Последнее обновление — 2 апреля 2022 в 07:30
Отличительной особенностью газобаллонного оборудования четвёртого поколения по отношению к низшим классам, является более качественная подготовка газовой смеси, а также её точная, дозированная подача в камеры сгорания двигателя автомобиля. За счёт этого достигается оптимальный расход топлива и равномерная работа мотора на любых режимах.
Поэтому электроника таких систем оснащена целым рядом вспомогательных деталей, в их числе датчик температуры газа и редуктора ГБО 4 поколения.
Об устройстве, неисправностях, способах проверки и ремонте датчиков пойдет речь в данной статье.
Функции температурных элементов в газовом оборудовании
Из баллона к испарителю газовое топливо (пропан-бутановая смесь) поступает в сжиженном состоянии. Проходя по каналам редуктора, газ нагревается от энергии охлаждающей жидкости двигателя автомобиля и переходит в парообразную фазу пригодную для смесеобразования и сгорания.
Устройством ГБО 4-го поколения предусмотрен автоматический переход с бензина на газ. Поэтому блок электронного управления системы (ЭБУ), на основании сигнала от датчика температуры редуктора-испарителя, подаёт команду для открытия электромагнитного клапана подачи газа к форсункам.
Нормальная температура перехода авто на газ 35-55°C (выставляется в программе при настройке ГБО, зависит от климатических условий и времени года).
Заметим, что данный датчик не измеряет t° тосола/антифриза, его назначение снимать показания именно с корпуса теплоносителя (редуктора). Сделано это, в том числе во избежание повреждения мембраны испарителя при холодном пуске.
Температура газа при впрыске не равна температуре редуктора. Газ проходит путь через фильтры, МАП сенсор и форсунки, а также на его состояние влияют внешние факторы.
Газовый термодатчик нужен для дополнительной поправки времени подачи топлива. Карта коррекции устанавливается таким образом, чтобы при переходе авто с бензина на газ время впрыска бензина не менялось.
Коррекция по температуре по умолчанию находится в нуле.
Назначение
Важность такого элемента ГБО 4-го поколения как датчик температуры сложно переоценить, так как от него зависит стабильная работа всей системы. Он предназначен для контроля над соблюдением температурного режима, исключает создание опасной ситуации при повышении температуры выше допустимого значения.
Этот элемент работает совместно с датчиками давления. Это позволяет обеспечить эффективную и безопасную работу двигателя на газе. Первый прибор устанавливается непосредственно в редуктор-испаритель и контролирует температуру газа в нем. Второе устройство располагается перед редуктором и анализирует показатели давления в газовом баллоне. Совокупность данных, получаемых от них, позволяет формировать систему, определяющую количество оставшегося топлива в баллоне, которая контролируется ЭБУ и транслируется на панель управления.
На основании данных, получаемых с датчика температуры, автоматически настраивается впрыск топлива. Нарушение этого процесса приводит к некорректной работе всей газового оборудования. Этот прибор исключает возможность проникновения холодного газа в нагретый редуктор. Соблюдение температурного баланса обеспечивает плавный ход автомобиля. Кроме этого, прибор позволяет системе определить момент, когда должен произойти впрыск топлива.
Важно: Датчик температуры, как и любой другой используемый в ГБО, настраивается под конкретное оборудование в соответствии с техническими характеристиками автомобиля. В противном случае получаемые данные не будут соответствовать фактическим значениям параметра. Интернет-форумы и другие источники информации не дают возможности выполнить эту процедуру корректно, поэтому за помощью следует обратиться к профессионалам.
Читать дальше: Сони драйв 5 инструкция
Виды и устройство
В основе газовых и редукторных термодатчиков находится терморезистор. Термистор имеет отрицательную характеристику с обозначением NTC, т.е. при нагреве его сопротивление уменьшается.
Термистор
В системах ГБО 4 поколения применяются элементы номиналом от 1,7 до 10 килоом. Но самые распространённые это 2,2 и 4,7кОм.
Редукторный термодатчик имеет латунный корпус, отличается лишь разъёмом, длинной и размером резьбы.
Термодатчики редукторный и газовый
Газовые датчики могут иметь пластиковую или металлическую конструкцию. По месту расположения может находиться:
- в составе МАП сенсора (про ремонт МАПа мы писали тут)
- на отдельном тройнике (врезается в магистраль перед инжекторами)
- в форсуночной рейке
Ремонт своими руками
Отремонтировать МАП сенсор своими силами может даже не очень искушённый в этом деле автолюбитель. В частности, предлагается следующий порядок замены датчика давления и/или разрежения.
- Отсоединяется разъём, МАП сенсор демонтируется, производится его осмотр, очистка, продувка.
- С помощью острой отвёртки поддевается, затем снимается пластиковая крышка (либо откручиваются винты), открывая доступ к плате с датчиками.
- Откручивается плата и достаётся из корпуса.
- Выпаивается неисправный элемент.
- На его место впаивается новый датчик, далее надевается уплотнительное кольцо (стоимость датчика на алиэкспресс 350-450 рублей).
PS-02 марка датчиков давления MPXHZ6400A
Map-сенсор фирмы Стаг (Stag) PS-02 plus маркировка датчика — S030/bg9-15
После сборки остаётся поставить МАП сенсор на прежнее место, подсоединить разъём и проверить работоспособность ГБО.
Возможные неисправности
Из-за поломки датчика температуры редуктора система не будет переходить на газ или переключение будет происходить не вовремя. По причине выхода из строя или передачи ложных параметров газового измерителя, возможны сбои в работе ДВС, а также завышение расхода газа.
Причины неисправностей термодатчиков:
- некачественная установка
- несовместимость прибора с блоком управления газобаллонного оборудования
- заводской брак
- низкое качество компонентов изделия (подделка)
- перепады напряжения в бортовой системе автомобиля
При монтаже ГБО важно не использовать соединение проводов методом скруток. Лучше всего применять разъём, пайку либо соединительные гильзы.
Также стоит уделить внимание крепежу проводки датчиков. Часто от вибрации провода переламываются непосредственно возле основания (не всегда это удаётся заметить).
Обрыв проводки датчика на редукторе
Кроме того следует защищать провода/контакты от влаги и коррозии. Своевременно проводить техническое обслуживание системы, а также покупать комплектующие с гарантией, от известных брендов.
Конструкция
Датчик температуры газа своим внешним видом напоминает металлическую колбу с резьбой. Из нее выходит два провода, для соединения с системой ЭБУ. Установка прибора осуществляется в паз, имеющийся в редукторе. Изделие подбирается под определенный вид инжекторной системы, а также производителя ГБО. Автоматическое переключение на газ основного топлива выполняется после нагрева охлождающей жидкости до 30 — 50 градусов (в зависимости от настроек системы).
Каждый прибор отличается своими техническими параметрами, имеет различное сопротивление. Для сохранения полученных величин, необходимо грамотно выбрать подходящий тип прибора.
Как проверить датчик температуры ГБО 4 поколения
Определить работоспособность термодатчиков можно двумя способами.
- Подключить кабель для настройки газового оборудования. Сравнить показания измерителей в диагностической программе с реальными параметрами, полученными при помощи пирометра или термопары мультиметра.
- Выставить мультиметр в положение измерения сопротивления и замерить сопротивление на контактах датчика (полярность не имеет значения). При температуре окружающего воздуха (25°C) показания должны соответствовать номиналу (указывается на корпусе датчика или в документации). Если нагреть термоэлемент, хотя бы руками, его сопротивление должно понижаться.
Сертификаты
Техрегламент ТС 004/2011 – вот где можно найти основные требования к сертификации таких приборов, как датчики измерения. Исключением не стали и устройства, определяющие уровень газа внутри баллонов. Сертификат Таможенного Союза выдают, если оборудование успешно проходит испытание.
Регистрация декларации соответствия TP TC нужна устройствам, которые не попадают под действие обычных правил. Это касается и реле, датчиков, которые не попали в диапазон действия 50-1000 В. Для прохождения испытаний специальные мероприятия организуют с участием соответствующей лаборатории.
Добровольные сертификаты тоже дают серьёзные преимущества по сравнению с конкурентами.
Варианты устранения неисправности
Выявив неисправность можно купить новый термодатчик ГБО или отремонтировать имеющийся своими руками, при этом сэкономив средства.
Для этого понадобиться немного подогреть устройство и удалить из его корпуса терморезистор. Затем купить в радиомагазине термистор (цена 30-70 рублей) с аналогичным сопротивлением и размером (взять образец). На ножки детали надеть тонкую термоусадочную трубку.
После установки термистора желательно залить полость датчика термопастой, а в конце отверстия нанести эпоксидный клей или автомобильный герметик.
Ко всему прочему, после подпайки проводов к выводам термистора, важно закрепить их так, чтобы исключить перелом от вибрации при эксплуатации. Как вариант, можно сделать петлю и притянуть хомутом провод к датчику.
Видео на тему, как можно самостоятельно отемонтировать термодатчик ГБО 4 поколения:
Инструкция по подключению прибора
Чтобы установить в машину ГБО и датчик температуры газа, необходимо обладать определенными навыками и опытом. Если вы никогда прежде не сталкивались с такой задачей, то разумеется, лучше обратиться к специалистам.
Монтаж ГБО осуществляется в несколько этапов:
- сначала производится установка редуктора;
- затем подключаются все масляные патрубки;
- готовится место для монтажа баллона;
- производится монтаж форсунок;
- вся система подключается и настраивается (автор видео — Андрей Жеба).
Установка редукторного устройства производится на место на раме машины, но не на моторе, поскольку это приведет к образованию вибраций. Необходимо учитывать то, что автовладелец должен иметь свободный доступ к устройству, поскольку время от времени придется менять или чистить фильтры. Масляные патрубки всегда необходимо подключать параллельно газовой системе — если они будут погнутыми, то доступ моторной жидкости к редукторному узлу будет ограничен. Что касается непосредственно подключения, то оно осуществляется с применением тройника, это позволит обеспечить наиболее оптимальную циркуляцию расходного материала.
Если говорить о месте установки баллона, то здесь все индивидуально. Некоторые автолюбители, чтобы сэкономить место в багажном отсеке, ставят баллоны на крыше, но для этого потребуется варить каркас и самое главное — обеспечить охлаждение в жару. Также эти элементы системы могут быть установлены вместо запасного колеса или просто в багажнике. Когда баллон будет установлен, необходимо врезать форсунки, чтобы сделать это, следует сделать отверстие на наиболее близком, но допустимом расстоянии к бензиновой форсунке.
При помощи метчика прорезается резьба, после чего закручиваются врезки, куда впоследствии вы поставите штуцер. Вам необходимо замерять расстояние от штуцера к форсункам, оно должно быть не больше 1.8 см, после чего подключаются патрубки.
В любом случае, контролирование и регулировка топлива в данном случае требует использования мотора и редуктора, от этих элементов к датчику должны идти провода, их цвет идентичный вне зависимости от оборудования:
- Синий провод — электрический, должен быть подключен к катушке редукторного узла.
- Белый и черный провода должны быть подключены непосредственно к датчику.
- Оранжевый — подключается к контроллеру температуры редукторного узла.
Выше описаны основные моменты, которые должны соблюдаться при установке газобаллонного оборудования. Дальнейшая настройка системы осуществляется по параметрам силового агрегата, его особенностям, а также потребностям. Если в процессе установки у вас возникли сложности, то лучше доверьте эту процедуру специалистам.
Цена вопроса
Стоимость зависит от производителя устройства, а также качества его выполнения.
Мультиклапан
Газовые системы любого типа в обязательном порядке оснащаются запорной арматурой. Для автомобилей используется мультиклапан, который совмещает в себе до десяти функций, помимо запорной. Устройство включает в себя несколько элементов: исполнительный, запорный, контрольный и предохранительный. Так же можно разделить мультиклапаны на два типа: без предохранительного клапана с ограничением по объему для оснащаемых баллонов и с клапаном.
- Возможность ручного перекрытия подачи топлива;
- Наличие контроля скорости подачи газа;
- Блокировка потерь газовой смеси в случае, когда происходить отсоединение от заправочной колонки;
- Аварийный сброс газа при разгерметизации баллона;
- Датчик уровня топлива.
Почему неполадки следует сразу устранять?
Газобаллонное оборудование для инжекторных и карбюраторных машин, даже самых лучших брендов изнашивается по происшествии некоторого времени. Высоки риски ошибок при монтаже и настройках, которые в итоге и приводят к неисправности гбо 4 поколения. Ошибки при монтаже гбо тартарини обычно проявляются уже впервые недели работы.
Поломки бывают в пропан-бутановых установках и работающих на метане. Когда автовладельцы разбираются в неполадках газовой системы, вопросы решаются быстрее и дешевле.
Первые «звоночки» проявляются при заправке газом, когда слишком рано закрывается электроклапан, индикатор неправильно показывает уровень газа. Может сбиваться работа системы охлаждения и отопления, горит чек, падает мощность, при наличии в баллоне газа система сама переходит на бензин. Автовладелец сталкивается с износом форсунок, неисправность датчика давления, редуктора, выходит из строя мап сенсор. Игнорирование сигнала «Check Engine» ведёт к прогару клапанных седел.
При переводе машины на газ стандарта евро 4 неисправности ГБО alpha зависят во многом от профессионализма мастера. Поэтому рекомендуется обращаться только в проверенные автосервисы.
Некоторые неисправности ГБО возможно починить и своими руками. Если причины неисправности ГБО 4 поколения устранять изначально, затраты «копеечные», в дальнейшем они выльются в десятки тысяч рублей.
На заметку! Следует помнить, что обслуживание ГБО 4 поколения своими руками сводится к профилактическим мероприятиям, например, проверке внешнего вида и герметичности газовых магистралей. Визит к мастерам автосервисов это не заменит.
Разновидности салонных индикаторов
Датчик уровня топлива: самодельный
Используется несколько вариантов индикаторов датчиков измерения уровня газа, исполнение которых демонстрирует рисунок 3.
Рис. 3. Столбчатый и стрелочный индикаторы уровня газа
Они делятся на:
- светодиодные столбчатые;
- аналоговые стрелочные;
- цифровые.
Простейшие столбчатые устройства содержат несколько светодиодов. Как минимум их четыре: три зеленых и один красный. Зеленые индикаторы отмечают высокий, средний и низкий уровень газа. Включение красного диода происходит, если остаток газа составляет 10 %.
Стрелочные и цифровые устройства отличаются только видом исполнения шкалы. Так называемые метановые манометры содержат встроенную микросхему, отдающую цифровой сигнал в нужном формате.