
ул. Алексея Некрасова, д.27/2
Целью деятельности отделения является создание условий для эффективной реализации индивидуальных программ комплексной (социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-трудовой, социально-правовой) реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 до 18 лет.
Петровских Елена Николаевна
Образование высшее педагогическое
Квалификация - «Организатор-методист дошкольного образования» по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования»
Целью деятельности отделения является создание условий для эффективной реализации индивидуальных программ комплексной (социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-трудовой, социально-правовой) реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 до 18 лет.
Основными задачами отделения являются:
Образовательная и коррекционная деятельность является частью реабилитационного процесса. Опираясь, на медицинский диагноз, а так же на результаты своего обследования, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели проводят коррекционно-развивающую работу с ребёнком, используя механизм развития "слабого" функционального звена через воздействие на сохранные ("сильные") звенья.
В отделении используются такие направления в работе, как игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия, «Изонить», сказкотерапия, песочная терапия, сенсорное развитии детей, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, социально-бытовая реабилитация.
Совершенно очевидно, что эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов отделения психолого-педагогической помощи.
В направлении организации психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида работает Служба поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, задачи которой:
Быкова Наталья Анатольевна
психолог по работе с семьёй
Цель: Сохранение здоровья детей с ограниченными возможностями посредством комплексной системы профилактики психо-эмоциональных нарушений личности.
Гармоничная социализация личности ребёнка-инвалида.
Задачи:
Прокашева Татьяна Анатольевна
педагог-психолог высшей категории
Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, психоаналитические личностно ориентированные техники, рациональная терапия, психологические тренинги, игровая терапия.
Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий участие родителей, позволяет психологам решать дополнительные задачи:
Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать психологу. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Зрительно-звуковая среда действует на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Сенсорная комната - это среда, способствующая развитию всех органов чувств человека. Это маленький рай, где все звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.
Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает эффективность проводимого лечения. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.
Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:
Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, особенно из асоциальных семей и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.
Эффективность работы сенсорной комнаты:
Рудина Юлия Борисовна
учитель-логопед первой категории
Дети с ограниченными возможностями характеризуются рядом сложных отклонений в речевом развитии. Задача логопеда – правильно диагностировать речевую проблему и научить ребёнка пользоваться своей речью легко и свободно.
В ходе развития речи детей используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Применяются дыхательная и голосовая гимнастика.
Ведётся работа над фонетически чистой, лексически грамотной связной речью. Практикуются занятия с использованием логопедического тренажера «Дельфа», а также различные компьютерные программы.
Мальцева Дарья Сергеевна
учитель-дефектолог
Организуя коррекционную помощь детям, посещающим Центр, учителя-дефектологи осуществляют диагностику, коррекцию и максимальное развитие познавательных способностей детей и их отклонений в психическом развитии; развивают сохранные стороны интеллекта информируют предпосылки учебной деятельности.
Специалисты отделения разрабатывают приоритетные направления работы: развитие мелкой моторики, песочная терапия.
Основная цель работы: совершенствование мелкой моторики для развития речи детей, для успешной самореализации и социальной адаптации.
Для решения этой цели актуальны следующие задачи:
В практической деятельности определены 5 основных разделов работы с детьми:
Моторная неловкость, недостаточная сформированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьёзно заняться развитием тонких движений кистей и пальцев. Массаж и упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей детей.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребёнка правильной речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Познавательные способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.
Кирпикова Елена Альбертовна
Музыкальный руководитель высшей категории
Целью музыкотерапии является активизация различных сторон психофизической деятельности детей за счет воздействия музыки на эмоциональную сферу.
Для решения этой цели актуальны следующие задачи:
В Центре используются следующие виды музыкальной терапии:
Слушание музыки – обучение восприятию, регуляции эмоциональной сферы.
Пение – развитие дыхания, голоса, речи.
Музыкально-ритмические движения – развитие темпо-ритмических структур, развитие двигательной системы по рекомендациям врача: пляски, хороводы; музыкальные игры; инсценированная песня.Музыкальный театр – развитие координации, слуха, голоса, движений.
Игра на детских музыкальных инструментах – развитие творчества, развитие тембрового, звуко-высотного, динамического слуха, развитие двигательной системы, дыхания, голоса, артикуляции.
Музыкально-логоритмические занятия – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Мальцева Дарья Сергеевна
учитель-дефектолог
Педагогическая коррекция носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, проводимых опытными педагогами центра реабилитации.
В ходе педагогических коррекционно-развивающих занятий формируются основные двигательные навыки, мелкая моторика, игровые навыки и навыки взаимодействия, развивается речь.Основными её средствами являются игры, развивающие занятия, упражнения, продуктивная деятельность (изодеятельность), театрализация, обучение информационно-коммуникационным технологиям. Педагогическая коррекция направлена на развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению и трудовой деятельности.
Арттерапия
Целью арттерапии является развитие творческих способностей ребёнка, его фантазии с помощью разнообразных средств.
Для решения этой цели актуальны следующие задачи:
Основным в арттерапии является развитие эстетического восприятия, умение выражать свое видение мира с помощью разнообразных изобразительных средств.
Золоторёва Валентина Борисовна
воспитатель высшей категории
Добрых Галина Анатольевна
воспитатель высшей категории
Лебедева Татьяна Александровна
воспитатель первой категории
Долгополова Нина Николаевна
воспитатель первой категории
Обучение приемам творческой деятельности проводится в соответствии с двигательными возможностями детей. Следует широко использовать приемы, компенсирующие двигательную недостаточность, и позволяющие практически любому ребёнку что-то изображать.Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.
Городилова Ирина Анатольевна
воспитатель первой категории
Изонить относится к декоративно-прикладному творчеству, целью которого является включение детей с ограниченными возможностями в процесс реабилитации, создание условий для творческого развития детей и подростков и воспитание творческой личности.
Задачи:
Ходырева Людмила Геннадьевна
воспитатель высшей категории
Песочная терапия – это естественная деятельность ребёнка. Строя картины из песка, разыгрывая ситуации, придумывая различные истории, ребёнку в органичной форме передаётся жизненный опыт.
Песочная терапия используется в целях:
Останина Светлана Владимировна
Воспитатель первой категории
Созотова Лариса Ивановна
Воспитатель первой категории
Сказкотерапия
Сказкотерапия нашла свое успешное применение в учебно-воспитательной и игровой деятельности. Она оказывает целостное влияние на детей с ограниченными возможностями (на интеллектуальное развитие, на психику, личность). Путешествуя по сказке, дети «мудреют», познают жизнь, приобретают социальные навыки.
Сказку можно читать, сказку можно обсуждать, сказку можно рисовать, сказку можно сочинять и тогда она поможет найти точки опоры в жизни и многое другое.
При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации.
Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказкотерапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.
Таким образом, значение сказкотерапии расширяется до понятия "социальная адаптация".
Театральная студия "Сказка"
Театр - это волшеный край, в котором
ребёнок радуется, играя,
а в игре он познает мир.
Театрализованная деятельность решает задачи, связанные с воспитанием и развитием личности, вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость.
Виды театров, приминеямых в работе:
Мусихина Валентина Анатольевна
воспитатель высшей категории
Здоровьесберегающие технологии в системе обучения и развития детей представляют собой систему оздоровительных занятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения у детей и повышение резистентного организма. Занятия носят тематический характер.
Познавательные занятия в игровой форме знакомят детей со строением организма человека и основами его безопасности.
В Центре на «занятиях здоровья» детям даются элементарные сведения о своем организме, детей убеждают в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.д.).
Формируется представление о значимости чистоты в повседневной жизни для здоровья человека. Дети учатся видеть красоту в чистоте и опрятности. Формируется потребность в двигательной активности, поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом. Формируются представления о значении свежих овощей и фруктов для здоровья зубов, хорошего пищеварения и самочувствия, о безопасном поведении дома и на улице.
Баталова Татьяна Николаевна
воспитатель высшей категории
Специальные коррекционные занятия в Центре по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития ребёнка.
Каждый ребёнок независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладевает основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, учатся заполнять различного рода бланки и т.д.
Содержание курса социально-бытовой ориентировке подразделяется на:
На первый взгляд понятия физическая слабость и спорт практически несовместимы.
Но если заглянуть глубже, то станет понятно, что для людей с физическими недостатками, даже тяжелыми, тоже существуют свои виды спорта.
Таковым видом спорта является бочча. Иногда можно встретить его название бочче.
Хотя по правилам паралимпийских игр правильным звучанием будет «бочча». В нашей стране этот вид спорта появился недавно.
Его завезли из Европы, а именно из Италии.
Эта игра в 1984 году была включена в программу паралимпийских игр, как отдельный вид спорта.
Бочча входит в программы более 50 стран мира.
Для того, чтобы игра была доступна для людей с ограниченными физическими возможностями, специалисты ее немного доработали, изменив частично правила и приемы игры.
В целом, игра в чем-то схожа с керлингом и боулингом.
Главными элементами игры являются мячи из кожи. Для кого-то это может напоминать бильярд.
Кирпикова Елена Альбертовна
Музыкальный руководитель высшей категории
Целью музыкотерапии является активизация различных сторон психофизической деятельности детей за счет воздействия музыки на эмоциональную сферу.
Для решения этой цели актуальны следующие задачи:
В Центре используются следующие виды музыкальной терапии:
Слушание музыки – обучение восприятию, регуляции эмоциональной сферы.
Пение – развитие дыхания, голоса, речи.
Музыкально-ритмические движения – развитие темпо-ритмических структур, развитие двигательной системы по рекомендациям врача: пляски, хороводы; музыкальные игры; инсценированная песня.Музыкальный театр – развитие координации, слуха, голоса, движений.
Игра на детских музыкальных инструментах – развитие творчества, развитие тембрового, звуко-высотного, динамического слуха, развитие двигательной системы, дыхания, голоса, артикуляции.
Музыкально-логоритмические занятия – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.