г. Кирово-Чепецк,
ул. Алексея Некрасова, д.27/2
Image  

Оделение дневного пребывания

Целью деятельности отделения является создание условий для эффективной реализации индивидуальных программ комплексной (социально­-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально­-педагогической, социально-трудовой, социально-правовой) реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 до 18 лет.

Заведующая отделением:

Image

Петровских Елена Николаевна 

Образование высшее педагогическое

Квалификация - «Организатор-методист дошкольного образования» по специальности  «Педагогика и методика дошкольного образования»

Целью деятельности отделения является создание условий для эффективной реализации индивидуальных программ комплексной (социально­-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально­-педагогической, социально-трудовой, социально-правовой) реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 до 18 лет.

Основными задачами отделения являются:

  • Участие в разработке и корректировании индивидуальных программ комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  • Реализация индивидуальных программ комплексной реабилитации детей и подростков в условиях дневного пребывания.
  • Проведение мероприятий, направленных на повышение реабилитационного потенциала семей, воспитывающих детей и подростков с особенностями в развитии.
  • Организационно-методическое сопровождение реабилитационного процесса.

Образовательная и коррекционная деятельность является частью реабилитационного процесса. Опираясь, на медицинский диагноз, а так же на результаты своего обследования, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя-дефектологи, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели проводят  коррекционно-развивающую работу с ребёнком, используя  механизм  развития   "слабого" функционального звена  через воздействие  на сохранные  ("сильные") звенья.

В отделении используются такие направления в работе, как игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия, «Изонить», сказкотерапия, песочная терапия, сенсорное развитии детей, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, социально-бытовая реабилитация.

Лечебная реабилитация включает в себя:

Совершенно очевидно, что эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов отделения психолого-педагогической помощи.                                                                         

В направлении организации психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида работает Служба поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, задачи которой:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции;
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Image

Быкова Наталья Анатольевна

психолог по работе с семьёй

Психотерапия и психокоррекция

Цель: Сохранение здоровья детей с ограниченными возможностями посредством комплексной системы профилактики психо-эмоциональных нарушений личности.

Гармоничная социализация личности ребёнка-инвалида.
Задачи:

  • Обучение способам саморегуляции;
  • Обучение способам расслабления мышц и укрепление установки на заботливое отношение к своему телу;
  • Содействовать полноценному личностному интеллектуальному творческому развитию детей на каждом возрастном этапе, формировать у них способность к самовоспитанию, саморазвитию и адекватной социальной адаптации;
  • Проводить психологическое просвещение воспитателей и родителей.
  • Формировать навыки адекватного поведения и общения с окружающими, преодоление социальной изоляции.
Image

Прокашева Татьяна Анатольевна

педагог-психолог высшей категории

Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, психоаналитические личностно ориентированные техники, рациональная терапия, психологические тренинги, игровая терапия.

Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий участие родителей, позволяет психологам решать дополнительные задачи:

  • коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких, как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка;
  • постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка;
  • коррекция взаимоотношений с ребенком по пути от взаимоотношений, характеризуемых, как гиперопека  или гипоопека,  к оптимальным взаимоотношениям;
  • коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанного с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от его "маленьких" успехов;
  • осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его развития и воспитания;
  • повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

Сенсорная комната

Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать психологу. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Зрительно-звуковая среда действует на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Image

Сенсорная комната - это среда, способствующая развитию всех органов чувств человека. Это маленький рай, где все  звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает эффективность проводимого лечения. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:

  • гармонизация психоэмоционального состояния детей;
  • развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование сенсорных процессов детей;развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;
  • осуществление помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;
  • развитие навыков позитивного общения.

Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, особенно из асоциальных семей и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

Эффективность работы сенсорной комнаты:

  • снижение агрессивного и беспокойного поведения,
  • улучшение эмоционального состояния,
  • снятие стресса, снижение тревожности,
  • повышение порога сенсорной чувствительности,
  • восстановление коммуникативной функции, развитие.
Image

Рудина Юлия Борисовна

учитель-логопед первой категории

Логопедическая коррекция

Дети с ограниченными возможностями характеризуются рядом сложных отклонений в речевом развитии. Задача логопеда – правильно диагностировать речевую проблему и научить ребёнка пользоваться своей речью легко и свободно.

В ходе развития речи детей используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Применяются дыхательная и голосовая гимнастика.

Ведётся работа над фонетически чистой, лексически грамотной связной речью. Практикуются занятия с использованием логопедического тренажера «Дельфа», а также различные компьютерные программы.

Image

Мальцева Дарья Сергеевна

учитель-дефектолог 

Дефектологическая помощь

Организуя коррекционную помощь детям, посещающим Центр, учителя-дефектологи осуществляют диагностику, коррекцию и максимальное развитие познавательных способностей детей и их отклонений в психическом развитии; развивают сохранные стороны интеллекта информируют предпосылки учебной деятельности. 

Основные направления работы дефектолога: развитие сенсомоторной сферы, развитие речи, развитие мышления, внимания и памяти, формирование математических представлений, подготовка к овладению письмом.

Специалисты отделения разрабатывают приоритетные направления работы: развитие мелкой моторики, песочная терапия.

Развитие мелкой моторики

Основная цель работы: совершенствование мелкой моторики для развития речи детей, для успешной самореализации и социальной адаптации.

Для решения этой цели актуальны следующие задачи:

  • развитие:
  • сенсорно-перспективной деятельности;
  • тактильной памяти;
  • вербально-логического мышления;
  • ориентации в схеме собственного тела.
  • формирование:
  • пространственных представлений;
  • навыков творчества.
  • обогащение словарного запаса:
  • умение использовать активный и пассивный словарь;
  • навыки общения.
Image

В практической деятельности определены 5 основных разделов работы с детьми:

  1. Графомоторная деятельность – работа в тетради.
  2. Удержание позы руки – упражнения.
  3. Пальчиковая гимнастика – игры – гимнастика.
  4. Песочная терапия – игры с песком.
  5. Предметная деятельность – игры, упражнения с предметами.

Моторная неловкость, недостаточная сформированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость серьёзно заняться развитием тонких движений кистей и пальцев. Массаж и упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей детей.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребёнка правильной речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Познавательные способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.

Image

Кирпикова Елена Альбертовна

Музыкальный руководитель высшей категории

Музыкотерапия

Целью музыкотерапии является активизация различных сторон психофизической деятельности детей за счет воздействия музыки на эмоциональную сферу. 

Для решения этой цели актуальны следующие задачи:

  1. Регуляция эмоциональной сферы.
  2. Формирование умения адекватно воспринимать музыку.
  3. Развитие сенсомоторной сферы: слухового восприятия. Слухомоторной координации, темпо-ритмических структур.
  4. Развитие речи.
  5. Развитие пространственной ориентировки.
  6. Развитие внимания, памяти, мышления.
  7. Развитие музыкальных способностей.
  8. Формирование умений и навыков коллективной деятельности.
  9. Развитие творческого воображения.
  10. Развитие дыхания и голоса.

В Центре используются следующие виды музыкальной терапии:
Слушание музыки – обучение восприятию, регуляции эмоциональной сферы.
Пение – развитие дыхания, голоса, речи.
Музыкально-ритмические движения – развитие темпо-ритмических структур, развитие двигательной системы по рекомендациям врача: пляски, хороводы; музыкальные игры; инсценированная песня.Музыкальный театр – развитие координации, слуха, голоса, движений.

Игра на детских музыкальных инструментах – развитие творчества, развитие тембрового, звуко-высотного, динамического слуха, развитие двигательной системы, дыхания, голоса, артикуляции.

Музыкально-логоритмические занятия – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Image

Мальцева Дарья Сергеевна

учитель-дефектолог 

Педагогическая коррекция

Педагогическая коррекция носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, проводимых опытными педагогами центра реабилитации.

В ходе педагогических коррекционно-развивающих занятий формируются основные двигательные навыки, мелкая моторика, игровые навыки и навыки взаимодействия, развивается речь.Основными её средствами являются игры, развивающие занятия, упражнения, продуктивная деятельность (изодеятельность), театрализация, обучение информационно-коммуникационным технологиям. Педагогическая коррекция направлена на развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению и трудовой деятельности.

Технологии психолого-педагогической реабилитации:

Психотерапия и психокоррекция

Арттерапия

Целью арттерапии является развитие творческих способностей ребёнка, его  фантазии с помощью разнообразных средств.

Для решения этой цели актуальны следующие задачи:

  • развивать творческое воображение детей;Для решения этой цели актуальны следующие задачи:
  • развивать эстетические чувства;
  • развивать сенсомоторную сферу;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • развивать связную речь, выражая в речи эмоциональное отношение к воспринимаемым произведениям искусства, а также отражая творческие фантазии.

Основным в арттерапии является развитие эстетического восприятия, умение выражать свое видение мира с помощью разнообразных изобразительных средств.

Image

Золоторёва Валентина Борисовна

воспитатель высшей категории

Image

Добрых Галина Анатольевна

воспитатель высшей категории

Image

Лебедева Татьяна Александровна

воспитатель первой категории

Image

Долгополова Нина Николаевна

воспитатель первой категории

Обучение приемам творческой деятельности проводится в соответствии с двигательными возможностями детей. Следует широко использовать приемы, компенсирующие двигательную недостаточность, и позволяющие практически любому ребёнку что-то изображать.Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Image

Городилова Ирина Анатольевна

воспитатель первой категории

Изонить

Изонить относится к декоративно-прикладному творчеству, целью которого является включение детей с ограниченными возможностями в процесс реабилитации, создание условий для творческого развития детей и подростков и воспитание творческой личности.

Задачи:

  1. учить детей технике изонити:
  2. изображать углы, окружности, эллипсы (овалы);
  3. владеть иголкой, ниткой, ножницами, шаблонами;
  4. ознакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.             
Image

Ходырева Людмила Геннадьевна

воспитатель высшей категории

Песочная терапия

Песочная терапия – это естественная деятельность ребёнка. Строя картины из песка, разыгрывая ситуации, придумывая различные истории, ребёнку в органичной форме передаётся жизненный опыт.

Песочная терапия используется в целях:

  • диагностики и коррекции;
  • эмоционального самочувствия детей;
  • развитие тактильно-кинестических чувств;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие коммуникативной сферы;
  • умение прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения;
  • умение понимать себя и других;
  • развитие речи, произвольного внимания и памяти.
Image

Останина Светлана Владимировна

Воспитатель первой категории

Image

Созотова Лариса Ивановна 

Воспитатель первой категории

Сказкотерапия

Сказкотерапия нашла свое успешное применение в учебно-воспитательной и игровой деятельности.  Она оказывает целостное влияние на детей с ограниченными возможностями (на интеллектуальное развитие, на психику, личность). Путешествуя по сказке, дети  «мудреют», познают жизнь, приобретают социальные навыки.

Сказку можно читать, сказку можно обсуждать, сказку можно рисовать, сказку можно сочинять и тогда она поможет найти точки опоры в жизни и многое другое.

При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации.

Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказкотерапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.

Таким образом, значение сказкотерапии расширяется до понятия "социальная адаптация".

Театральная студия "Сказка"

20161024 101224

Театр - это волшеный край, в котором

ребёнок радуется, играя,

а в игре он познает мир.

Театрализованная деятельность решает задачи, связанные с воспитанием и развитием личности, вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость.

Виды театров, приминеямых в работе:

  • театр теней;
  • кукольный театр;
  • театр игушек;
  • пальчиковый театр;
  • костюмированный театр.  
Image

Мусихина Валентина Анатольевна

воспитатель высшей категории

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в системе обучения и развития детей представляют собой систему оздоровительных занятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения у детей и повышение резистентного организма. Занятия носят тематический характер.

Познавательные занятия в игровой форме знакомят детей со строением организма человека и основами его безопасности.
В Центре на «занятиях здоровья» детям даются элементарные сведения о своем организме, детей убеждают в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.д.).        

Формируется представление о значимости чистоты в повседневной жизни для здоровья человека. Дети учатся видеть красоту в чистоте и опрятности. Формируется потребность в двигательной активности, поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом. Формируются представления о значении свежих овощей и фруктов для здоровья зубов, хорошего пищеварения и самочувствия,  о безопасном поведении дома и на улице.

Image

Баталова Татьяна Николаевна

воспитатель высшей категории

Социально-бытовая реабилитация

Специальные коррекционные занятия в Центре по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития ребёнка.

Каждый ребёнок независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладевает основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, учатся заполнять различного рода бланки и т.д.
Содержание курса социально-бытовой ориентировке подразделяется на:

  • познавательную культуру
  • воспитание здорового образа жизни
  • я и общество
  • нравственная культура
  • трудовая культура
  • профессиональная ориентация
  • коммуникативная культура

Занятия паралимпийским бочча

 
Бочча -  вид спорта  для людей с инвалидностью, передвигающихся на колясках, имеющих тяжелые двигательные нарушения, с 1984 года входящий в программу Паралимпийских Игр. Бочча - единственный вид спорта для людей, имеющих настолько значительные поражения опорно-двигательного аппарата.

На первый взгляд понятия физическая слабость и спорт практически несовместимы.

Но если заглянуть глубже, то станет понятно, что для людей с физическими недостатками, даже тяжелыми, тоже существуют свои виды спорта.

Таковым видом спорта является бочча. Иногда можно встретить его название бочче.

Хотя по правилам паралимпийских игр правильным звучанием будет «бочча». В нашей стране этот вид спорта появился недавно.

Его завезли из Европы, а именно из Италии.

Эта игра в 1984 году была включена в программу паралимпийских игр, как отдельный вид спорта.

Бочча входит в программы более 50 стран мира.

Для того, чтобы игра была доступна для людей с ограниченными физическими возможностями, специалисты ее немного доработали, изменив частично правила и приемы игры.

В целом, игра в чем-то схожа с керлингом и боулингом.

Главными элементами игры являются мячи из кожи. Для кого-то это может напоминать бильярд.

Image
Image

Кирпикова Елена Альбертовна

Музыкальный руководитель высшей категории

Музыкотерапия

Целью музыкотерапии является активизация различных сторон психофизической деятельности детей за счет воздействия музыки на эмоциональную сферу. 

Для решения этой цели актуальны следующие задачи:

  1. Регуляция эмоциональной сферы.
  2. Формирование умения адекватно воспринимать музыку.
  3. Развитие сенсомоторной сферы: слухового восприятия. Слухомоторной координации, темпо-ритмических структур.
  4. Развитие речи.
  5. Развитие пространственной ориентировки.
  6. Развитие внимания, памяти, мышления.
  7. Развитие музыкальных способностей.
  8. Формирование умений и навыков коллективной деятельности.
  9. Развитие творческого воображения.
  10. Развитие дыхания и голоса.

В Центре используются следующие виды музыкальной терапии:
Слушание музыки – обучение восприятию, регуляции эмоциональной сферы.
Пение – развитие дыхания, голоса, речи.
Музыкально-ритмические движения – развитие темпо-ритмических структур, развитие двигательной системы по рекомендациям врача: пляски, хороводы; музыкальные игры; инсценированная песня.Музыкальный театр – развитие координации, слуха, голоса, движений.

Игра на детских музыкальных инструментах – развитие творчества, развитие тембрового, звуко-высотного, динамического слуха, развитие двигательной системы, дыхания, голоса, артикуляции.

Музыкально-логоритмические занятия – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.