Все современные автомобили оборудованы сотовым нейтрализатором токсичности выхлопных газов – катализатором. Назван он так по принципу происходящих там химических реакций, где благородные элементы начинки ускоряют и делают возможной переработку вредных веществ в нейтральные с большой скоростью. Но иногда это полезное устройство само становится источником больших проблем.
Зачем обманывать датчик кислорода
Тонкая структура катализатора плохо выдерживает механические и тепловые перегрузки в течении длительного промежутка времени работы. Температура тут даже в штатном режиме доходит до тысячи градусов.
Керамические соты разрушаются, и это вызывает опасные явления:
- начинка плавится, спекается и перекрывает путь свободного выхода выхлопных газов;
- мелкие соты забиваются нагаром и прочими продуктами с тем же результатом;
- самое опасное – катализатор, который производители стремятся разместить как можно ближе к выпускному каналу головки блока для быстрого прогрева до рабочей температуры, становится источником керамической пыли и обломков, попадающих в цилиндры и разрушающих детали двигателя.
В особо ненадёжных по этому признаку моторах владельцы стремятся удалять опасные нейтрализаторы даже при относительно небольших пробегах автомобиля. Из-за использования ценных металлов в конструкции ставить дорогие оригинальные или ремонтные изделия владельцы не хотят.
По теме: Признаки неисправности и способы проверки лямбда-зонд
Последствия выражаются не только в повышении токсичности выхлопа. Состояние катализатора непрерывно анализируется электронным блоком управления двигателем ЭБУ по сигналам двух кислородных датчиков (лямбда-зондов).
Один из них расположен до катализатора, по нему мотор регулирует состав рабочей смеси, а вот второй целиком отвечает за эффективность нейтрализации выхлопа.
Показания второй лямбды изучаются средствами ЭБУ, в том числе и проведением контрольных циклов подогрева катализатора. Его отсутствие будет сразу же вычислено, система перейдёт в аварийный режим и высветит контрольный индикатор на приборной панели. Двигатель растеряет все свои характеристики, начнётся перерасход топлива и прочие неприятности.
Для работы без катализатора можно изменить программу блока управления. Экологический класс автомобиля понизится, но в остальном это будет вполне рабочий вариант, возможно даже повышение мощности и снижение расхода, экология даром не достаётся, но по разным причинам на это не все готовы идти.
Некоторые желают каким-либо способом обмануть штатную программу ЭБУ, формируя искусственно неверные показания датчика кислорода.
Принцип работы обманки лямбда-зонда
Получить подобный результат можно электрическим и механическим способами.
- В первом случае формируется сигнал, который на самом деле кислородный датчик не выдаёт.
- Во втором – датчику создаются все условия для дачи неверных показаний.
Далеко не все системы удаётся надёжно обмануть такими примитивными методами. Всё решает комплектация конкретного автомобиля.
Для чего нужна обманка кислородного датчика?
Как я уже говорил, обманка устанавливается в случае, если катализатор забивается и его удаляют, также ее могут ставить, если какой-то из «лямбда врет», то есть работает некорректно. Главный минус обманки в том, что она позволяет работать, по сути, неисправному, с точки зрения экологических норм, мотору. Это, как вы понимаете, выгодно владельцу, но не выгодно с точки зрения загрязнения окружающей среды, однако данный вопрос довольно сложный, поэтому особо не буду углубляться…
То есть, по сути, обманка или эмулятор лямбда-зонда, обманывает ЭБУ, предоставляя ему ту информацию, которую он хочет видеть. Она корректирует сигнал, который идет от второго датчика, подменяя плохие данные — хорошими. В результате ЭБУ считает, что все в порядке и дает возможность, по сути, неисправному мотору работать правильно.
Механическая обманка катализатора выхлопной системы
Простейшим способом станет удаление кислородного датчика из контролируемой зоны на некоторое расстояние установкой его на втулку-проставку.
Активный элемент начинает работать в зоне, где состав газов некоторым образом усреднён, прямая зависимость между действиями ЭБУ и реакцией датчика пропадает, что самые простые программы воспринимают как признак нормальной работы катализатора.
Чертежи
Проставка представляет собой металлическую втулку с резьбовыми концами. Параметры резьбы соответствуют применяемому датчику. С одной стороны, резьба внутренняя, в неё вкручивается корпус лямбда-зонда, а с другой – наружная для помещения в резьбовую футорку выхлопного тракта за катализатором.
По оси втулки высверливается отверстие для прохода газов к активному элементу. Параметрами втулки станут диаметр этого канала и расстояние, на которое отдаляется датчик от трубы прохода газов. Подбираются величины экспериментальным путём, нужные данные несложно найти для конкретных моделей двигателей.
Более продвинутые проставки снабжаются элементами катализатора. В этом случае основной поток движется на выпуск прямо, а кислородный датчик получает только газы, прошедшие через микрокатализатор.
Сигнал будет отличаться от штатного, но многие системы принимают его за нормальную работу. За исключением тех случаев, когда ЭБУ желает прогреть катализатор, а вставка в переходнике никак на это не отреагирует. К тому этот микрокатализатор имеет свойство быстро забиваться нагаром и прекращать работать вообще.
Место установки
Катализатор удаляется, а на место второго кислородного датчика монтируется проставка. Диаметр рабочего отверстия можно подобрать по наиболее стабильной работе без высвечивания индикатора. Датчик ввинчивается в резьбу проставки. Звук выхлопа нормализуется монтажом пламегасителя.
Негативные последствия
Помните, что выбирая установку эмулятора, вы всегда идёте на риск. Неправильный монтаж может привести к разного рода неисправностям:
- датчики безвозвратно повреждаются;
- появляются многочисленные ошибки в функционировании бортового компьютера;
- недолжным образом спаянная схема приводит к проблемам с контроллером и электрической проводкой;
- если бортовой компьютер неправильно регулирует впрыск, мотор может работать с существенными нарушениями.
Следите за аккуратностью и чистотой работы с электроникой. Поломка может возникнуть даже из-за минимальной неточности, поэтому безукоризненное следование инструкции является, в данном случае залогом успеха. Что касается приобретения, не стоит доверять сомнительным сайтам, поскольку приобретённые там детали или не приносят ожидаемого результата, или работают плохо.
Электронная обманка лямбда-зонд
Более точен электронный метод обмана ЭБУ. Здесь существует много вариантов, начиная от простейших, где сигнал датчика сглаживается фильтром из резистора и конденсатора, номиналы которых подбираются под конкретный ЭБУ и до более сложных, с автономным импульсным генератором.
Схема
Имитации в самом простом случае подлежит выходной сигнал кислородного датчика. В оригинале он обладает достаточно крутыми фронтами, но если их завалить с помощью RC-цепочки, то некоторые блоки не заметят нештатную работу.
Более сложные сразу же распознают обман при первом же контрольном цикле.
Если у датчика неисправна нить подогрева, то потребуется установить ещё один резистор, поскольку такой обрыв блок распознаёт сразу и всегда.
Вместо датчика можно подключить схему, генерирующие импульсы, очень похожие на штатные. Часто этот вариант работает, но если ЭБУ обучено проводить циклирование катализатора, то и это обманка не сможет адекватно отреагировать.
Способ установки
Требуемые радиодетали или платы устанавливаются либо в разрез сигнального провода кислородного датчика или вместо него, подключаясь непосредственно к разъёму.
Отверстие под датчик можно заглушить, например, неисправной деталью.
Чем грозит вмешательство
Монтаж обманок для ЛЗ не предусмотрен производителями автомобилей. Обманывать систему контроля автомобилистам приходится, рискуя корректной работой самых разных систем автомобиля.
Если при монтаже будут допущены ошибки, могут возникнуть проблемы:
- Если компьютер авто перестанет регулировать процесс впрыска, возможны неполадки в работе мотора.
- При неправильной пайке схемы возможно повреждение электропроводки.
- Во время монтажа обманок иногда повреждаются датчики. Причем автовладелец даже не подозревает об этом, поскольку в системе уже стоит обманка.
- Монтаж обманки, как и перепрошивка, может привести к сбою в работе компьютера.
Если в сферу ваших интересов не входит «общение» с токарным станком или паяльником, обманку любого типа можно приобрести в автомагазине. С их установкой не возникнет проблем даже у начинающих автомобилистов.
Какую обманку лямбды лучше использовать
Идеальных обманок не существует. Всё зависит от конкретного автомобиля и особенностей реализации функции контроля за состоянием катализатора. В общем случае единственный выход – это изменение прошивки ЭБУ.
Часто это даже предусмотрено его программой, многие автомобили выпускаются в различных исполнениях, в том числе и без катализаторов. В любом случае, обход встроенного контроля не составит труда для опытного специалиста по чип-тюнингу автомобилей.
Вопросы с ценой многих останавливают и вынуждают заниматься всевозможными обманками. Тут надо чётко уяснить, какие способы работают с данным автомобилем, а какие станут пустой тратой времени и средств. Хотя поэкспериментировать можно, если имеется доступ к токарным работам, радиодеталям и паяльнику.
Испортить автомобиль тут вряд ли получится, а в случае окончательной неудачи всё же обратиться к специалисту по прописке программы под более низкий экологический класс.
Как вариант можно установить достаточно прочный и надёжный ремонтный катализатор, что на фоне потраченного времени и оплаты услуг мастера выглядит не очень дорого.
Зачем нужна перепрошивка
Самые бывалые автомобилисты перепрошивают ЭБУ, чтобы заблокировать обработку сигналов от 2-го датчика. Это рискованное решение, так как всякая корректировка электронной системы часто необратимо меняет настройки. Назад к заводским вернуться будет почти невозможно.
Перепрошивку делать своими силами не стоит. Лучше доверить это мастерам. Они отменят передачу сигналов от датчиков, используя спецоборудование. Но даже тогда нет гарантии, что после изменений в работе контролирующей системы не будет проблем.
Механический способ
Метод заключается в использовании металлической прокладки или втулки, которая помещается между датчиком кислорода и выхлопной трубой. Любой с некоторой степенью навыка поворота может сделать заминку самостоятельно. Для изготовления детали используется бронза или жаропрочная сталь. Кроме того, вам понадобится сама схема макияжа, которую легко найти, так как у многих есть компьютеры. В его отсутствие можно воспользоваться помощью друзей или знакомых.
На конце втулки имеется небольшое отверстие диаметром 2 мм для прохода выхлопных газов. Примечательно, что расшифровать катализатор своими руками довольно просто. Его схема предполагает наличие керамической фишки с каталитическим покрытием изнутри.
Все дело в следующем. Выхлопные газы сначала попадают во втулку и проходят через керамический наполнитель. В результате происходит химическая реакция, из-за которой снижается концентрация окиси углерода и углеводородов (CO и CH). После этого газы достигают кислородного датчика, который передает нормальные показания на ЭБУ.
С конструктивной точки зрения обманка – это тот же катализатор, только в гораздо меньшем размере. Чтобы установить его, следуйте простым инструкциям:
- Снимите клемму «-» с аккумуляторной батареи.
- Доберитесь до положения второго кислородного датчика (после катализатора), при необходимости произведите частичную разборку.
- Отсоедините разъем, открутите лямбда-зонд гаечным ключом на 22 и установите втулку.
- Ввинтите кислородный датчик в защелку и вставьте разъем.
Как видите, установка смеси на катализатор не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Удобнее выполнять все работы на яме или подъемнике.