиная постепенно плавиться. Этот процесс провоцирует открытие заслонки клапана, через который охлаждающая жидкость попадает на большой круг.
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Василий: полтора года активно эксплуатирую машину, нареканий нет, система охлаждения работает стабильно. Несколько раз доливал антифриз, так как уровень был ниже среднего, но это не столь критично. |
2. | Геннадий: после покупки машины с салона сразу слил родной тосол, залил импортный антифриз. Отопитель работает на полную мощность, в салоне всегда тепло, двигатель не перегревается. |
3. | Владлен: на 45000 км лопнул резиновый патрубок подачи жидкости, заменил новым. В сервисный центр не обращался, справился самостоятельно. |
4. | Кирилл: за два года использования машины глобальных поломок не было, а малозначащие устранял своими силами без помощи СТО. |
5. | Дмитрий: на 50000 км заменил все родные хомуты на патрубках системы охлаждения, так как старые утратили герметичность, жидкость начала протекать. К печному отопителю замечаний нет. |
6. | Денис: пробег 85000 км, только сейчас заменил термостат новым. Считаю, что ресурс более чем достаточный, как для отечественного автомобиля. |
7. | Иван: за три года один раз заменил антифриз новым, поменял уплотнительную резинку на корпусе. Качеством изготовления доволен, особых нареканий нет. |
Отрицательные | |
1. | Виктор: детали низкого качества изготовления, на 45000 км заменил термостат новым, прежний заклинил. Тосол не циркулировал по большому кругу из-за неисправности. |
2. | Иван: у меня регулятор прослужил полтора года, после чего заклинила пружина. Считаю, что ресурс слишком маленький, даже для отечественного автомобиля. |
3. | Владимир: год прошел с момента покупки машины, а я уже жалею о приобретении. Сырая сборка, много недоработок, которые изготовитель не устраняет. |
Регулировка нового термостата
Замена терморегулятора ВАЗ-2107
Сначала с остывшего двигателя сливают тосол. Шлицевой отверткой, имеющей тонкое лезвие, или круглогубцами ослабляют хомут, крепящий к патрубку терморегулятора шланг, подводящий тосол от радиатора. Отсоединяют этот шланг.
Крестообразной отверткой или торцовым ключом на 8 мм производят ослабление хомутов, крепящих шланги к патрубкам блока цилиндров и насоса. Снимают терморегулятор вместе с шлангами.
Отсоединяют от патрубков термостата шланги и надевают их на новый терморегулятор. Вместо стоявших на шлангах ленточных одевают червячные хомуты, не затягивая их.
Нижний патрубок терморегулятора подсоединяют к шлангу от радиатора. Подсоединяют остальные шланги. Все хомуты затягивают. Заливают охлаждающую жидкость. Запускают двигатель и проверяют отсутствие подтеканий тосола и работу нового термостата.
Главная →
Устройство → Система охлаждения, обогрева и вентиляции → Термостат →
Назначение термостата на ВАЗ 2106
Термостат должен контролировать степень нагрева охлаждающей жидкости и своевременно реагировать, когда температура антифриза станет слишком высокой или, наоборот, — слишком низкой.
Устройство может направлять охлаждающую жидкость либо по малому, либо по большому кругу охлаждения, тем самым предотвращая перегрев двигателя, или, наоборот, помогая ему быстро разогреться после длительного простоя. Всё это делает термостат важнейшим элементом системы охлаждения ВАЗ 2106.
Расположение термостата
Термостат в ВАЗ 2106 находится справа от мотора, там, где расположены патрубки для вывода охлаждающей жидкости из главного радиатора. Чтобы увидеть термостат, достаточно просто открыть капот автомобиля. Удобное расположение этой детали является большим плюсом, когда возникает необходимость её замены.
Принцип работы
Как уже было сказано выше, главной задачей термостата является поддержание температуры двигателя в заданных пределах. Когда двигателю нужно разогреться, термостат блокирует главный радиатор до тех пор, пока мотор не выйдет на оптимальный температурный режим. Эта простая мера позволяет значительно продлить срок службы двигателя и снизить износ его узлов. В термостате есть главный клапан. Когда охлаждающая жидкость достигает температуры в 70 °C, клапан открывается (здесь же следует отметить, что температура открытия главного клапана может быть и выше — до 90 °C, а зависит это как от конструкции термостата, так и от термического наполнителя, который в нём используется).
Вторым важным элементом термостата является специальный компрессионный цилиндр, изготовленный из латуни, внутри которого находится небольшой кусочек технического воска. Когда антифриз в системе разогревается до 80 °C, воск в цилиндре расплавляется. Расширяясь, он давит на длинный шток, соединённый с главным клапаном термостата. Шток выдвигается из цилиндра и открывает клапан. А когда антифриз остывает, воск в цилиндре начинает твердеть, а его коэффициент расширения снижается. В результате давление на шток ослабевает и термостатный клапан закрывается.
Под открытием клапана здесь подразумевается смещение его створки всего лишь на 0,1 мм. Это начальная величина открытия, которая последовательно увеличивается на 0,1 мм при подъёме температуры антифриза на два-три градуса. Когда температура охлаждающей жидкости повысится на 20 °C, клапан термостата открывается полностью. Температура полного открытия может варьироваться в пределах от 90 до 102 °C в зависимости от производителя и конструкции термостата.
Общая информация
Бывают одноклапанные, двухступенчатые и двухклапанные термостаты, а также устройства с электронным управлением. На Гранте установлены термостаты Luzar LT0191 и Luzar LT0190 (стоимость от 450 рублей за первый и от 800 рублей за второй), FENOX TS034E7 (стоимость от 800 рублей), ВАЗ-2123 (артикул 2123-1306010, стоимость — от 650 руб.). Стоит упомянуть такие устройства, как ВОРОТА ВАЗ-2101 (артикул ТН14580, стоимость — от 350 руб.), ВОРОТА ВАЗ-2121 (артикул ТН15380, ориентировочная стоимость — от 500 руб.), ВАЗ-2110 (артикул 21082-1306010, стоимость — от 600 руб) и другие устройства. Они расположены между двигателем и радиатором, но обязательно стоит учесть, что есть различия в расположении термостатов на Грантах с восьми- и шестнадцатиклапанными двигателями.
Их основная задача — не допустить движения антифриза через радиатор до того момента, когда двигатель автомобиля прогреется до требуемых температур. В результате, если двигатель автомобиля не нагревается, охлаждающая жидкость (охлаждающая жидкость) не перемещается по большому кругу. Обычно термостат срабатывает при достижении двигателем температуры 80-95 ° C. Помимо прочего, термостат помогает снизить количество вредных выбросов, попадающих в атмосферу, и минимизировать износ двигателя.
Термоэлемент внутри устройства выполнен из латуни, имеет цилиндрическую форму и заполнен искусственным воском. Когда двигатель достигает температуры около 82 ° C, это вещество начинает плавиться, вызывая его расширение. При этом клапан приводится в движение, открывается, после чего по радиатору автомобиля начинает циркулировать антифриз. Выключение двигателя приводит к затвердеванию парафина внутри термостата и закрывает заслонку.
Ниже мы более подробно расскажем о возможных неисправностях термостатов, дадим инструкции по их замене и проверке, а также поделимся методикой доработки и обновления этой детали, позволяющей повысить ее порог срабатывания до 92С.
Проверка в домашних условиях
Иногда электродвигатель включается слишком поздно, когда температура антифриза уже высока. Это может быть вызвано неисправностью клапана в крышке радиатора или нештатными параметрами датчика включения. Проверить температуру срабатывания прибора, можно дома, с помощью мультиметра и термометра.
После отключения электрического разъема, датчик выкручивается ключом. Для исключения ожогов, снимать прибор нужно только с холодного двигателя, предварительно слив антифриз. При обратной установке, желательно использовать новую уплотнительную медную шайбу и не прикладывать слишком больших усилий при затяжке.
Температура включения выгравирована на торце, она может быть от 92 до 95 градусов. Для проверки, надо подсоединить мультиметр в режиме измерения сопротивления и погрузить резьбовую часть в емкость с водой.
Нагревая воду и следя за показаниями мультиметра, регистрируем по термометру момент включения, а при остывании температуру выключения. Стандартно это 92 и 87 градусов, при значительных отклонениях, особенно критично позднее срабатывание, прибор требует замены.
Для улучшения охлаждения, возможна установка двойного вентилятора от «Нивы». Существуют две модификации для размещения: после радиатора или перед ним.
На ВАЗ 2110, можно установить с минимальными доработками креплений по месту, любой из вариантов. При параллельном включении электродвигателей, потребляемый ток возрастает до 40 ампер, что требует замены проводки.
Следите за температурой двигателя. Если поздно заметить перегрев, то кроме закипания антифриза и вынужденной остановки возможны и более тяжелые последствия: деформация головки блока цилиндров, заклинивание распределительного вала. При дефектах в работе вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2110 неисправности можно диагностировать самостоятельно, проверив термостат, электродвигатель, реле, датчик включения.
Источники
- https://aveni-r.ru/datchik-temperatury-vaz-21083-skhema.html
- https://vazweb.ru/desyatka/ohlazhdenie/datchik-vklyucheniya-ventilyatora.html
Как работает
Конкретно в Гранте термостат располагается между силовой установкой и радиатором. Основным заданием рассматриваемого узла является препятствование циркуляции тосола до того момента, пока мотор не нагреется до нужной температуры. Если двигатель остается холодным – движение ОЖ не производится.
В идеале термостат срабатывает после того как температура силовой установки достигает 80-95 градусов. Все это позволяет, в числе прочего, обеспечить снижение объемов вредных для окружающей среды выхлопов и минимизировать износ мотора.
Кстати, проверить работоспособность термостата сравнительно нетрудно. Его нужно поместить в емкость с кипятком. Если элемент исправен – его клапан приоткроется приблизительно на 20 миллиметров.
Lada 2107 Uzi › Logbook › Замена термостата и патрубков системы охлаждения
Всем привет. Заменить патрубки вообще хотел через пару месяцев как минимум.
Началось с того, что, начала плохо идти зарядка. То идёт, то на белую падает стрелка. В прошлое воскресенье решил залезть да поменять щётки ( почему то был уверен, что они).
Вышел на лайте, снял аккум, смотрю, а генератор влажный. Трогаю предпусковой котел, а по нему тосол бежит. Даже не расстроился, серьезно.
Начал искать, где в НСК, в воскресенье, в 4 часа дня можно достать именно силиконовые патрубки.
Обошел все магазы в округе. Или под заказ, ну или просто нет.
Вспомнил, что недавно на магазин наткнулся, где тюнячки разные на жиги. Позвонил. -Есть? -Есть! Собрался, поехал. Взял новые хомуты, герметик, и патрубки, соответственно.
Как раз, за пару дней до этого кран новый взял, старый припотел немного, и стал тупо разрушаться уже. Когда потрогаешь, крошки от сплава остаются на пальцах. По качеству очень понравился. Открывается максимально легко, особо усилий не нужно.
За воскресенье я успел всего лишь слить тосол, снять патрубки, снять генератор.
С понедельника, я каждый, мать его, грёбаный вечер, до 23-00 пропадал в машине. С 8 до 18 на работе, сразу после чиниться.
Да, как я и подозревал, щетки износились очень сильно. Просто жесть. На фото одной вообще нет. Она есть, нажал на нее, и она ушла внутрь, насовсем…Размером была около четверти от той, которая пока была на месте.
Про ремонт генератора я сделаю другой пост, потому что проблемы с ним ещё не закончились. Там полная жесть…)
Дико ненавижу копаться с печкой и бородой. Хер подлезешь, ломаешь руку в 10 местах, что бы открутить Чертов болтик или гайку. Но ведь нужно делать.Поставил кран, ничего особенного, дело привычное, но бесячее.
И только в четверг дошли руки до патрубков. Пока шел с работы до дома, поразмышлял, менять, так все. Докупил до кучи термостат. В последнее время очень долго гудел вентелятор, и часто включался.
Один патрубок пришлось подрезать, подгонять, все получилось гуд
Обезжирил, нанес герметик, выдержал, поставил, затянул. Ничего особенного)
Выглядит поинтереснее гораздо. Изменений нет никаких. Надеюсь на то, что будут жить они долго и счастливо, без всего вот этого.
PRICE:Патрубки 1490рТермостат 450рГерметик с хомутами около 500 рэ
Поменял щетки, называется)
Сейчас проблема с генератором, то ли от качества запчастей, то ли рук кривых. Сделаю отдельный пост, как разберусь с этим.
P.S До этого писал, что воет редуктор. Снял, нашел через знакомого мужчину, очень хорошего специалиста. Человек в свое время занимался автогонками, была своя команда от завода. Всю молодость крутили железо. В нем прям уверен. Все рассказал, объяснил. Редуктор сняли, увезли к нему. Он мне дал на время ремонта подмену.
Источник
Несколько важных советов
Перед тем как выполнять замену интересующего нас элемента, специалисты советуют дать двигателю полностью остыть после эксплуатации. А после того как старый термостат был демонтирован, обязательно следует проверить новое устройство на исправность. Делается это так:
- опускаете термостат в воду, нагретую до температуры около 80 градусов;
- поднимаете температуру воды еще градусов на 10 (при этом нужно помешивать жидкость);
- наблюдаете за «поведением» нового устройства: если замечаете, что из силиконового элемента начинается выдвижение штока, это означает, что термостат является работоспособным.
И не забудьте по окончании работ налить в охлаждающую систему (в бачок) жидкость.
Главная →
Обслуживание и Ремонт → Ремонт →
Термостаты Гейтс и Феби
Термостаты Рено Логан представлены двумя разными и «febi».
Первым рассмотрим на видео изделие :
Как видно на видео, температура его открытия составляет 88 градусов Цельсия.
Температура срабатывания термоэлемента «febi» — 89 градусов, это на один градус выше.
При грубом определении диаметра изделий, с помощью обычной школьной линейки находим, что диаметр термостата «gates» составляет примерно — 48 мм, а «febi» — 50 мм. Как видно из измерений изделия имеют различный наружный диаметр. Соответственно разный диаметр и у резиновых уплотняющих прокладок.
Резиновые прокладки термоэлементов
Внешне резиновые прокладки также различаются. Так прокладка «gates» прямоугольного сечения, а овальная.
Также на видео представлена и резиновая прокладка RENAULT, фирмы CORTECO (023603H). Прокладка предлагается как ремонтная. Попробуем её совместить с нашими изделиями.
Как видно из видео прокладка внешне нормально подошла к термостату от . Однако, если её сжать по диаметру, то в одном месте появляется «лишний» кусок прокладки, в виде щели. Это «говорит» о том, что после установки термостата в эту щель будет перепускаться антифриз.
Затем устанавливаем резиновую прокладку на второе изделие. Сразу заметно, прокладка велика для «febi» и термостат не будет правильно срабатывать, потому что охлаждающая жидкость будет свободно проходить мимо прокладки.
При установке «родных» прокладок из комплекта термостатов, они садятся плотно, без каких-либо щелей.
Изделия «gates», с наружным диаметром 48 мм не подойдёт на Логан российской сборки, так как там установлен термостат с наружным диаметром 50 мм.
Как проверяется исправность термостата
Чтобы проверить исправность термостата ВАЗ-2112 16-ти клапанов, следует сделать следующее:
- завести машину и прогреть ее до нужной температуры;
- открыть автомобильный капот и осмотреть внешний вид патрубка;
- если термостат исправный, то патрубок будет теплым на ощупь.
В ином случае, то есть если температура патрубка не будет теплой, замена термостата потребуется незамедлительно.
В обычных домашних условиях проверить деталь на исправность можно и другим способом. Для этого следует подготовить емкость с жидкостью, в которую помещают термостат. Сосуд нагревают на газовой горелке, смотрят на температурные показатели и контролируют, в какой момент начнет открываться деталь.
Следует отметить, что в рабочем положении исправный элемент, контролирующий нагрев двигателя, должен открываться при температуре 88 градусов. Как только в двигателе поднимается температура до этого показателя, крышка открывается, и охлаждающее вещество начинает движение по большому кругу. Благодаря этому автомобиль ВАЗ-2112 не перегревается, он продолжит нормально функционировать на любых оборотах.
Именно замена на новую деталь поможет возобновить надлежащую работу двигателя, предотвратит его сильное нагревание.
Последовательность действий
- Помещаем машину на платформу с небольшим уклоном назад.
- Отвинчиваем 8 болтов по периметру защиты поддона картера, демонтируем ее.
- Выкручиваем пробку расширительного бачка, удаляем вакуум.
- Выкручиваем сливную пробку, стачиваем в емкость отработку антифриза. Всего 2.7 – 3.0 литра. При условии чистоты консистенции, ее можно использовать повторно.
Стачиваем в емкость отработку - Ослабляем стяжки хомутов, снимаем два резиновых патрубка со штуцеров регулятора.
Два резиновых патрубка - Отсоединяем минусовую клемму, выкручиваем две гайки, фиксирующие корпус регулятора к блоку цилиндров.
- Выкручиваем винты крышки, извлекаем ее.
- Плоскогубцами утапливаем металлическую пружину, извлекаем пластину – клапан из полости регулятора.
- Проводим дефектовку элементов, оцениваем их состояние. Заменяем изношенные элементы новыми.
- Собираем механизм системы охлаждения в обратной последовательности. Предварительно наносим герметик на фланцы для предотвращения утечки жидкости.
Водителю на заметку! Проверить исправность прежнего термостата можно следующим способом: положить его в емкость с водой, подогревать на медленном огне. При достижении 85 – 90°С шток должен перемещаться вверх, имитируя открытия клапана.
Проверка датчика
Проверка работоспособности данного датчика не является сложной. Но перед тем как произвести ее, желательно проверить целостность проводки, идущей к нему. Можно также проверить напряжение, идущее от блока управления. Для этого с датчика нужно отсоединить фишку с проводами и подсоединить ее к вольтметру. После этого запустить двигатель и замерять значение подающегося на датчик напряжения, оно должно соответствовать 5 В. Если напряжение в норме, проверяют датчик на сопротивление.
Для снятия, проверки и замены датчика понадобится не так уж и много:
- Ключ на 19;
- Мультиметр;
- Емкость для слива охлаждающей жидкости;
- Электрочайник;
- Термометр;
Перед снятием элемента нужно частично слить жидкость с системы. Всю сливать необязательно, поскольку он находится в верхней части двигателя, достаточно слить до уровня ниже положения датчика.
Затем от датчика отсоединяется фишка с проводкой. Ключом на 19 он выворачивается из своего посадочного места.
Видео: Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверяют датчик при помощи электрочайника с термометром и мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления. Проверить можно двумя способами.
- При первом способе погружают рабочую часть датчика в электрочайник с холодной водой, туда же помещается и термометр. Использовать можно только электронный термометр, способный замерять высокие температуры. К самому датчику подсоединяется мультиметр и электрочайник включается в сеть. При повышении температуры воды, сопротивление датчика будет падать. Так, при температуре воды в +15 С, сопротивление должно составлять 4450 Ом. При +40 С показания мультиметра должны составлять 1459 Ом. Нагревать воду нужно до температуры в 100 С. При таком значении сопротивление минимальным — 177 Ом. Если значения отличаются, значит, датчик подает некорректную информацию.
- Второй способ подойдет в случае, если нет термометра. Для проведения замеров сопротивления датчик погружают в воду уже после ее закипания. При этом температура воды будет приближаться к 100 С, примерно 95-97 град. Этого вполне достаточно для проведения замеров. После опускания рабочей части датчика на нем сопротивление, которое должно быть немного больше 177 Ом. Если разница большая, датчик неисправен.
Признаки поломки
Однако термостат относится к довольно простому элементу и не застрахован от сбоев. Обычно после запуска холодного двигателя нижний шланг, идущий от радиатора, не нагревается в течение некоторого времени, но после того, как температура охлаждающей жидкости превышает 85 ° C (± 2 ° C), он начинает быстро нагреваться (при условии, что термостат включен полностью в рабочем состоянии). Именно этот аспект точно укажет автовладельцу момент начала циркуляции охлаждающей жидкости.
В тех случаях, когда клапан не открывается, охлаждающая жидкость перестает циркулировать, и двигатель начинает перегреваться. Перегрев также вызывает неполное открытие клапана. С другой стороны, задержка закрытия клапана создает условия для более длительного прогрева двигателя, особенно в холодное время года.
Как правило, поломка термостата спровоцирована следующими причинами:
- нестабильный двигатель (тройное действие часто приводит к повреждению клапана);
- износ резинового уплотнения;
- коррозия (что является самой частой причиной поломок);
- антифриз попадает в термостат;
- происходит вытекание воска из аппарата;
- клапан механически поврежден.
Чаще всего неисправность термостата приводит к невозможности дальнейшего движения в автомобиле, в связи с чем неисправную деталь необходимо немедленно заменить.
Устройство и функциональные свойства
Материалами для изготовления деталей корпуса и начинки термостата автомобиля ВАЗ 2106 являются латунь и медь. Рабочий процесс термостата происходит следующим образом:
- В цилиндре устройства помещен шарообразный кусок воска, который начинает расплавляться при достижении двигателем температурной отметки в 82 °С.
- Обладая существенным коэффициентом расширения, воск начинает давить на конец штока, соединенный с впускным клапаном.
- При открытии клапана охлаждающая жидкость начинает циркулировать по теплоотводящим магистралям двигателя, охлаждая его.
- При снижении температуры воск начинает затвердевать и сжиматься, что приводит к снижению давления на шток, который под действием возвратной пружины возвращается на место.
Проблемы с термостатом возникают при эксплуатации двигателя в некорректных режимах работы: частых перегревах, длительной езде при гипертермии мотора или механической деформации терморегулирующего устройства.
В случае заклинивания клапана в закрытом положении, возникает сильный перегрев силовой установки даже при отрицательной температуре окружающей среды. При частично открываемом клапане все равно происходит перегрев, однако в условиях щадящего режима работы это не приведет к закипанию двигателя.
Проверка термостата (ваз 2101-2107)»
термостат
Белмаг, для жигулей, Tсраб=85 град. Проверка работы клапанов без контроля температуры. В конце…
При условии, когда отсекающий клапан автомобильного термостата находится в положении полного открытия, двигатель не может прогреться до температуры, которая необходима для нормальной работы. В этом случае увеличивается износ деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, не достигается необходимой степени расширения цилиндропоршневой группы, что приводит к недостаточной герметизации камеры сгорания и снижению степени компрессии.
Как заменить термостат ЛАДА “Гранта” 8-ми и 16-ти клапанная
Термостат “Гранты” — ключевая деталь системы охлаждения двигателя. обеспечивающая оптимальную температуру охлаждающей жидкости и самого силового агрегата. Неисправности термостата могут привести к перегреву и поломке мотора автомобиля, поэтому владельцам желательно знать как проверить и заменить термостат ЛАДА “Гранта”.
Особенности системы охлаждения ЛАДА “Гранта”
Как и в предыдущих моделях ЛАДА, по достижению определенной температуры термостат переключает поток охлаждающей жидкости с малого на большой контур. В малый контур входят:
- водяная рубашка цилиндров;
- помпа;
- отопитель салона.
Отличие в том, что радиатор отопителя включен в малый контур последовательно, а не параллельно. Это заставляет всю охлаждающую жидкость проходить через него, улучшая прогрев салона. Температура открытия термостата — 85 градусов. По достижению этой отметки клапан открывается и жидкость начинает циркулировать по большому контуру, в который.
помимо элементов малого контура, входит радиатор охлаждения. Достоинство модернизированной системы охлаждения в том, что антифриз из рубашки двигателя попадает непосредственно на термоэлемент термостата, не смешиваясь в его корпусе. Это позволяет элементу реагировать на реальную температуру двигателя, открываясь вовремя и исключая перегрев.
Завод-изготовитель установил допустимый диапазон открытия термостата 85士7 градуса. То есть он может открываться и при 78, и при 93 градусах. Согласно официальному письму производителя, разосланного дилерам, рабочая температура двигателя “Гранта” может быть на 10 градусов ниже, чем у предшествующих моделей ВАЗ. Это не говорит о “недогреве” мотора и не ведет к увеличению расхода топлива, ухудшению смазки и снижению моторесурса. Однако владельцы ЛАДА “Гранта” нередко меняют термостат на новый, с температурой открытия ближе к 90 градусам или дорабатывают штатный термостат, меняя тепловой элемент.
Когда необходима замена термостата ЛАДА “Гранта”
Менять термостат следует, если он не перекрывает большой контур даже при горячем двигателе или открывается при температуре выше 92 градусов. В первом случае двигатель недостаточно прогревается, что ухудшает сгорание воздушно-топливной смеси и циркуляцию масло по маслоканалам. При позднем открытии в лучшем случае часто включается вентилятор охлаждения, в худшем — выходят из строя подшипники коленвала или деформируется головка двигателя, что требует сложного дорогостоящего ремонта. Конструкция термостата ЛАДА “Гранта” не предусматривает его ремонта, поэтому вышедшую из строя деталь необходимо заменить новой.
Убедиться в работоспособности термостата без его демонтажа с автомобиля можно, пощупав температуру патрубков большого контура охлаждения или низ радиатора. Пока двигатель не прогреется до рабочей температуры, они должны быть холодными. После прогрева двигателя термостат открывается и элементы большого контура должны нагреться.
Как поменять термостат ЛАДА “Гранта”
На ЛАДА “Гранта” устанавливаются силовые агрегаты с 6 и 8 клапанами ГРМ. Расположение термостата в этих моделях отличается, соответственно, процедура замены также имеет отличия.
Для замены термостата на восьмиклапанной версии “Гранты” необходимы:
- крестообразная отвертка;
- торцовые ключи на 10 и13;
- крестовая отвертка;
- ключ Т30;
- емкость для охлаждающей жидкости.
Замена термостата ЛАДА “Гранта” (8 клапанная) выполняется так:
- установить ЛАДА “Гранта” на площадку, имеющую уклон так, чтоб передняя часть оказалась выше задней;
- открутить болты крепления защиты двигателя и снять ее;
- подставить под радиатор емкость для охлаждающей жидкости;
- снять крышку, закрывающую расширительный бачок;
- выкрутить пробку сливного отверстия на радиаторе;
- слить охлаждающую жидкость в емкость;
- закрутить пробку сливного отверстия на радиаторе;
- отжать фиксатор и отстыковать колодку проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости;
- ослабить хомут, фиксирующий задний шланг на патрубке крышки термостата;
- снять шланг с патрубка;
- ослабить хомут, фиксирующий передний шланг на патрубке крышки термостата;
- снять передний шланг с патрубка;
- открутить гайку, удерживающую провод “массы” на шпильке крепления термостата;
- снять со шпильки шайбу и наконечник провода “массы”;
- открутить две гайки, крепящие термостат к двигателю, снять и отложить шайбы;
- стянуть корпус термостата со шпилек;
- снять уплотнительную прокладку термостата;
Важно: при снятии или замене термостата уплотнительная прокладка подлежит обязательной замене на новую!
- открутить три болта, удерживающие крышку термостата;
- снять крышку;
- отжать фиксирующую пластину термостата, преодолевая сопротивления пружины;
- повернуть пластину, вывести ее из пазов и вытащить;
- извлечь пружину;
- вытащить термостат из корпуса.
Новый термостат устанавливается в корпус на место старого, дальнейшие операции следует производить в порядке, обратном снятию детали.
Совет: перед установкой шлангов на патрубки следует смазать последние тонким слоем герметика, это предотвратит возможную утечку охлаждающей жидкости.
После установки термостата необходимо заполнить систему охлаждения антифризом (охлаждающей жидкостью), завести и прогреть двигатель, проследив, чтоб из контуров охлаждения удалились воздушные пробки.
Для замены термостата на шестнадцатиклапанной версии “Гранты”, понадобятся:
- крестовая отвертка;
- ключ на 10;
- шестигранный ключ на 5;
- емкость для охлаждающей жидкости.
Автомобиль необходимо разместить на ровной площадке, желательно с небольшим уклоном, чтоб передняя часть была приподнята относительно задней. Перед заменой термостата следует слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого необходимо снять защиту двигателя, открыть крышку расширительного бачка, подставить под радиатор емкость для охлаждающей жидкости и слить последнюю, открутив пробку сливного отверстия радиатора. После того, как жидкость слита, можно закрутить пробку сливного отверстия и приступать к замене термостата. Снятие термостата ЛАДА “Гранта” (16 клапанов) выполняется так:
- ослабить хомуты шлангов, подводящих охлаждающую жидкость к крышке термостата;
- отстыковать шланги от крышки термостата;
- выкрутить болты крепления крышки термостата;
- извлечь крышку термостата с посадочного места;
- снять уплотнительное кольцо из паза в крышке термостата (его необходимо заменить новым);
- утопить и провернуть пластину, фиксирующую термостат в крышке;
- вытащить пластину и термостат из крышки.
Проверка термостата
Описанные выше проблемы могут появиться в любой момент. Во избежание перегрева двигателя и его повреждения необходимо знать, как проверить термостат прямо на автомобиле и после его демонтажа в домашних условиях.
Важно знать, что после пуска двигателя термостат еще закрыт и ОЖ идет по малому контуру (через рубашку охлаждения и печку). Это позволяет силовому агрегату быстрей набрать нужную температуру. Как только требуемый уровень достигнут, происходит открытие клапана и пропуск ОЖ через основной радиатор
Как только требуемый уровень достигнут, происходит открытие клапана и пропуск ОЖ через основной радиатор.
Понимание данного принципа очень важно в процессе проверки термостата. Поэтому предлагаем вам ознакомиться со схемой. Поэтому предлагаем вам ознакомиться со схемой
Поэтому предлагаем вам ознакомиться со схемой.
Рассмотрим два варианта диагностики.
Без демонтажа
Проще всего — не снимать узел, а выполнить проверки прямо на автомобиле. Главное условие — холодный двигатель.
Процесс диагностики начинается с пуска силового узла и его прогрева в течение 2-3 минут на ХХ.
Этого времени недостаточно, чтобы мотор прогрелся и ОЖ пошла по большому кругу, поэтому радиатор пока не подключен к общей системе охлаждения.
Дабы проверить, что система работает корректно, прикасайтесь рукой к патрубку, который подходит к верху основного радиатора.
Патрубок должен быть холодным, что сигнализирует о прохождении ОЖ по малому кругу (только через двигатель и печку).
Следовательно, клапан проверяемого устройства находится в закрытом положении (на данном этапе так и должно быть).
Продолжайте наблюдать за работой системы охлаждения двигателя. Как только ОЖ прогревается до 90 градусов Цельсия (можно контролировать по датчику), касайтесь подводящего патрубка. Термостат в этот момент должен быть открыт.
При этом ОЖ направляется по максимальному кругу (с охватом радиатора). В такой ситуации патрубок, который отходит от радиатора, будет хорошо прогрет.
К слову, горячим будет и нижняя трубка системы охлаждения, отходящая от радиатора.
Если описанное выше условие не выполняется, то можно говорить о поломке термостата и неправильном его срабатывании (к примеру, клапан могло заклинить). В такой ситуации нужно его проверить и при необходимости заменить.
Возможен и второй вариант, когда после пуска двигателя подходящая к радиатору трубка прогревается почти сразу.
Одна из причин — заклинивание клапана в открытой позиции и, как следствие, движение ОЖ сразу по большому кругу.
Результат в данном случае очевиден — силовой агрегат будет работать не в штатному режиме из-за невозможности выхода на нормальный температурный режим.
Подобная неисправность не опасна для двигателя, но может привести к росту потребления топлива.
Возможны ситуации, когда клапан «зависает» в срединном положении, то есть не закрывается и не открывается в полной мере. Диагностируется проблема по долгому прогреву силового узла.
Определить неисправность в «полевых» условиях сложнее.
Проверку термостата, в таком случае, можно провести только путем его демонтажа.
Проверка работоспособности термостата со снятием
Если определить поломку без демонтажа не удается, то действуйте следующим образом:
- сливайте антифриз в заблаговременно подготовленную емкость. При этом сначала устанавливайте сосуд, а после выкручивайте пробку для слива. Чтобы ускорить процесс выхода ОЖ откручивайте пробку на расширительном бачке;
- если такой пробки нет, то ставьте емкость под нижнюю часть патрубка радиатора. послабляйте хомут, который удерживает трубку на радиаторе, и демонтируйте сам патрубок. Дождитесь полного слива ОЖ в емкость, после чего приступайте к демонтажу термостата;
- демонтируйте отходящий патрубок;
- берите термостат и отправляйтесь на кухню. Там вам понадобится печка, кастрюля (или любая другая емкость из металла) и вода. Наливайте жидкость и ставьте кастрюлю греться. После кладите узел в воду таким образом, чтобы корпусная часть не прикасалась к стенкам самой емкости;
- устанавливайте специальный термометр в воду и следите за изменением его показаний, а также действиями самого клапана;
- как только нужная температура достигнута, узел должен сработать и открыться. Это возможно, благодаря четкому срабатыванию рабочего вещества устройства (искусственного воска). В случае прогрева воск расширяется и позволяет клапану сработать. Если при нужной температуре он так и не сработал, то можно делать выводы о непригодности всего узла (про температуру срабатывания мы поговорим ниже);
- доставайте термостат из воды и дайте ему охладиться. Если узел ранее сработал, то через время должен закрыться. Снова-таки, если этого не произошло, то его необходимо менять.
Термостат. Замена термоэлемента на «Behr» 87гр. (1ч.) — Лада Гранта, 1.6 л., 2015 года на DRIVE2
Начало.
С начала покупки Гранты при движении на скорости температура двигателя держалась всё время 79-80 гр.
Иногда даже показывалось значение 78 гр. Правда, только на несколько секунд. Многие грантоводы подтверждают такую постоянно низкую температуру работы термостата.
Такая температура действительно слишком низкая.Расход топлива при постоянно пониженной рабочей температуре двигателя будет немного выше нормы: например, бортовой компьютер будет считать, что двигатель недостаточно прогрет и нужно топливную смесь делать побогаче.
Это не очень критично для двигателя, но для его штатной эффективной работы требуется более высокий постоянный температурный режим.И лучше, конечно, чтобы без таких значительных бросков, как постоянные изменения температуры в достаточно большой амплитуде: фактически от 79 до 102 градусов.В пробке, при полном прогреве, температура постоянно переваливала аж за сотню.
И только при 102 градусах включался вентилятор охлаждения радиатора, который отключался при 98-ми гр.
- И так – по кругу, пока не разгонимся: 102 — 98, 102 — 98.
Полный размер
Корпус термостата а/м Лада Гранта
Читал разные рецепты грантоводов по замене термостата для исправления ситуации. Но термоэлементы разных фирм частенько сильно отличаются друг от друга по основным внешним габаритам.
Например, термоэлементы, имеющие больший, чем требуется, диаметр своей запорной тарелки, или меньший диаметр упорного штока, и его меньшую длину, чем нужно.
И так.
На Гранте с завода в корпусе термостата установлен термоэлемент на 85 градусов, с характерными продольными углублениями по корпусу.
Полный размер
Термоэлемент «BEHR» на 85гр.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —«Компания Behr Thermot-tronik GmbH (BTT) является стопроцентной дочерней компанией MAHLE Behr GmbH & Co. KG, а в структуре концерна MAHLE представляет собой подразделение, занимающееся термостатами и клапанами».
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Анализ вопроса: (85±8,3) ºС = от 77ºС до 93ºС.
Вообще сильно удивляло, почему термостат, рассчитанный на 85гр., держит только 79-80гр. И у многих такая ситуация.
- (вот, например, интересная статья в интернете: carfrance.ru/kakaya-raboc…o-dvigatelya-lada-granta/)
- Бред ведь полный.
Когда я обратился с соответствующим вопросом к официальному дилеру, где покупал машину, то инженер по гарантии, специально сходив в рем.зону к технарям, вернулся от них с ответом:«Всё соответствует техническим требованиям, отражённым в «Методическом материале по системе охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Лада Калина FL (2192, 2194)».То же самое сказано и в «Информационном письме дилерам АвтоВаз» — о режиме работы термостата Гранты (не дословно):»… Считается нормальным, если диапазон температур работы термостата не превышает 8,3 градуса в обе стороны от заявленного значения термостата… ».То есть, если штатный термостат на 85гр. будет держать любую температуру в диапазоне от 76,7гр. до 93,3гр., то это не будет считаться неисправностью.Сотрудник центра даже настойчиво предлагал вынести для меня данное заключение из методического материала в распечатанном виде.Я отказался.
Дальше возникли вопросы: термоэлемент с КАКИМ другим порогом тогда выбрать, вместо 85гр.-?На 87гр-? Или на 92гр.-? И какой фирмы-?Например:
GATES TH27188G1
GATES TH00391G2TX 4 87DTX 4 92D
VERNET TH4898.87J
VERNET TH4898.92WAHLER 3017.87D2WAHLER 3017.92D2WAHLER 3091.92DЭто всё перечень тех термостатов, которые рекомендованы владельцами Грант для замены вместо заводского термостата Behr.
Немного пугало то, что если выбрать, например, то же фирмы Behr, то если 85-ый по факту держит 80, даже 79гр. То что: 87-ой будет держать – 82гр.-? А 92-ой даст постоянно всего 87гр.-?А если 92-ой всё таки будет выдерживать свои 92 градуса-?
Тогда двигателю летом, тем более с автоматом, тем более при включённом кондиционере, думаю, будет жарковато.
* WAHLER = Шток сильно короче и уже-! Самый тонкий в диаметре и короткий из всех.Как я понял, обрезиненная тарелка только на 92-ух градусном. Не обрезиненная — на 87-ми градусном. Если бы не шток, то наиболее подходит в качестве заменителя. Многие ставят.
* GATES = Корпус ТЭ чуть меньше в диаметре.Шток короче-! По диаметру – вроде, такой же, как у оригинального.
Тарелка в диаметре меньше на 0.5мм: 28.5мм, чем у оригинального Behr: 29.0мм.
* VERNET = Корпус ТЭ в диаметре ещё меньше на 2,5 мм, чем у GATES.ТЭ одинаковые: что на 87, что на 92гр. Посадка на ТЭ под пружину — уже-!Шток немного тоньше и короче оригинала от Behr.
- Тарелка больше в диметре на 1мм.
- * * *
- Проверка при кипячении.
После изучения мнений и опыта многих грантоводов в их Борт-Журналах, кто и какие термостаты себе ставил, по температуре решил определиться во время предварительной проверки ТЭ при кипячении.
По производителю сделал вывод: надо брать ТЭ «BEHR», так как он такой же по основным параметрам, как и установленный в корпусе термостата Гранты с завода.
Это значит — можно заменить его без серьёзного геморроя и каких-либо рисков.
Полный размер
Термостат «BEHR» на 87 гр.: Knecht / Mahle TX 4 87D.
Термоэлемент «BEHR» на 87 гр.: Knecht/Mahle TX 4 87D, купил без труда.
Полный размер
Термостат «BEHR» на 92 градуса: Knecht / Mahle TX 4 92D.
А вот найти термоэлемент «BEHR» на 92 градуса: Knecht/Mahle TX 4 92D, оказалось не так просто. Выяснилось, что он довольно редкий, видимо, потому что не очень популярный.
Знакомый предоставил для опытов новый оригинальный грантовский корпус термостата в сборе.
Поэтому смог сравнить все три ТЭ: штатный, из этого самого корпуса, что на 85гр. и два приобретённых – на 87гр. и на 92гр.Термостаты на 85-ый и на 87-ой, несмотря ни на что при увеличении температуры показывали примерно одинаковую динамику и величину раскрытия. А вот на 92гр.
приоткрывался на значительно меньший просвет.При кипячении обратил внимание, что термостат продолжает открываться всё больше и больше по мере нагрева жидкости. Чем больше нагрев, тем больше открытие.
По термоэлементу BEHR чётко было видно, что бедный ТЭ продолжал дальше сжимать возвратную пружину ещё в течении секунд 5-8 после того, как вода уже закипела.
Хотя, это и логично: чем выше температура ОЖ, тем больший проход для протока жидкости необходимо открыть, чтобы она успевала охлаждать агрегат.
Возвратная пружина.
Появилась мысль попробовать сменить штатную возвратную пружину на другую, чуть более мягкую.
Такая пружина нашлась: в термостате LUZAR LT0108.
Полный размер
Термостат LUZAR LT0108 перед вскрытием.
Полный размер
Вскрытый термостат LUZAR LT0108.
Пружина из термостата «LUZAR» на удивление оказалась то что искал. Форма та же: коническая.Диаметр прутка: D=2,1мм. (у штатной Бехровской пруток 2,4мм в диаметре). Имеет точно такие же торцевые диаметры, как и у штатной пружины термостата Гранты. На 10мм короче штатной по высоте, и, действительно, чуть более мягкая, чем штатная. То что нужно!
В процессе поиска пружины-заменителя находил так же и пружину из крышки радиатора от классики.Но она слишком мягкая, короткая, да и форму имеет цилиндрическую.
И пружина термостата «Vernet» имеет цилиндрическую форму, и ее диаметр не совпадает ни с широким, ни с узким торцами штатной пружины от «Behr».
В общем, установил Лузаровскую пружину для проверки с 92-ым ТЭ, что бы он начинал движение в свои 92 гр., но дальше, с из-за более мягкой пружиной, раскрывался бы на большее расстояние, открывая антифризу более широкий проход.. . .
Но результат эксперимента меня не устроил((.
Да, теперь 92-ой ТЭ открывался побольше, чем с родной пружиной, но всё равно — значительно меньше, чем 85-ый или 87-ой ТЭ.
И ещё: при этом намного медленнее закрывался(!), что уже очень плохо((!При падении температуры – остывании жидкости в двигателе – термоэлемент не будет успевать во время закрыться, и я понял, что фазы терморегулирования будут на прочь сбиты.
Так как эксперимент с использованием при кипячении Лузаровской пружины был признан неудачным, то вариант с подменой пружины в принципе отпал сам собой.
Knecht/Mahle TX 4 92D или Knecht/Mahle TX 4 87D.
vwts.ru/forum/index.php?showtopic=150802&st=580
Полный размер
Таблица характеристик термостатов «BEHR»
Если верить информации из предоставленной на одном форуме одним его пользователем таблицы по характеристикам именно ТЭ «BEHR»-ов, то по цифре после буквы «S», выбитой на корпусе ТЭ, можно считать,
- что перед нами просто монстр какой-то,
Полный размер
Цифра после буквы S- ! ! !
т.е. на каждый градус увеличения температуры шток выдвигается на 1 мм ! Т.е. – более чувствительный!
Полный размер
Knecht / Mahle TX 4 92D
Оно и логично: придерживает более высокую температуру = 92-а градуса, а при превышении более живо и интенсивно открывается. Ведь до сотни-то совсем близко.В кастрюле, к сожалению, я ничего такого не увидел. К 98-ми градусам величина раскрытия была более чем скромной.
Полный размер
К 98-ми градусам величина раскрытия у ТЭ на 92гр. была более чем скромной((
В итоге сделал вывод, что данный ТЭ: на 92 градуса, будет очень кстати для владельцев «Лада Гранта» в более холодных, северных регионах РФ (полностью готов к установке в корпус термостата а/м).Таким образом, в свою Гранту установил ТЭ на 87градусов.
Полный размер
Покупные термостаты «BEHR»
Покупные термостаты «BEHR» отличаются от установленного в корпусе Грантовского ТЭ только тем, что имеют сточенный, зауженный хвостовик упорного штока. Грантовский такого не имеет.
Полный размер
Слева — Behr с Гранты, справа — покупной Behr
Поэтому единственное, что надо сделать, так это доработать этот хвостовик, сделав его торец обратно полноценным по площади на торце. Не по феншую это как-то, чтобы шток, упираясь, давил своим пипчиком на конце в одну лишь мизерную точку в донышке глухого отверстия корпуса термостата с молодецкой силой своей возвратной пружины.
Полный размер
Винтик-удлиннитель внешним диаметром 4мм, и с внутренним отверстием
Полный размер
Винтик-удлиннитель на штоке термоэлемента
Для этого нашёл в хозяйстве какой-то винтик-удлиннитель внешним диаметром тоже 4 мм, имеющий – главное – внутреннее отверстие, даже с резьбой М2.
Немного укоротил в длину этот самый узкий хвостовичёк до штатной длинны обычного штока.Отпилил коротыш в длину хвостовика, слегка сделал углубление сверлом как зинковкой, так как сам сход на малый хвостовик имеет конусную форму.
Полный размер
Отпилил коротыш в длину хвостовика, сделал в нём углубление сверлом как зинковкой
Для уверенности быстро и аккуратно подпаял коротыш к штоку, чтобы не дай Б-г он не соскочил при установке и не остался внутри корпуса термостата.
Планировал не снимать весь корпус, а лишь открутить крышку корпуса термостата и менять ТЭ прямо на двигателе. В итоге так и делал.
* * *
Виды термостатов
Автомобиль ВАЗ 2106 выпускался долгие годы. И за это время инженеры внесли в него ряд изменений, коснувшихся в том числе и термостатов. Рассмотрим, какие термостаты устанавливались на ВАЗ 2106 с момента выпуска первых машин до наших дней.
Термостат с одним клапаном
Одноклапанные термостаты устанавливались на самые первые «шестёрки», сошедшие с вазовского конвейера. Принцип работы этого устройства был подробно описан выше. К настоящему моменту эти устройства считаются устаревшими, а найти их в продаже не так-то просто.
Электронный термостат
Электронный термостат — это самая поздняя и наиболее продвинутая модификация, пришедшая на смену одноклапанным устройствам. Его главные достоинства — высокая точность и надёжность. У электронных термостатов есть два рабочих режима: автоматический и ручной.
Жидкостный термостат
Термостаты классифицируются не только по конструкции, но и по типу наполнителей. Жидкостные термостаты появились самыми первыми. Главным узлом жидкостного термостата является небольшой цилиндр из латуни, заполненный дистиллированной водой и спиртом. Принцип работы этого устройства такой же, как и у термостатов с восковым наполнителем, о которых говорилось выше.
Термостат с твёрдым наполнителем
Наполнителем в таких термостатах выступает церезин. Это вещество, по консистенции похожее на обычный воск, которое смешивается с медной пудрой и помещается в медный баллон. В баллоне имеется резиновая мембрана, подсоединённая к штоку, тоже выполненному из плотной резины, устойчивой к высоким температурам. Расширившийся от нагрева церезин давит на мембрану, которая, в свою очередь, действует на шток и клапан, обеспечивая циркуляцию антифриза.
Какой термостат лучше
На сегодняшний день оптимальным вариантом для ВАЗ 2106 считаются термостаты на основе твёрдых наполнителей, так как они обладают оптимальным сочетанием цены и качества. Кроме того, их можно найти в любом автомагазине в отличие от жидкостных одноклапанных, которых в продаже уже практически нет.
Возможность обойтись без снятия устройства
Далее разберемся, как проверить термостат на автомобилях ВАЗ. Начнем с «классики». Вот инструкция по автомобилю ВАЗ 2106.
- Первоначально надо определиться, что уровень охлаждающей жидкости нормальный, что стрелка температуры на панели приборов работает, а ремень, приводящий насос перекачки тосола (помпу) натянет нормально.
- Далее нужно завести мотор и прогреть его. Если прошло более пяти минут, а стрелка температуры не поднялась выше 70 градусов – следует потрогать обратный патрубок из радиатора. Если он слегка теплый, значит, охлаждающая жидкость сразу попадает в большой контур системы. Следовательно, клапан устройства постоянно открыт.
- Если двигатель перегрелся уже через пять минут или более, необходимо потрогать верхний патрубок радиатора. Предположим, он оказался холодным – это означает, что клапан проверяемого аппарата заклинило.
Что такое термостат?
Как видно из самого названия устройства, оно что-то делает с температурой. А если конкретнее, то с его помощью происходит переключение потоков жидкости в системе охлаждения. Причем термостат, карбюратор или инжектор находятся в основе системы впрыска бензина, имеет одинаковый состав и конструкцию корпуса. При работе любого мотора необходимо обеспечивать подогрев дроссельного узла. А он присутствует в любой системе впрыска: и в карбюраторе, и в инжекторе.
Основа любого термостата – это специальная пластина, которая изготовлена из материала, называемого биметаллом. Он реагирует на изменение температуры и способен деформироваться из-за этого. На данном эффекте и основано переключение потоков воздуха: пластина двигает клапан, который фиксируется пружинами. Преодолев их усилие, пластина перемещает клапан, открывая потоку жидкости путь к основному радиатору для обеспечения эффективного охлаждения.
Где он располагается
Есть множество вариантов, что будет, если термостат окажется постоянно открыт на большом или малом кругу. Это приведет к перегреву, из расширительного бачка может выбрасывать тосол , изменится нормальное давление в системе охлаждения и не только.
Допускать неисправностей этого узла нельзя. При этом используется он на всех машинах:
- на Калине;
- на Приоре;
- ВАЗ 2114;
- ВАЗ Классика;
- Форд Фокус;
- ВАЗ 2110;
- Шевроле Авео;
- Газель Некст;
- ВАЗ 2107;
- Лада Гранта;
- Рено Логан и пр.
Чтобы проверить исправность этого элемента на автомобиле, а также обнаружить признаки умирающего термостата, нужно хоть примерно понимать, где он находится.
Не могу сказать, что сделать это сложно.
Объективно правильно сразу заглянуть в руководство по эксплуатации. В разделе, где описывается система охлаждения, обязательно должно быть указано расположение искомого элемента.
При этом есть достаточно универсальный метод поиска, актуальный для почти всех отечественных авто и множества иномарок.
Для поиска термостата нужно сделать следующее:
- открыть капот;
- отыскать самый толстый патрубок;
- это будет шланг радиатора;
- он идет от радиатора к мотору;
- второй конец этого патрубка соединен с термостатом;
- добраться до второго конца;
- определить нахождение корпуса термостата;
- приступить к его снятию.
Хотя все же советую сначала заглянуть в руководство, и только потом начать поиски, демонтажные и ремонтно-восстановительные работы.
LADA 110 и Priora
1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 4 — шланг насоса охлаждающей жидкости; 5 — шланг расширительного бачка; 6 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 7 — расширительный бачок; 8 — датчик уровня жидкости в расширительном бачке ; 9 — термостат; 10 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора двигателя; 11шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 12 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 13 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 14 — радиатор двигателя; 15 — пробка сливного отверстия радиатора; 16 — электровентилятор радиатора двигателя; 17 — насос охлаждающей жидкости; 18 — подводящая труба к насосу охлаждающей жидкости; 19 — шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла
На старых 110 ставился термостат 2110-1306010 (“трёхдырочный”).
На Priora и новых 110 используется термостат 21082-1306010-10 (“шестидырочный”) с его классической схемой, аналогичной Samara последних выпусков.
На более новых моделях (FL) устанавливают и систему на базе термостата 2190.
Имеется дополнительный пароотводящий шланг, идущий из отопителя в расширительный бачок.
Признаки неисправности термостата ВАЗ 2112
Если термостат не будет пускать жидкость на большой круг, то машина начнёт очень сильно греться — ни в коем случае не допускайте её перегрева и в ближайшее время замените термостат, ведь если двигатель вашего автомобиля будет работать в повышенных температурах, то у вас будет понемногу прогорать прокладка ГБЦ.
Существует 5 основных признаков неисправности термостата:
- Мотор автомобиля долго набирает рабочую температуру.
- Двигатель быстро перегревается.
- Стрелка температуры двигателя падает на скорости меньше чем обычно, и поднимается после остановки.
- После нескольких минут работы, когда нижний патрубок теплый, это уже свидетельствует об преждевременном открытом термостате.
- Если нижний патрубок холодный, в то время как температура двигателя близка к закипанию, это говорит о заклинившем термостате в закрытом положении.
Когда менять: признаки выхода из строя термопереключателя
Абстрактные симптомы в состоянии указать на характер болезни, которая постигла терморегулятор:
- Заклинивание в открытой позиции (охлаждайка постоянно циркулирует через радиатор). На морозце мотор греется неважно, и на предельных городских скоростях температура охлаждающей жидкости падает. Скажем, на улице -15°C, ОЖ на холостых оборотах разогрелась до 70°C, выезжаем на многополоску, движемся со скоростью 60 км/ч, а стрелка температурного прибора либо стоит на месте, либо идет на снижение. Расход топлива заметно увеличивается (+ 1-2 литра на 100 км).
- Клин в закрытом положении (антифриз движется по рубашке и радиатору печки, минуя основной теплообменник). Охлаждения не будет и летом перегрев неминуем. Факт отчетливо проясняет бегущая вверх стрелка термометра при включенном вентиляторе охлаждения. Дополнительно сигнализируют о проблеме «мозги» в виде подсвеченной иконки Check Engine.
- Окончательная остановка в промежуточной позиции. Затяжной прогрев + перегрев в жару. Незначительное увеличение аппетита (в пределах 1 л/100 км).
- Невозможность плотно закрыть большой круг, при этом шток двигается и полное открытие совершается. Клина нет. Препятствуют отложения, накопленные в результате несвоевременной смены тосола, смешивания ОЖ различных классов (например, на Hyundai Solaris антифриз можно мешать только с G11), использования дешевых или поддельных жидкостей. Выявить факт в теплое время можно только по трубкам. Зимой на загрязнение укажет неохотный рост температуры с 70°C до 90-95°C при езде по трассе, в городе же проблем с прогревом не будет. При виде подобной картины любители закрыть радиаторную решетку картонкой часто склоняют владельца к утеплению передка. В холода это, несомненно, полезно.